Поиск

пятница, 4 февраля 2011 г.

«Меч духовный»

Встреча с составителем и автором комментариев к книге "Меч Духовный"

доктором философских наук Петром Калитиным

 

«Меч духовный»


Представляем видеозапись выступления Петра Калитина, составителя книги сочинений святителя Филарета, митрополита Московского …


Редакция «Русской народной линии» с любезного согласия Института Русской Цивилизации продолжает публикацию видеоматериалов студии «Славянофил». Мы призываем наших авторов и читателей подключаться к этому процессу и принять активное участие в пополнении видеотеки сайта. Наиболее интересные видеосюжеты будут размещены на РНЛ.
Сегодня мы предлагаем видеозапись беседы с известным прозаиком, поэтом, критиком и публицистом Петром Калитиным, который представляет подготовленную им к печати книгу святителя Филарета, митрополита Московского «Меч духовный».

Молитва о спасении России

Господи Иисусе Христе, Боже наш!

Приими от нас, недостойных рабов Твоих, усердное моление сие и, простив нам вся согрешения наша, помяни всех врагов наших, ненавидящих и обидящих нас, и не воздаждь им по делом их, но по велицей Твоей милости обрати их: неверных ко правоверию и благочестию, верных же во еже уклонитися от зла и творити благое. Нас же всех и Церковь Твою Святую всесильною Твоею крепостию от всякаго злаго обстояния милостивно избави. Многострадальное отечество наше от ига жидовскаго, безбожников алчных и власти их свободи и воскреси Святую православную Русь во главе с Помазанником Твоим. Верных же рабов Твоих, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Тебе, многоболезненный вопль услыши, многомилостиве Боже наш, и изведи из истления живот их. Подаждь же мир и тишину, любовь и утверждение и скорое примирение людем Твоим, их же честною Твоею кровию искупил еси. Но и отступившим от Тебе и Тебе не ищущим явлен буди, во еже ни единому от них погибнути, но всем им спастися и в разум истины прийти, да вси в согласном единомыслии и в непрестанной любви прославят пречестное имя Твое, терпеливодушне, незлобиве Господи, во веки веков.

Аминь.

2012 Год: Великая смена эпох. О системе глобального противостояния и Русских глобальных ценностях.

– Всё чаще среди информационного шума каждый из нас слышит «2012 год». С этим годом связывают самые невероятные слухи, предсказания и догадки, ожидание катаклизмов. В чем здесь дело? Чем 2012 год так выделяется среди череды лет?

– Теория вопроса в первом приближении довольно проста. В обычной жизни мы пользуемся обычными часами и обычным календарём, в основе которого лежит солнечный год, то есть время, за которое Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Отсчет таких отрезков времени как век (столетие) или тысячелетие образуется простым поштучным пересчётом, так как никакого природного явления с периодом в сто лет или одно тысячелетие, к сожалению, не известно. Поэтому со временем неизбежны разночтения и сбои в отсчете значительных промежутков времени. Для описания жизни человечества на протяжении десятков и сотен тысяч лет такой календарь малопригоден. А теперь вообразите «часы», стрелка которых делает один оборот без малого за 26000 лет. Вместо привычных цифр на циферблате этих часов расположены двенадцать знаков зодиака. Вот такой хронометр будет отсчитывать уже не часы, а зодиакальные эпохи. Если мы разделим 26000 лет на двенадцать эпох, то узнаем, что на каждый знак зодиака приходится 2160 лет, то есть продолжительность каждой зодиакальной эпохи равна 2160 годам. Такой отрезок времени будет уже существенен в жизни человечества или отдельно взятого народа. Слово «эпоха» («шаг») настолько затёрто, что многие даже не догадываются о его первоначальном значении. В 2012 году невидимая стрелка покинет эпоху Рыб и начнёт отсчёт эпохи Водолея. Это календарная сторона вопроса. Согласитесь, что смена эпох явление редкое и не рядовое. Далеко не на каждое поколение приходится такое событие. В Санкт-Петербурге на одном из старых красивых домов на Петроградской Стороне можно и сегодня видеть такие зодиакальные «часы»:

– Но почему именно 26000 лет? И какой механизм мог бы приводить в движение стрелку, которая движется так медленно?

Институт Русской Цивилизации, Татьяна Миронова





Встреча с доктором филологических наук, писателем, исследователем церковно-славянского языка, выдаюшимся деятелем русского национального возрождения, Татьяной Леонидовной Мироновой, в студии "Славянофил".

