Поиск

среда, 21 марта 2012 г.

Поэт Аполлон Николаевич Майков - Календарь "Святая Русь"

Календарь "Святая Русь"
8.03.1897 (21.03). - Умер поэт Аполлон Николаевич Майков

Аполлон Николаевич Майков (23.05.1821–8.03.1897) родился в семье академика живописи Н.А. Майкова. Родоначальником боярского рода Майковых был дьяк Царя Иоанна Грозного Андрей Майк; к ней принадлежал св. Нил Сорский (в миру Нил или Николай Майков). Известен и ярославский помещик И.С. Майков, который содействовал Ф.Г. Волкову в создании первого русского публичного театра, а его старший сын, родной брат прадеда Аполлона Николаевича - Василий Иванович, поэт XVIII века. Родной дед, Аполлон Александрович, служил директором Императорских театров.

Выросший в столь культурной и художественной среде, Аполлон Николаевич получил прекрасное образование сначала дома, затем на юридическом факультете Петербургского университета, служил помощником библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 г. и до конца жизни работал цензором в комитете иностранной цензуры, где служил его друг Ф.И. Тютчев (его пост председателя этого цензурного ведомства он занял после отставки последнего).

Расширяя кругозор, Аполлон Николаевич постоянно выезжал за границу, в Грецию и Италию. Под впечатлением древностей этих стран заметной темой в творчестве Майкова становится тема торжества христианства в борьбе с язычеством в первые века нашей эры. Побывал также в Испании, Германии, Франции. В Париже слушал лекции в Сорбонне и в College de France, составив себе достаточное представление и о Европе, и о европейской науке. Посетил и Прагу в связи с пробуждающимся интересом к панславизму и его кандидатской диссертацией "О первоначальном характере законов по источникам славянского права".

Следует отметить, что в молодости Майков был близок к кругу Белинского и нигилистическому кружку петрашевцев, но европейские впечатления, с одной стороны, и дружба с Тютчевым, с другой, помогли ему обрести православное национальное міровоззрение. «Знакомство с Тютчевым и его расположение ко мне, – отмечает Майков, – скрепленною пятнадцатилетней службой вместе и частными беседами и свиданиями, окончательно поставило меня на ноги, дало высокие точки зрения на жизнь и мір, Россию и ее судьбы в прошлом, настоящем и будущем, и сообщило тот устой мысли, на коем стою и теперь и на коем воспитываю свое семейство». Майков называл себя духовным крестником Тютчева.

Крымская война 1853–1856 гг. особенно всколыхнула патриотические и монархические чувства Майкова. В самом начале 1855 г. вышла небольшая книжка его стихов "1854-й год". Сама война, настроение, охватившее русское общество столь эмоционально и во многом невольно сообщилось чуткому поэту, образ мыслей которого достиг полной зрелости. Так в письме к А.Ф. Писемскому он пишет: «И каково бы ни было образование каждого, из каких бы источников ни подчеркнул он свои знания и мнения, все в один голос, в один миг должны были разрешить этот вопрос и единодушно, перед судом совести, ответить: "Я – русский"... Ничто не подавило в нашем сознании, что можно быть ученым и образованным человеком и чувствовать, что мы в тоже время русские, и что в нас повыше всего одно святое чувство любви к отечеству!.. На нас писателях лежит великий долг – увековечить то, что мы чувствовали со всеми. Нам следует уяснить и осязательно нарисовать тот идеал России, который ощутителен всякому».

После Крымской войны Аполлон Николаевич сблизился с редакцией "Москвитянина", поздними славянофилами и "государственниками". Проявлял постоянный интерес к исторической тематике, особенно к эпохе Древней Руси и славянскому фольклору, что помогло ему создать один из лучших поэтических переводов "Слова о полку Игореве" (1866–1870). С сочувствием рисовал образы св. блгв. Князя Александра Невского и других Государей; начиная с 1870-х гг. в творчестве поэта усиливаются религиозные настроения. Во многом поддерживаемый Ф.И. Тютчевым, Майков писал и публицистику, в частности, в славянофильском издании "Беседа" была опубликована статья "Всеславянство" (1871).

Не забудем также, что Майков создал немало известных стихотворений о русской природе, которые заучивались в России наизусть "чуть ли не с первыми молитвами" (так об этом сказал М. Бородкин, написавший статьи о Тютчеве и Майкове): "Весна! Выставляется первая рама" (1858), "Летний дождь" ("Золото, золото падает с неба", 1858), "Сенокос" ("Пахнет сеном над лугами", 1858), "Ласточки" (1856) и т.д. Многие его лирические стихотворения вдохновляли русских композиторов на написание романсов.

Но не одной внешней красотой полны великолепные строки Майкова, вызванные огромной любовью автора к своей родине. По мере духовного взросления поэта она уже была выражена не буйным и стремительным тоном, а спокойным, тихим и философским. В своих стихах Аполлон Николаевич, по выражению Бестужева-Рюмина, старался "вознестись к высшему религиозному началу и в нем слиться со своим народом". Подобно Тютчеву, поэт считал Россию "по природе христианским царством и хранительницей истинного христианского духа".

