Поиск

четверг, 18 августа 2011 г.

Тайны Августа 1991-го



KM.RU
ФРОНТ-ПРОЕКТ







Даже на фоне многочисленных белых пятен, которыми изобилуют «темные страницы» российской истории, события августа 1991 года по праву могут претендовать на «почетное звание» самой настоящей «черной дыры» в новейшей российской историографии. Ставшая притчей во языцех телетрансляция балета «Лебединое озеро», испуганный, но все же рвущийся к власти Ельцин на танке, трясущиеся руки не менее испуганного Янаева и форосское заточение Горбачева – по большому счету это все, что сегодня вспоминают рядовые обыватели о событиях 20-летней давности.
Члены ГКЧП в ходе пресс-конференции 19 августа 1991 года (corbis.com)
Профессиональные историки и политологи, напротив, постоянно выдвигают множество версий, которые варьируются в предельно широком диапазоне: от «последнего боя», данного патриотами, пытающимися спасти оказавшуюся на краю пропасти великую державу, до пресловутого «путча» и попытки антиконституционного переворота со стороны радикальных советских реакционеров-номенклатурщиков, которые, по мнению некоторых экспертов, сознательно разваливали СССР под диктовку КГБ, а то и вовсе по заданию западных спецслужб. Нередко можно услышать и голоса сторонников более «накрученной» конспирологической версии, которые утверждают, что «кремлевский мятеж» на самом деле является лишь политическим спектаклем, мастерски разыгранным внешне противоборствующими командами Ельцина и Горбачева. Безусловно, отсутствие единства во взглядах наблюдателей отчасти объясняется желанием представить «три дня, которые чуть было не потрясли мир» в «правильном» информационном свете. Однако даже неангажированные историки, искренне желающие разобраться в сути происшедшего, зачастую вынуждены констатировать, что эта история оставляет гораздо больше вопросов, чем дает ответов. В частности, знал ли Михаил Горбачев о готовящемся заговоре силовиков или, более того, каким-то образом санкционировал их действия? Каковы были реальные цели «путчистов»? Чем была вызвана их феноменальная нерешительность, граничащая с полным политическим безволием, которая как-то не очень вяжется с обликом советских силовиков?

Ермак Тимофеевич (?—6.8.1585), казачий атаман, предводитель похода в Сибирь


Календарь "Святая Русь"
6.08.1585 (19.08)

6.08.1585 (19.08). – Погиб на р. Иртыш казачий атаман Ермак Тимофеевич
Поход Ермака

Ермак Тимофеевич (?—6.8.1585), казачий атаман, предводитель похода в Сибирь, положившего начало присоединению Сибири к России и её освоению. О первой половине его жизни ничего достоверно не известно. Фамилия Ермака также не установлена, однако в те времена многие русские именовались по отцу или по кличке. Его величали либо Ермаком Тимофеевым, либо Ермолаем Тимофеевичем. Отважный и разумный, он участвовал во многих боях, изъездив южную степь между низовьями Днепра и Яика, побывал, вероятно, на Дону и Тереке, сражался под Москвой (1571) с Девлет-Гиреем, участвовал в Ливонской войне (1581). Благодаря таланту организатора, своей справедливости и смелости стал атаманом.
О дальнейшем известно, что казаки Ермака грабили купцов и царские караваны на Волге. Но июле 1579 г. промышленник Строганов позвал казаков бросить воровскую жизнь, чтобы охранять его промыслы на Урале от татарских набегов. Откликнулись пять атаманов со своими сотнями – всего 540 волжских казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем и его соратниками Иваном Кольцо, Яковом Михайловым, Никитой Паном, Матвеем Мещеряком. Они прослужили два года у Строгановых.
В июле 1581 г. кучумовский отряд в 700 человек совершил набег на Строгановские городки. Нападавшие были разбиты казаками Ермака. В связи с этим возникла необходимость, чтобы отбить у наглеющих татар охоту новых набегов, преследовать их за Уралом, послать туда отряд «воевать Сибирского салтана».
1 сентября 1581 г. Ермак и его товарищи, имея 840 человек (300 своих ратников дали Строгановы), вооруженных пищалями и пушками, с необходимыми запасами зимней обуви, одежды, продовольствия, снабженные местными проводниками по рекам Сибири и переводчиками с местных языков (татарского, мансийского, хантыйского, пермяцкого), отправились на завоевание Сибирского ханства, один из остатков татаро-монгольской орды.
Ермак был настоящий русский богатырь – отважный, умный; он умел словом побуждать соратников на подвиги – каким и стал поход в 1581 г. на Сибирское царство хана Кучума. Сознавая всю опасность, Ермак со товарищи решили искупить этим походом во славу родной земли свои прежние преступления и постановили соблюдать полную чистоту душевную: «Блуд же и нечистота в них в великом запрещении и мерска, а согрешившего, обмывши 3 дня, держать на чепи», – говорит летописец. Так малый отряд Ермака, творя молитвы, покорял сибирские просторы, вступая в бои против 10.000 воинов Кучума. По преданию, когда казаки однажды плыли мимо противника, осыпавшего их стрелами, то их знамя с образом Спаса само пошло впереди всех по реке Тобол, пока отряд не миновал опасного места.

