Поиск

суббота, 7 апреля 2012 г.

Юрий Иванович Венелин, первый русский славист


Календарь "Святая Русь"
26.03.1839 (8.04)


26.03.1839 (8.04). - Умер Юрий Иванович Венелин, первый русский славист
Певец истории славянства
Юрий Иванович Венелин (22.04.1802–26.03.1839) – первый русский славист (специалист по изучению славянства). Родился в Угорской Руси (Закарпатье) в семье православного священника-карпатороса (русина) по фамилии Гуца, Венелин учился в Ужгородской гимназии; обратил на себя внимание начальства местной духовной семинарии, давшего ему стипендию для продолжения духовного образования. Однако, заинтересовавшись историей, Юрий (Георгий) в 1822 г. поступает во Львовский университет под русской фамилией Венелин.

Дни и ночи он проводил в библиотеке Львовского университета за изучением классических трудов и первоисточников на древних языках. Кроме греческого и латыни, он свободно читал на немецком, французском, английском, итальянском, испанском, общался на мадьярском и румынском, не говоря уже о славянских языках. Любознательный русин выписывал все исторические сведения о славянах и родственных им племенах: из Страбона, Тацита, Плиния, Кассиодора, Иордана, собранные в изданиях типа Monumenta inedita rerum Germanicorum. Особое внимание Венелин уделял истории Византии, выписки о которой составили целых пять тетрадей. Здесь были и его собственные переводы из хроник императоров, и фрагменты из византийских писателей, взятые из антологии Corpus historiae Bizantinae, и конспекты авторов нового времени – Гиббона, Шафа, Манхарта, Кера и прочих. Вместе рабочие тетради студента составляли своеобразную переносную библиотеку.

Интерес к русской и славянской истории неизбежно привел его затем в Россию. В Кишиневе он получил место преподавателя в духовной семинарии, здесь познакомился с болгарскими эмигрантами и заинтересовался далеким прошлым болгар.

Князь Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире - 08.04.1158


08.04.1158 - Князь Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире
Внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого великий князь Владимиро-Суздальский Андрей Боголюбский заложил в своей столице, Владимире, кафедральный Успенский собор. Впоследствии он был признан одним из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества, по его образцу строились более поздние знаменитые храмы, в частности Успенский собор Московского Кремля. Возводили храм «из всех земель мастеры», в том числе присланные императором Священной Римской империи Фридрихом I Барбароссой. Величественная шестистолпная трехнефная конструкция, увенчанная стройным барабаном со шлемовидной главой, по высоте превзошла Софийские соборы Киева и Новгорода.

Вербное воскресенье


Календарь "Святая Русь" - переходящие праздники

Неделя Ваий. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
Вербное воскресенье: народ встречает Царя-Мессию
Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье, отмечается Церковью за неделю до Святой Пасхи – это великий двунадесятый праздник. О Входе Спасителя в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его повествуют все четыре евангелиста.
После чудесного воскрешения Лазаря известие об этом моментально распространилось в народе. И когда Господь за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Ним, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какой в древние времена на Востоке сопровождали царей. Простой народ знал об обещанном ему Мессии-Царе и был готов признать такового освободителя в Христе.
Евангелисты повествуют и о внешнем признаке исполнившегося ветхозаветного пророчества: «да сбудется реченное через пророка, который говорит: "Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной"» (Зах. 9:9, Мф. 21:5).
Иерусалим в это время был полон народу, собравшемуся на праздник Пасхи, и Христа приветст­вали как долгожданного Царя-Мессию толпы людей с пальмовыми ветвями в руках, торжественно восклицавших: "Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!". Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети с радостию приветствовали Мессию.
«Велик был восторг и апостолов, и народа. Но Сам святейший Виновник торжества не принимал участия в этом ликовании; напротив того – как говорит Св. Евангелист Лука – когда они приблизились к Иерусалиму, и открылся вид на красоту этого св. города, Христос Спаситель, вопреки ликованию всех Его окружавших, как бы не видя и не слыша этого ликования, – заплакал, глядя на город, и сказал: "О, если бы ты хоть в этот день понял, что служит к спасению твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; и придет день, когда враги тебя окружат, осадят, разрушат и камня на камне тебе не оставят за то, что не уразумел ты времени посещения своего…" Господь знал, как непостоянен народ, и как переменчива толпа. Своим всеведением он провидел, что не пройдет и недели, как возгласы "Осанна Сыну Давидову" сменятся воплями "Возьми, возьми, распни Его", и что эти ужасные слова будет кричать тот самый народ, который только что восторженно встречал Его» (святитель Филарет /Вознесенский/).
И добивалась того от народа, вводя его в заблуждение, явная злонамеренная сатанинская сила: такое всенародное почитание испугало иудейских вождей, увидевших в Христе соперника. Тем более, что Иисус Христос проявил себя как угроза их материальной власти над народом: Он вошел в храм и выгнал бичом из его ограды всех непочтительных к святыне торговцев, опрокинул столы меновщиков. «И говорил им: написано: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию. А иудейские вожди стали из готовиться убить Христа, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» (Ин. 12:11). При этом первосвященники отдавали себе отчет в том, что перед ними Христос – Истинный Мессия, Сын Божий, – как это очевидно из сказанной им Христом притчи о злых виноградарях, убивших Сына Хозяина виноградника, «ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу» (Лк. 20:19). Этого несомненного признака сознательного богоубийства мы коснемся далее в календаре.
И многие из народа тогда ждали в Иисусе всего лишь сильного царя земного, освободителя от римлян, – вот почему первосвященникам удалось возбудить в народе недовольство "политическим бездействием" Христа и Его обличением фарисейства как законной еврейской власти. Вот почему уже через неделю народ потребовал от Пилата: "Распни Его!".
Православные же верующие подтверждают в этот день свою верность Христу и повторяют свое приветственное величание Его как Истинного Мессии: стоят в церквах с вербами в руках (они заменяют у нас пальмовые ветви), как бы вновь встречая Спасителя и, зная, какие события последуют за этим торжеством, укрепляются духом в пред­дверии Страстной Седмицы.
Вербное воскресенье также называется Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется "Воскресение Христово...", а читается сразу 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением святой воды, распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, и с ними, при возженных свечах, верующие стоят до конца службы, знаменуя этим верность истинному Христу-Мессии и Его торжество победы жизни над смертью (воскресенье).
Постоянный адрес данной страницы: http://www.rusidea.org/?a=26032815
Powered By Blogger