«Кровавая месть славянским варварам» – это планировал еще Маркс

Доклад на международной научной конференции "Еврейско-большевицкий переворот 1917 года как предпосылка красного террора и голодоморов"
(Киев, Межрегиональная Академия управления персоналом, 25 ноября 2005 г.)

Благодарю за приглашение выступить в вашей Академии и за оказанное доверие мне как докладчику из Москвы. Быть может, не все присутствующие согласятся с моим докладом в каких-то его отдельных аспектах, терминологических и иных. Несогласные могут высказать свои суждения. Полагаю, что для того и проводятся научные конференции, чтобы выслушать разные мнения и обсудить их, совместно приблизившись к истине.
Тема конференции, связанная с голодомором, мне лично очень близка, так как это и часть истории моей семьи. Моя мать, бабушка и ее сестра чудом выжили в этом голодоморе в Полтавской области, им удалось спаслись лишь бегством в Сибирь с помощью родственников.
Их ужасающие свидетельства стали для меня первым уроком о сути марксистской власти и укрепили меня в уважении к памяти боровшегося против нее моего деда, белого офицера, расстрелянного большевиками. Затем мне и самому как сотруднику одного из русских эмигрантских издательств в Германии довелось заниматься содействием своему народу в идеологическом преодолении этой власти (к сожалению, в должной мере этого до сих пор не произошло, что стало причиной катастрофы на новом витке). Двадцатилетнее пребывание на Западе дало также и опыт лучшего понимания причин и действующих сил так называемой "русской революции", которую организаторы данной конференции совершенно правильно назвали «еврейско-большевицким переворотом». Примерно так – «жидобольшевицким» – его называли и в русской эмиграции.

Арабские революции и "Великий Израиль"

В свое время (2000-2001) по приглашению одного из руководителей партии "Родина" Д.О. Рогозина я был членом Экспертного Совета по внешней политике при Комитете Государственной Думы по международным делам. В Совет из 32 человек были приглашены как профессиональные аналитики (директор Института США и Канады С.М. Рогов, бывшие генералы КГБ Н.С. Леонов и Л.В. Шебаршин, профессора, академики), так и несколько независимых деятелей патриотической оппозиции, включая меня как предложившего в только что вышедшей тогда книге "Тайна России" (1999) альтернативную концепцию российской внешней политики.
Мой вклад в обсуждение возникавших международно-политических проблем основывался на сочетании двух критериев: 1) политического: кому это выгодно? 2) духовного: каково место обсуждаемой проблемы в координатах мiровой истории с точки зрения православной эсхатологии – с учетом предложенного мною треугольника противоборствующих в мiре сил. При этом мой анализ во многом совпадал с мнением отставных генералов, но резко расходился с оценками директоров и академиков. (См., например, ) мое выступление при обсуждении терактов 11 сентября 2001 г. в США – единственное заседание, которое удалось найти в Интернете.)
К сожалению, этот Экспертный Совет прекратил свое существование вместе с возникшими трудностями фракции "Родина" и переходом Д.О. Рогозина на другую работу. Больше мне как до, так и после, никогда не предоставлялось возможности участвовать в обсуждении международно-политических проблем на столь представительном уровне. Только в отдельных публикациях, которые писались как отклик на важнейшие мiровые события.
И вот, начавшиеся т.н. "цветные революции" в арабских странах Ближнего Востока, дают повод если еще не проанализировать их (существенной информации пока мало, да и развитие событий еще не закончилось), то по крайней мере применить к их анализу отмеченный выше принцип сочетания двух критериев. Тем более считаю уместным это сделать хотя бы на своем скромном сайте, поскольку официальные "аналитики" на это не способны.
Кому это выгодно?

Индеец обрел счастье в русской деревне ("RT", Россия)

Недостаток возможностей и высокая безработица в США вынудили одного коренного американца покинуть свою родину и отправиться на поиски новой жизни в Россию.

Он счастливо живет в маленькой деревне с любовью всей своей жизни, однако по-прежнему надеется однажды вернуться в Америку.

Добро пожаловать в деревню Славцево! Население? Ну, не такая уж она и населенная. Как и многие другие российские села и деревни, Славцево вымирает – молодежь в поисках работы уезжает в большие города.

Представьте себе удивление местного населения, когда Джастин Ирвин, покинув индейскую резервацию Лакота в Южной Дакоте, США, начал новую жизнь здесь, в их маленькой спокойной деревне.