В 1882 г. была полностью опубликована лирическая драма "Два міра", ранняя редакция которой вышла в 1872 г. Сам поэт считал это произведение главным трудом своей поэтического творчества, основными вехами которого являются "Олинф и Эсфирь", "Три смерти" и "Смерть Люция".

Аполлон Николаевич Майков умер 8 марта 1897 г. после сильной простуды.

Майков был женат на русской немке Анне Ивановне Штеммер. Сын Майкова художник Аполлон Аполлонович был одним из организаторов Союза Русского Народаи товарищем председателя Главного Совета СРН.

Уже при жизни либералы не любили Майкова за его правые взгляды настоящего православного монархиста. Разумеется, и усилиями большевиков почти целый век этот замечательный русский поэт был неоправданно предан забвению из-за своих идейных убеждений.

(Использована статья С.С. Лабанова "Политическая философия Аполлона Майкова")

Постоянный адрес данной страницы: http://www.rusidea.org/?a=25032106

Художник Иван Иванович Шишкин - Календарь "Святая Русь"

Портрет работы И.Н. Крамского 
Календарь "Святая Русь"
8.03.1898 (21.03). - Умер художник Иван Иванович Шишкин
Знаток души русского леса

Иван Иванович Шишкин (13.01.1832–8.03.1898) – выдающийся мастер русского лесного пейзажа. Родился в г. Елабуга в семье небогатого купца, бывшего большим ревнителем старины, автора книги "Истории города Елабуги". Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Несколько лет учился за границей как стипендиат Академии, с успехом участвуя в заграничных выставках.

Уже в училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище», – записал Шишкин в своем дневнике. «Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы...». Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. В 1865 г. художник удостоился звания академика живописи.

«Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный», – так писал о живописце известный русский критик В.В. Стасов.

С особым мастерством передавал величие и мощь русской природы, ее широкие просторы. Главные произведения: "Полдень", "В окрестностях Москвы", "Рожь", "Лесные дали", "Утро в сосновом лесу", "Дождь в дубовом лесу", "Корабельная роща".

В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест как классика национальной живописи, произведения которого обрели огромную популярность в народе.


"Утро в сосновом лесу"

Постоянный адрес данной страницы: http://www.rusidea.org/?a=25032107

Художник Василий Иванович Суриков - Календарь "Святая Русь"

Календарь "Святая Русь"06.03.1916 (19.03). - Умер художник Василий Иванович Суриков
Божественная "машина времени" Сурикова

Василий Иванович Суриков (12.1.1848–6.3.1916) родился в Красноярске в семье, принадлежавшей к старинному казачьему роду. Сибирский русский люд, отправившись раздвигать границы матушки-Руси до Тихого океана и тем самым уходя отпетровской модернизации, унес с собой и старинный патриархальный быт. В детстве Василий впитывает в себя сохранявшиеся в неприкосновенности древние обычаи и обряды. С детства полюбились ему сибирская природа, могучие реки, лихая скачка на конях, молодецкие потехи, кулачные бои на льду, рысьи казачьи шапки и шубы, подпоясанные красными кушаками. Семейные предания о смелости сибиряков, рассказы дедов о былых сражениях, о предприимчивых предках Василия Сурикова, участвовавших в походе Ермака, пробудили в Сурикове страсть ко всему родному, русскому, воспитали в нем пронзительно чуткое отношение к историческому прошлому русского народа.

Суриков стал выдающимся мастером исторической живописи. Научиться этому невозможно – нужно обладать особым даром переживания сгущенного исторического бытия. Словно Сам Господь Бог открывал перед взором художника реальные картины прошлого в наиболее важных его смысловых точках - и рука художника переносила их на холст. Он ничего не придумывал, а добросовестно писал то, что сам видел собственными глазами, потому что он в моменты творчества был действительным современником и Ермака, и Стеньки Разина, и боярыни Морозовой, и казней Петра.

Таким образом, и русские люди ХХ века смогли в творчестве Сурикова как в "машине времени" увидеть, прочувствовать, лучше познать бытие переломной эпохи от спокойной духовной цельности Руси Московской к напряженному и порою жестокому величию петровской России. Суриков в своих картинах запечатлел душу той вечной Руси, которая, видоизменяясь в столетиях, дошла и до наших дней в неистребимом русском характере.

Суриков умер 6 марта 1916 г. – как раз накануне новой эпохи, в которой все столь любимое им русское подверглось искоренению, забвению, искажению. Тем дороже нам его наследие.

Имя Сурикова присвоено Московскому художественному институту – лучшей школе живописи в стране.


В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895.

Постоянный адрес данной страницы: http://www.rusidea.org/?a=25031906
Powered By Blogger