Поиск

четверг, 1 сентября 2011 г.

Нарва и Ивангород сквозь века

Самый стык Западной и Восточной культур, символ извечного противостояния немецких рыцарей и русских дружинников. Немецко-эстонская Нарва и русский Ивангород".



21 июля 2005 года эта мечта осуществилась - фото выше сделано мною в Нарве. Но об этом чуть позже. Сначала же приходилось лишь вздыхать, любуясь потрясающими панорамами противостояния двух разных укреплений:

Нарва. Взгляд с востока.



Нарва - третий по населению (после Таллина и Тарту) город Эстонии - здесь живёт целых 67 тысяч человек! Причём на долю эстонцев приходится лишь 5% населения, за что Нарву иногда называют "Русской столицей Эстонии". Основали Нарву датчане в 1223 году как замок (в русских летописях Ругодив), в 1346-1558 года Нарва принадлежала Ливонии, а в 1581-1704 - Швеции. С проигранной Петром Первым битвы под Нарвой в 1700 году началась Северная война, закончившаяся покорением Прибалтики и возникновением Петербурга. В 1920-40 годах Нарва принадлежала независмой Эстонии, а кроме того, тогда граница проходила не по Нарове, а по водоразделу Наровы и Луги - то есть Ивангород (Янинлин) тоже был в составе Эстонии, как и псковские Изборск (Ирбоска) и Печоры (Петсери). Впрочем, как вы могли убедиться по прошлым постам, в Ивангороде эстонцы не оставили заметного следа.

К 25-летию кончины о. Серафима (Роуза)


Календарь "Святая Русь"
20.08/2.09.1982
20.08/2.09.1982. – Скончался иеромонах Серафим (Роуз), автор книг "Православие и религия будущего", "Душа после смерти" и др.

К 25-летию кончины о. Серафима (Роуза)
Иеромонах Серафим (Роуз) (13.08.1934–20.08.1982) – автор уникальных книг, раскрывающих с точки зрения Православия многие проблемы современного міра. Родился с именем Евгений в американской семье (с материнской стороны в нем текла норвежская кровь, с отцовской – французская и датская) в Южной Калифорнии (недалеко от Голливуда и Диснейленда), но с юных лет стремился постичь истину о смысле бытия, не находя этого смысла в общепринятой американской жизни.
Пройдя через участие в бунтарских молодежных протестах и многие искушения, ознакомившись практически со всеми религиями, Евгений пришел к православной вере в Русской Зарубежной Церкви
Уединившись в скиту в Платине (монастырь прп. Германа Аляскинского), о. Серафим наряду со строго аскетической молитвенной жизнью занялся обширной издательской деятельностью, в том числе на английском языке – чтобы сделать американским христианам доступной Истину Православия. Он вел обширную переписку с друзьями, которая ценна точностью духовных суждений о многих вопросах современности (готовится к изданию в Джорданвиле). При виде американской жизни с ее легитимацией всевозможной бесовщины отец Серафим был убежден, что мір идет к концу: «у нас времени меньше, чем Вы думаете. Апокалипсис уже наступил».
Он умер в возрасте 48 лет от редкой болезни (гангрены сосудов кишечника).
Наиболее известные сочинения: "Православие и религия будущего" (1975), "Душа после смерти" (1980), "Святые отцы: верный путь христианства" (1983), "Будущее России и конец міра: православное міровоззрение" (1991). Все они устремлены за пределы земной жизни – к вечной.

Иером. Серафим (Роуз). Будущее России и конец мира


Лекция иеромонаха Серафима (Роуза), произнесенная на Съезде православной молодежи в городе Сан-Франциско в августе 1981 года.

Каждый православный христианин находится между двумя мирами: этим миром падшим, в котором мы должны достигнуть нашего спасения, и другим миром, небесами, родиной нашей, к которой мы стремимся и которая, если мы ведем истинно христианский образ жизни, вдохновляет нас идти путем христианской добродетели и любви.
Но стихии мира сего слишком приблизились к нам. И поэтому мы часто забываем нашу небесную родину. Давление суетности мира в наше время сделалось настолько сильным, что мы часто теряем всякое понятие того, в чем же собственно заключается жизнь истинного христианина. Даже если мы посещаем регулярно церковные службы и считаем себя верными членами Церкви, как часто эта наша церковность бывает поверхностна и связана, таким образом, с богатством и красотой православной богослужебной традиции. Как часто нам не хватает сознания того, что Православие является верой, цель которой есть спасение нашей души, как часто нам не хватает любви и преданности ко Христу, воплотившемуся Богу, Основателю веры нашей.
И как часто наша церковная жизнь ограничивается только исполнением известных обязанностей и привычек, которые затрагивают только внешнее наше сознание, не касаясь его глубины и не ведя нас путем духовного роста к вечной жизни в Боге.