Иван Сергеевич Шмелев - К родной молодежи (девушки)

К родной молодежи (девушки). Русский  колокол №6, Берлин, 2. 6. 1928    

К РОДНОЙ МОЛОДЕЖИ
I
Славные  русские девушки!* 

Ваше обращение  ко мне  за добрым  словом  напутствия  и смутило, и обрадовало  меня.  Я не смею считать  себя  «духовным вождем»: я только  русский писатель,  и отвечу Вам,  как ответил  бы друзьям-читателям,  сердечно мне  близким, − искренно отвечу.  Обрадовало  же потому,  что почувствовалась  мне  в вашем письме  душевная потребность − вдумчиво  относиться к жизни,  как бы  перекреститься,  в нее вступая.  Эта серьезность на заре жизни − следствие пережитого, нашего,  русского страдания.  Страдание  углубляет,  умудряет.  И в этом  уже залог  будущих  нравственных побед. Это уже  и теперь − победа.           
Были времена − и были  у русской  молодежи «мучительные» вопросы  и запросы,  идеалы,  искания.  Русская душа  стремительная и страстная.  Русская молодежь  всегда была неспокойна духом,  пытлива,  идеалистична,  порывиста  неудержимо в исканиях лучшего − для всех.  Выбирала  себе  «вождей» и,  увлеченная,  шла за ними, порой  безоглядно. Это было тогда,  когда  была сильная  Россия,  богатевшая и материально  и духовно,  счастливая,  что бы  там иные  ни говорили, вся  счастливая, имевшая  налицо все  данные для  блага всего  народа,  имевшая  все возможности,  в  путях  духовного  и материально-культурного роста  своего,  явиться примером  для всех  народов.  И она  осуществляла  эти возможности. Это  предрекало ей  великие  наши  духовидцы.  Теперь это  прошлое − становится  уже очевидным. Но наряду с верными   водителями  влияли  и водители  ложные,  смотревшие  куда-то за  Россию,  поверх  России,  задававшиеся  целями  над-национальными,  увлекавшие  «великими»  горизонтами и прельстившие  многих,  проглядевших  негромкое,  но великое дело «дня  сего», не  манившее  блеском  молний  далеких горизонтов, − дело  укрепления  и создания нации,  своей  нации,  себя еще  не сознавшей и потому  совершенно неготовой  на «мировое  дело». И вот,  чудеснейшие,  идеальнейшие  свойства  парящей  русской души,  кипевшие  в русской даже  мало-мальски  культурной молодежи,  совершенно  не постигавшей  огромного  целого − народа,  великого  неокультуренного ядра,  − способствовали  невольно  великому  разгрому,  разоренью,  разложению,  растлению  России,  временному  омертвению  ее,  утрате  ее  для многих, ее  даже и не  узнавших. 
И  вот, новая  русская молодежь… и снова ищет! Как же не радоваться, что Вы,  юные, новая  поросль  русская, после  таких  испытаний,  таких  блужданий по чужим мировым дорогам,  после  стольких  утрат,  после таких  ударов по Вашим  юным, по Вашим  нежным  и неокрепшим душам,  какие  не выпадали  на долю  никакого  из других народов  нашей истории, − Вы живы  духом, Вы всматриваетесь  пытливо  в жизнь, не отвергаете  ее, так  незаслуженно-неповинно Вас  побивавшую; что хотите  вступить  в нее  так  благоговейно,  хотите  понять  ответственность  и назначение  свое  в ней, верите  в нее,  уповаете, что она  примет Васи назначит дело,  которое  Вы  выполните свято. Это скрыто  в Вашем письме ко мне,  но выговорено  это  в одном  Вашем  простом,  но чудесном  слове − напутствие!    

