Поиск

воскресенье, 13 февраля 2011 г.

Богословские воззрения славянофилов


Осипов А.И., профессор МДА
«ЖМП»

БОГОСЛОВСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ СЛАВЯНОФИЛОВ

Доклад, сделанный на Первых Хомяковских чтениях.

Не с оптимистических слов хочется начать свое выступление. И к этому есть основания. Из русских православных мыслителей, так называемых "непатенто­ванных богословов", никто не внес тако­го вклада в церковную сокровищницу мысли, особенно в экклезиологию, как старшие славянофилы. И, однако, никто так мало не известен в нашей церковной, школьно-богословской и даже учено-бо­гословской среде, как они же: А. С. Хомя­ков, И. В. Киреевский, К. С. и И. С. Ак­саковы, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев и другие. Как ни парадоксально, но такие, например, философы, как В. С. Соловьев, открыто защищавший пантеизм Спино­зы, ревностный поклонник идеи папско­го примата, называвший Православную Церковь "греко-российской синагогой"1; Н. А. Бердяев, нисколько не считавшийся со Священным Преданием Церкви и про­возгласивший "примат свободы над бы­тием"; Н.Ф. Федоров, фантаст, призы­вавший всех к "общему делу" - воскреше­нию предков; В. В. Розанов с его откро­венными оскорблениями Христа и Церк­ви, как и другие мыслители, русские и за­рубежные, часто далекие от Церкви и от христианства, - эти имена подчас более известны у нас, чем имена славянофи­лов - мыслителей глубоких и искренне православных, создателей оригинальной религиозно-философской системы, рев­ностных до самопожертвования борцов за сохранение и развитие независимой самобытной национальной культуры своего народа.
В чем причина малой известности славянофилов?

Каждый решает для себя сам: быть с Богом - или вопреки Ему


Осипов А.И., профессор МДАиС
"Благовест"(http://www.vologda.ru/), Вологодская епархиальная газета, № 8-9 (52-53), 1999
Материал предоставлен библиотекой форума "Православная беседа" – http://beseda.mscom.ru/library/

КАЖДЫЙ РЕШАЕТ ДЛЯ СЕБЯ САМ: БЫТЬ С БОГОМ - ИЛИ ВОПРЕКИ ЕМУ

Весной этого года Вологодскую епархию по приглашению епископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана посетил А.И. Осипов - известный православный богослов, профессор Московской духовной академии. А.И. Осипов встречался с преподавателями и студентами Вологодского педагогического университета и Молочной академии им. В.В. Верещагина, выступал перед сотрудниками областной администрации и департамента образования. А.И. Осипов посетил Покровское, Горицы, он встречался с общественностью Череповца. Мы публикуем ответы Алексея Ильича на некоторые из многочисленных вопросов, которые были заданы ему на встречах.

Что такое покаяние и исповедь?
- Суть всей христианской жизни заключается в том, чтобы увидеть себя, свои болезни. Ибо это видение дает мне возможность, с одной стороны, заняться самим собой. Второе - я начинаю совсем иначе относиться к другим людям. Мне стыдно осуждать другого в том, что я сам делаю. Не могу! Я начинаю понимать, что если я это делаю, то и другой, по слабости, может сделать. Ошибся! Появляется снисхождение к другому, благожелательство, сочувствие к другому, любовь к другому человеку. Поэтому покаяние, будучи изменением моего внутреннего состояния, дает возможность не только исцелиться самому от своих грехов, но и порождает то доброе отношение к другому человеку, которое столь необходимо в наше время. Самым страшным грехом является самооправдание. Представьте себе, я заболел, и другие, видя это, говорят мне: "Иди в больницу". Я им отвечаю: "Вы больны, вы и идите. Я хорош, здоров". Самооправдание - жуткая вещь. Больше всего человек от чего страдает? От отсутствия благожелательства друг к другу. Как хочется любви! Это как солнце, которого ждет душа наша. Хотим? Прояви сам и тоже получишь. Таким образом, с помощью покаяния человек приходит в некую норму - очищаясь, нормализуется, становится здравым человеком. И это здравие дает человеку то, что мы неустанно ищем - счастье, то состояние радости, которое столь важно для каждого из нас.
Цель жизни после смерти?

Искатель высшей правды. Ф. М. Достоевский и христианство


Осипов А. И., профессор МДА
«Православная беседа», №2, 1997
ИСКАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ПРАВДЫ. Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ И ХРИСТИАНСТВО

Доклад к 175-летию со дня рождения великого русского писателя Ф.М.Достоевского, прочитанный 11 ноября 1996 года на вечере в Издательстве Московской Патриархии в рамках "Издательских сред".

“Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием”
Федор Михайлович Достоевский.

