Поиск

четверг, 8 сентября 2011 г.

Что такое "еврей" относительно христианской цивилизации?


Аксаков Иван Сергеевич

Москва, 8 августа 1864 г.
Что такое "еврейский вопрос" в России, да и не в России только, а вообще в христианской Европе? Этот вопрос состоит собственно в том, каким образом заглушить тот диссонанс, примирить то противоречие, которое представляет существование еврейского племени среди христианского общества, т.е. племени, отрицающего самую коренную основу христианского общества, самые его права на бытие? Другими словами: как устроить отношение к национальности христианского народа - такой национальности, которая все свое определение находит только в отрицании христианства, - и других элементов национальности, даже почти и физиологических не имеет? Если бы евреи отступились от своих религиозных верований и признали во Христе истинного мессию, никакого бы еврейского вопроса и не существовало. Они тотчас бы слились с теми христианскими народами, среди которых обитают. Следовательно, разрешение этого трудного, многосложного, тяжелого и скучного вопроса, по-видимому, очень легко: нужно только осознать свои заблуждения, отказаться от того, что все гг. прогрессисты из евреев же называют предрассудками. Но тогда бы не было и вопроса, а вопрос существует именно потому, что евреи желают быть согражданами христианского общества, оставаясь в то же время верными своему "закону", - стало быть, они дорожат этим "законом", стало быть, они вполне разделяют все чаяния, сопряженные с иудаизмом как вероучением, проникнуты в душе той же исключительностью, которая составляла некогда священную особенность этого племени до христианства, но которая упразднена исполнением обетования во Христе и призванием к участию в благодати всего человечества. Если же таково внутреннее духовное отношение евреев к христианам, так, строго говоря, тут примирение невозможно. Искренне верующий еврей и искренне верующий христианин могут сосуществовать в одном месте, друг подле друга, связанные внешним гражданским союзом, - но без духовного единения, но не составляя друг с другом никакого общего нравственного целого: они в области сознания исключают друг друга.

В Прусском вагоне - Добролюбов Николай Александрович

По чугунным рельсам
Едет поезд длинный;
Не свернет ни разу,
С колеи рутинной. 

Часом в час рассчитан
Путь его помильно...
Воля, моя воля,
Как ты здесь бессильна. 

Толи дело с тройкой!
Мчусь, куда хочу я,
Без нужды, без цели
Землю полосуя. 

Не хочу я прямо -
Забирай налево,
По лугам направо,
Взад через посевы. 

Но, увы, уж скоро
Мертвая машина
Стянет и раздолье
Руси-исполина. 

Сыплют иностранцы
Русские мильоны,
Чтобы русской воли
Положить препоны. 

Но не поддадимся
Мы слепой рутине:
Мы дадим дух жизни
И самой машине. 

Не пойдет наш поезд,
Как идет немецкий:
То соскочит с рельсов
С силой молодецкой; 

То обвалит насыпь,
То мосток продавит,
То на встречный поезд
Ухарски направит. 

То пойдет потише,
Опоздает вволю,
За метелью станет
Суток трое в поле. 

А иной раз просто
Часика четыре
Подождет особу,
Сильную в сем мире. 

Да, я верю твердо:
Мертвая машина
Произвол не свяжет
Руси-исполина. 

Верю: все машины
С русскою природой
Сами оживятся
Духом и свободой! 
Powered By Blogger