Иван Сергеевич Шмелев - Душа России

Душа России.  Газ. Возрождение  27. 11.  1927   

ДУША РОССИИ

Надо ли говорить еще  о подвиге Белой Армии,  о значении  «белого движения»,  спасшего  честь России! Об  этом теперь  не спорят: это уже история. Придет день,  когда блистающее  имя  Белый Воин и  сумеречное − галлиполиец − станут для всей  России  священными именами русского мученика-борца и русского героя. Это придет, и Россия  встретит лучших  сынов  своих  высокой и гордой  честью:  священное  имя − Белый Воин − явится знаком  высокого  духовного  отбора − новой  русской аристократии.  Воины 
Белой Армии,  к какому бы  слою они  ни  принадлежали, − аристократы  ли по рождению,  крестьяне, казаки,  дворяне,  горожане, − истинные сыны  России,  аристократы духом,  Ее  душа.  И Россия признает  это и закрепит  почетно:  впишет  славные имена  в великую  Золотую  Книгу − Российской  Чести. 
Семь лет уже  протекло с отхода.  Но что такое  семь лет!  что может значить  это движение серых  дней,  в сравнении с тем великим,  что знаменует собою  российское «белое движение»!  Три года борьбы − исторический перелом,  лучше сказать − пролом   русской истории. Пролом,  в котором  Россия как  бы найдет  себя!  Да, Россия  найдет себя  на крестном пути  героического «белого движения». 
Скажут:  на пути поражения?!  Скажут ненавистники и  слепцы.  Скажут те,  кто не разумеет  Скрытого  Лика  судеб народа.  Или не  знаем случаев,  когда  внешнее  поражение  обращалось  в великую победу?! Мы, христиане,  знаем  Величпйшую  Победу: «не оживет, аще  не умрет»[i]. Ненавистники и слепцы  усмехнутся   только. Пусть  смеются.   Смеялись и на Голгофе. Мы имеем свою Голгофу.  И будем иметь Воскресение, свое.       
Но в чем же победа наша,  и что это за пролом  в истории России?

Иван Сергеевич Шмелев - Русское Дело

Русское  дело.  Русская газета − 9.  1924  

РУССКОЕ  ДЕЛО
  I
Россия будет  строиться и собираться. Великой стране  долго оставаться  втуне  невозможно: обвалом лежит она  на большой дороге − и мешает,  и всем нужна; и еще больше  нужна − себе. 
Страна  из году в год  в силах  пропитать население: можно ли говорить о значении  ее в мировом  круге! «Шестая часть света», «без нее мировой кризис  изжит  не будет» и прочее − лишь опошленные словечки. Население  вымирает  и всячески   в ы б ы в а е т − да, Россия − «дикое поле», и многим  зудится  чужими конями  на нем пахать − верно: рвачи  еще  выпарывают,  что можно; но близок срок,  когда  выхватывать  станет нечего,  все пожравшая страна  скинется,  и на опустошенное поле,  к одичавшим  насильникам его  придут разметанные теперь по  свету,  претерпевшие,  повидавшие и многому научившиеся братья. Им-то,  не забитым в отказ,  не потерявшим  воли и цели жизни,  выпадает на долю  ответственная задача: поднять русское поле,  и открыть  затуманенные глаза живущим. 
К этому  надо готовиться,  верою в это − жить. 
Пока есть время,  надо разобраться  в планах  всяческого  строительства. Это  должное дело  многих  специалистов: государственников,  хозяйственников,  военных,  педагогов,  философов, ученых. Готовы ли?!  Ни государства,  ни хозяйства, −  никакой культуры: случайность существования, развал, XIV  век,  послетатарщина. Нужно остановить вымирание,  наметить  просеки  всяческого  строительства, − и помнить,  что делать  это придется  самыми  несложными инструментами. 
Можно ли думать  о каком-либо  с о ц и а л ь н о м  переустройстве?!XIV  веку! Их − полнокровная жизнь рождает. В России они проявили  себя случайно, дико и  поглотили  даже  самих себя. Социальные  перестройки имеют смысл,  когда строение  социальное  необходимо  нуждается в плодотворном и чутком  усовершенствовании  частей, и… когда  умеют за это взяться. А теперь − и строения  никакого нет, а так,  кочевые. И совершенно ясно,  что социалистическим  партиям  на задичавшем  поле не предстоит работы: придется  им распылиться,  отдаться  будничному строительству; или,  если они вмешаются  в бесплатную жизнь  пробуждающегося поля, − быть  стертыми в мятежах. Надо это  честно сознать и − отойти до времени. Их песня,  начатая  несрочно  и неладно,  дико  дотянута  коммунистами. 