Отношение христианина к страстям его. Аскетические опыты. Том I.


Аскетические опыты. Том I

ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНИНА К СТРАСТЯМ ЕГО

Некоторый великий подвижник сказал: “должно терпеть свои недостатки точно также, как терпим недостатки других, и снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах. Вместе с этим не должно предаваться нерадению: должно заботиться усердно о исправлении и усовершенствовании себя [1]”.
“Не возмущайся, не приходи в недоумение, сказал некоторый святой Отец, когда увидишь в себе действие какой либо страсти. Когда восстанет страсть, подвизайся против нее, старайся обуздать и искоренить ее смирением и молитвою [2].
Смущение и недоумение, при открывшемся действии страсти, служит доказательством, что человек не познал самого себя [3].
При свете Слова Божия рассмотрим отношение наше к страстям и немощам нашим, чтоб получить правильное понятие о себе и, на основании правильного понятия о себе, правильно управлять собою.
Человек в беззакониях зачинается, рождается во грехах: [4] следовательно страсти или греховные недуги души и тела свойственны нашему падшему естеству.
Страсти противоестественны непорочному естеству нашему, каким оно было создано; противоестественны страсти и естеству обновленному; они естественны падшей природе. Так естественны всякой телесной болезни свойства этой болезни; так естественны болезни и смерть нашему телу, утратившему бессмертие и свойства бессмертия. До падения бессмертие было естественно нашему телу, — болезни и смерть были неестественны.
Страсти — иначе грех, в обширном значении этого слова. Апостол, когда говорить о грехе, живущем в человеке [5], разумеет под словом грех заразу злом всего естества человеческого, разумеет страсти. Это состояние называется также состоянием плотским [6] и смертью [7].
Человек, до искупления рода нашего Спасителем, не мог противиться страстям, хотя бы и хотел: они насильно увлекали его; они властвовали над ним против воли его. Христианин, при посредстве святого Крещения, свергает с себя иго страстей; он получает силу и возможность противиться страстям, попирать их [8]. Но и искупленному человеку, человеку обновленному, помещенному в духовном раю — в Церкви — предоставлена свобода: по произволу своему, он может или противиться страстям и победить их о Господе, или покоряться и поработиться им. Так и в чувственном раю предоставлено было на произвол первозданному человеку или повиноваться заповеди Божией, или преслушать её.
Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет её; постоянное сопротивление низлагает её. Каждое увлечение отрастаю усиливает её, постоянное увлечение страстью порабощает страсти увлекающегося ею.

Крестьянско-большевицкая война на Тамбовщине


19.08.1920. – В Тамбовской губернии вспыхнуло крестьянское восстание под руководством А.С. Антонова, жестоко подавленное Красной Армией

Крестьянско-большевицкая война на Тамбовщине
Александр Степанович Антонов (1889–1922).
При режиме военного коммунизма начала 1920-х годов (до введения нэпа), измученные грабительским произволом продразверстки, первыми попытками насаждения колхозов, крестьяне повсюду вынуждены были выбирать между сопротивлением режиму и голодной смертью. К этому добавлялось ограбление и закрытие церквей, что заставляло патриархальное православное крестьянство жертвенно выступать на защиту своих святынь, к чему призвал и Патриарх Тихон. Вызванные этими двумя причинами крестьянские волнения против жидобольшевицкой власти прокатились по всей территории Совдепии. Во многих местах они носили антиеврейский характер ("За Советы без жидов и большевиков!"), поскольку продотрядами и антицерковными комиссиями часто руководили евреи.
Самым крупным из них было народное восстание в хлебной Тамбовской губернии в 1920–1921 гг., которая была близка к большевицкой столице и поэтому испытала на себе всю тяжесть безчинств Продармии. Продотряды использовали такой прием: входили в село, хватали одного из зажиточных крестьян и живым закапывали в землю перед согнанными сельчанами, – предлагая им сдать "излишки хлеба": тогда откопаем... Уже к октябрю 1918 г. в губернии действовали 50 продотрядов общей численностью до 5 тысяч человек, – при этом продразверстку проводили губпродкомиссар Гольдин, секретари губкома Райвид и Пинсон, заведующий отделом пропаганды Эйдман, председатель губисполкома Шлихтер и т.д. Они же осуществляли опубликованный в начале 1918 г. Декрет "Об отделении церкви от государства, а школы от церкви", то есть лишение Церкви всего ее имущества. На сопротивление верующих отвечали усилением репрессий, например, расстрелом крестного хода в Шацке.
Powered By Blogger