Федор Михайлович Достоевский принадлежит к той сравнительно небольшой части людей, которые несут в себе какой-то неугасающий огонь, непрерывно жгущий их души исканием Истины и приносящий им глубокое страдание, пока не найдут ее. Может быть наилучшим фоном для понимания их являются те, о которых Господь Иисус Христос сказал Своему ученику: “Предоставь мертвым погребать своих мертвецов” (Мф. 8,22). Эти другие - люди мировозренчески безразличные. У них нет вопросов о душе, о нравственной ответственности перед совестью и Богом, об истине, о каком-то ином смысле жизни, кроме посюстороннего, исключительно земного, преходящего. Это те “теплохладные”, о которых Писание говорит: “Извергну тебя из уст Моих” (Откр. 3,15).
Как далек от них по типу своей личности Достоевский! При всей сложности характера и нравственных проявлений своей непростой натуры это был человек ищущий святыни, горящий исканием высшей Правды - не философской, отвлеченной истины, большей частью ни к чему никого не обязывающей, но Правды вечной, являющейся непоколебимым законом жизни и сохраняющей каждого верного ей человека от духовной смерти.
Говорить, однако, о такой Правде можно только с точки зрения вечности, ибо она есть Сам Бог. Потому-то отречение от идеи Бога неминуемо, по Достоевскому, ведет человечество к гибели. В уста беса в “Братьях Карамазовых” Достоевский влагает следующие знаменательные слова: “По-моему, и разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в человечестве идею о Боге, вот с чего надо приняться за дело! С этого, с этого надобно начинать, - о, слепцы, ничего не понимающие! Раз человечество отречется поголовно от Бога, то само собою, без антропофагии, падет все прежнее мировоззрение и, главное, вся прежняя нравственность, и наступит все новое. Люди совокупятся, чтобы взять от жизни все, что она может дать, но непременно для счастья и радости в одном только здешнем мире. Человек возвеличится духом божеской, титанической гордости и явится человекобог... а ему “все позволено”... Для Бога не существует закона! Где станет Бог - там уже место Божие! Где стану я, там сейчас же будет первое место... “все дозволено” и шабаш!”.

Знать врага в лицо!!! Б. Немцов.

Компромат на Бориса Немцова. На кого работал, с кем дружил, как наносил ущерб Государству. http://www.youtube.com/watch?v=KwAD1h_GGT8

Торжество Православия (Как спасти мир в десять легких шагов, Шаг Второй) - Исраэль Шамир и Алиса Шамир


Искусство – это не только и не просто самовыражение художника, это - связь с миром духа. Древнейшее искусство пещерного человека уже глубоко религиозно, как справедливо замечал Честертон. От Дендеры в Египте до Покрова на Нерли, от Верхней Бирмы до Конка, от заполярного Нидароса до Ватикана мировое искусство говорило о Боге. Великие европейские и русские художники Средних веков и Возрождения творили в церкви и для церкви. Так были созданы величайшие шедевры искусства, и верующие переполняли церкви, в которых они могли не только слышать Слово Божие, но и видеть их зримый Образ. Церковь была крупнейшим спонсором, именно для церкви создавались лучшие работы лучших мастеров.
Светское искусство возникло в королевских дворцах, а во второй половине 19-го века, с подъемом буржуазии, оно стало превалировать, ориентируясь на рынок, на потребителя попроще. Быстро, за сто с лишним лет, оно потеряло всякую связь с духом, с Богом, а потом место буржуа-заказчика занял куратор музея. После этого искусство порвало и с людьми и с красотой, и наконец, стало воинственно богоборческим.
На Западе этот процесс уже далеко зашел. Свиные туши, видеозапись пустых комнат, лампочки выдаются за искусство. А если уж образы Христа и Богородицы – то фотография Распятия в контейнере с мочой или Христос как знамя сексуальных меньшинств (распятого чернокожего атлета нежно и эротично обнимает молодец нордической внешности) – то, что нравится кураторам и заказчикам.
После 1990-го эта тенденция хлынула бурным потоком в Россию, и сразу стала воинственно антихристианской. Сложилась плотная, тесно спаянная мафия современного антихристианского псевдо-искусства воинствующих безбожников. Авдей Тер-Оганян рубил иконы, куратор Андрей Ерофеев устраивал выставки, и Плуцер-Сарно их восхвалял. Выставка «Осторожно, религия» с кощунственными произведениями Тер-Оганяна сопровождалась антихристианским пресс-релизом (ныне покойной) Анны Альчук, обвинявшим русскую церковь во всех грехах, а ее супруг Михаил Рыклин заклеймил защитников церкви в книге «Свастика, крест, звезда», за что и был награжден престижной премией в Германии.
Powered By Blogger