Иван Сергеевич Шмелев - Душа Родины

Душа  Родины. Русская газета 3. 3. 1924  

ДУША РОДИНЫ

I

Я не собираюсь учить  любви к родине: многие  знают это  лучше меня,  доказали на деле и носят  доказательства в себе. Я хочу выбить из  души искры, острей ощутить  утраченное,  без чего жить нельзя. Если бы  все мы любили  так, как  те, кто отдал себя за родину! За  что  отдал?!  А мы,  за что  влачимся вдали  от  Той, которая  носила полное  тайны имя − Россия?! Я хочу  попытаться сказать − за что . . . − подумать о  том, как  найти  Родину и сделать ее  свой и светлой. 
В путях исканий  мы должны видеть  верный маяк,  минуя  обманчивые огни,  что мигают  и там, и там… 
Что это значит − найти Родину? Прежде всего:  душу ее почувствовать. Иначе −  и в ней самой не найти  ее. Надо ее познать,  живую! Не землю только,  не символ, не  флаг, не строй. Чуют ее  пророки − е поэты; по ней томятся,  за нее отдают себя. Отдают себя  за ее  Лик, за  душу; ими  вяжет она с собою. Люблю, а за что − не знаю,  не определить словом. Тайна − влекущая за собою душа  Родины: живое, вечное, − и ее только. Поэты называют ее  Женой, Невестой; народ − матерью, и все − Родиной. Что  же   р о д н о е  в ней? Все,  что заставляет  трепетать сердце, что переплеснулось в душу,  как через  один взгляд неожиданный  вдруг перельется из родных  глаз бездонное, неназываемое…  без чего − н е л ь з я. Ей  шепчут в ночи признания.  Ее в снах  видят. Она смотрит в душу  р о д н ы м   небом,  солнцем и непогодами. Она говорит нам родною речью − душою слов,  своими далями и  путями… Вяжет  с собой  могилами… Вливается в сердце  образами  Великих,  раскидывается  в летописях и храмах, в куполах, в колоколах… Чуется  в с я  в свершенном,  зовет-увлекает  далями. В путеводных  огнях-маяках  видится нам ее Дух-воитель, − Бог  ее!  
Россия имела свои маяки,  и уделено  ей было  непобедимой волей, я скажу − Божьей Волей,  что и всем народам,  исполнять пути свои. 
Народ  не знает, что такое  его Россия,  какие пути ее. Чувство Родины  для него узко, мелко:  свое у каждого. Но из этих мельчайших нитей скручена  великая пуповина: она вяжет народ  в одно. И непонятными нам путями  творит народ  свою великую  эпопею, − многоглазый, слепой Гомер. Постигают Родину просвещенные, и глубже − одаренные творчеством. Эти умеют чуять,  эти в душу  вбивают  Родину и выступают  от ее имени  полноправно: они ее выразители. Они подлинно  ее дети, ее певцы,  кормчие и советчики, защита  и оправдание, − выражение ее Лика. В них ее  чувства,  цели. На всех путях ее мы знаем таких  Великих, через них  крепче  вяжемся. Они сказали о ней,  ласковой и широкой,  отыскивающей Правду. Какую  Правду?

Шмелев Иван Сергеевич (1873-1950) - писатель

Шмелев Иван Сергеевич (1873-1950) - писатель. Окончил в 1898 году юридический факультет Московского университета, служил помощником присяжного поверенного в Москве, чиновником для особых поручений во Владимире. В 1907 году вышел в отставку, посвятил себя литературной деятельности, в 1910 году вошёл в товарищество "Знание". С 1922 года в эмиграции, жил в Париже. В годы второй мировой войны публиковался в пронемецкой прессе, чем навлёк на себя обвинения в коллаборационизме. Автор книг "Это было" (М., 1919), "Богомолье" (Париж, 1935), "Пути небесные" (Париж, 1936) и др.
Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru/

Шмелев Иван Сергеевич (1873-1950)  - выдающийся русский писатель и публицист. Яркий представитель консервативно-христианского направления русской словесности, был одним из самых известных и популярных писателей России начала века. После того, как в 1920 г. в Крыму большевиками был расстрелян его сын, - русский офицер, - могилу которого Шмелев отчаялся найти, писатель в 1922 г. эмигрировал. В изгнании стал одним из духовных лидеров русской эмиграции. Долгое время работал в газете "Русская мысль". В 2000г по инициативе русской общественности и при содействии Правительства России прах И. С. Шмелева и его супруги был перевезён в Москву и перезахоронен.
Русский мир. Просветительский альманах. N 2-2000