Добродетели с Пороками исстари во вражде были. Пороки жили весело и ловко свои дела обделывали; а Добродетели жили посерее, но зато во всех азбуках и хрестоматиях как пример для подражания приводились. А втихомолку между тем думали: "Вот кабы и нам, подобно Порокам, удалось хорошенькое дельце обделать!" Да, признаться сказать, под шумок и обделывали.
Трудно сказать, с чего у них первоначально распря пошла и кто первый задрал. Кажется, что Добродетели первые начали. Порок-то шустрый был и на выдумки гораздый. Как пошел он, словно конь борзый, пространство ногами забирать, да в парчах, да в шелках по белу свету щеголять — Добродетели-то за ним и не поспели. И не поспевши, — огорчились. "Ладно, говорят, щеголяй, нахал, в шелках! Мы и в рубище от всех почтены будем!" А Пороки им в ответ: "И будьте почтены с богом!"
Не стерпели Добродетели насмешки и стали Пороки на всех перекрестках костить. Выйдут в рубищах на распутие и пристают к прохожим: "Не правда ли, господа честные, что мы вам и в рубище милы?" А прохожие в ответ: "Ишь вас, салопниц, сколько развелось! проходите, не задерживайте! бог подаст!"
Пробовали Добродетели и к городовым за содействием обращаться. "Вы чего смотрите? совсем публику распустили! ведь она, того и гляди, по уши в пороках погрязнет!" Но городовые знай себе стоят да Порокам под козырек делают.
Так и остались Добродетели ни при чем, только пригрозили с досады: "Вот погодите! ушлют вас ужо за ваши дела на каторгу!"
А Пороки между тем всё вперед да вперед бегут, да еще и похваляются. "Нашли, говорят, чем стращать — каторгой! Для нас-то еще либо будет каторга, либо нет, а вы с самого рожденья в ней по уши сидите! Ишь, злецы! кости да кожа, а глаза, посмотри, как горят! Щелкают на пирог зубами, а как к нему приступиться — не знают!"
Словом сказать, разгоралась распря с каждым днем больше и больше. Сколько раз даже до открытого боя дело доходило, но и тут фортуна почти всегда Добродетелям изменяла. Одолеют Пороки и закуют Добродетели в кандалы: "Сидите, злоумышленники, смирно!" И сидят, покуда начальство не вступится да на волю не выпустит.
В одну из таких баталий шел мимо Иванушка-Дурачок, остановился и говорит сражающимся:

День Донской иконы Божией Матери – одной из русских величайших святынь, чудотворной


Донская, Донской, Донской
Опубликовано Станислав МИНАКОВ 1 сентября 2011 г. @ 02:00 в Церковь и вера
1 сентября по новому стилю, а по нашему церковному календарю 19 августа, отмечается день Донской иконы Божией Матери – одной из русских величайших святынь, чудотворной.
Предисловие к вкладной книге Донского монастыря от 1692 г. сообщает, что этот Богородичный образ осенял одно из ключевых сражений русской истории – Куликовскую битву. В день битвы, 8 сентября 1380 г., на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась среди русского войска, поскольку накануне донские казаки поднесли ее князю Дмитрию. После сражения с монголо-татарами у Дона и Непрядвы князь Дмитрий Иванович получил навечное прозвище Донской, и сегодня великий князь Московский (с 1359) и Владимирский (с 1363) для нас неразрывен с этим именованием. «Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Дмитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща» – так говорят старые историки.
Самым известным образом Донской Богородицы считается икона, приписываемая большинством исследователей знаменитому русскому иконописцу Феофану Греку (была раскрыта от записей Г.О. Чириковым в 1919 г.). Некоторые искусствоведы полагают написание ее чуть более поздним, чем год Куликовской битвы в 1382–1395 гг. Икона с 1930 г. находится в Третьяковской галерее, однако ежегодно в день празднования ее доставляют в Донской монастырь, где перед ней совершается праздничное богослужение.
Донская Богородица. Икона. Феофан Грек. 1390-е гг.
Перед Донской иконой 3 июля 1552 г., отправляясь в казанский поход, молился Иоанн Грозный, которого образ затем сопровождал в войске, а после был помещен в Благовещенском соборе Московского Кремля.
В 1598 г. патриарх Иов благословил Донской иконой на царство Б. Годунова. В 1687 г. икона сопровождала в крымском походе князя Василия Голицына. В конце XVII в. была перенесена в покои царевны Натальи Алексеевны, и позднее вернулась в Благовещенский собор.
Powered By Blogger