Иван Александрович Ильин - О терпении

У каждого из нас бывает иногда чувство, что его силы приходят к концу, что он «больше не может»: «жизнь так тягостна, так унизительна и ужасна, что переносить ее дальше нельзя»... Но время идет; оно приносит нам новые тягости и новые опасности и мы выносим их; мы справ­ляемся с ними, не примиряясь, и сами не знаем потом, как мы могли пережить и перенести все это. Иллюзия «невоз­можности» рассеивается при приближении к событиям, душа черпает откуда-то новые силы, и мы живем дальше, от времени до времени снова впадая в ту же иллюзию. Это понятно: наш взор близорук и поле нашего зрения невели­ко; мы сами не обозреваем тех сил, которые нам даны, и недооцениваем их. Мы не знаем, что мы гораздо сильнее, чем это нам кажется; что у нас есть дивный источник, кото­рого мы не бережем; дивная способность, которую мы не укрепляем; великая сила личной и национальной жизни, без которой не возникла бы и не удержалась бы никакая культура... Я разумею духовное терпение.
Что сталось бы с нами, людьми, и прежде всего и боль­ше всего с нами, русскими людьми, если бы не духовное терпение? Как справились бы мы с нашей жизнью и с нашими страданиями? Стоит только окинуть взглядом историю России за тысячу лет, и сам собою встает вопрос: как мог русский народ справиться с этими несчастьями, с этими лишениями, опасностями, болезнями, с этими испы­таниями, войнами и унижениями? Сколь велика была его выносливость, его упорство, его верность и преданностьего великое искусство не падать духом, стоять до конца, строить на развалинах и возрождаться из пепла... И если мы, поздние потомки великих русских «стоятелей» и «терпеливцев», утратили это искусство, то мы должны найти его вновь и восстановить его в себе, иначе ни России, ни русской культуре больше не бывать...

Иван Александрович Ильин - Без любви (из письма к сыну)

(из письма к сыну)
Итак, ты думаешь, что можно прожить без любви: силь­ною волею, благою целью, справедливостью и гневной борьбой с вредителями? Ты пишешь мне: «О любви лучше не говорить: ее нет в людях. К любви лучше и не призывать: кто пробудит ее в черствых сердцах?»...
Милый мой! Ты и прав, и не прав. Собери, пожалуйста, свое нетерпеливое терпение и вникни в мою мысль.
Нельзя человеку прожить без любви, потому что она сама в нем просыпается и им овладевает. И это дано нам от Бога и от природы. Нам не дано произвольно распоря­жаться в нашем внутреннем мире, удалять одни душевные силы, заменять их другими и насаждать новые, нам не свойственные. Можно воспитывать себя, но нельзя сломать себя и построить заново по своему усмотрению. Посмотри, как протекает жизнь человека. Ребенок применяется к ма­тери потребностями, ожиданием, надеждою, наслажде­нием, утешением, успокоением и благодарностью; и когда все это слагается в первую и нежнейшую любовь, то этим определяется его личная судьба. Ребенок ищет своего от­ца, ждет от него привета, помощи, защиты и водительства, наслаждается его любовью и любит его ответно; он гордится им, подражает ему и чует в себе его кровь. Этот голос крови говорит в нем потом всю жизнь, связывает его с бра­тьями и сестрами и со всем родством. А когда он позднее загорается взрослою любовью к «ней» (или, соответствен­но, она к «нему»), то задача состоит в том, чтобы превра­тить это «пробуждение природы» в подлинное «посещение Божие» и принять его, как свою судьбу. И не естественно ли ему любить своих детей тою любовью, которой он в своих детских мечтаниях ждал от своих родителей?.. Как же обойтись без любви? Чем заменить ее? Чем заполнить страшную пустоту, образующуюся при ее отсутствии?

Иван Александрович Ильин - Что есть оптимизм?

Вот что необходимо современному человечеству, как воздух, как вода и огонь это здоровый, творческий опти­мизм. Мы стоим на пороге новой эпохи, нам нужны новые, творческие идеи; мы должны смотреть сразу вглубь и вдаль; мы должны хотеть верного и притом желать силь­ною волею; и в довершение всего мы должны верить, что грядущее обновление нам удастся. Мы должны при­ступить к разрешению предстоящих задач с достоинством и спокойствием и в то же время в великой, творческой сосредоточенности, ибо от успеха наших трудов зависит дальнейшее развитие мировой истории. Во всех областях жизни от нас потребуются огромные усилия, ибо дело идет о религиозном, культурном, социальном и политическом обновлении.
И для этого нам необходим духовно-верный оптимизм. Но в жизни встречается и неверный, ложный опти­мизм. Недостаточно быть «в хорошем настроении»; мало «не предвидеть ничего дурного». Легкомысленный весель­чак всегда «в хорошем настроении», а близорукий и наив­ный не предвидит вообще ничего. Мало верить в свои соб­ственные силы и уметь успокаивать других людей; само­надеянность может вредить творческому процессу, и опти­мизм не сводится к «спокойствию» во что бы то ни стало: оптимизм не дается людям от рождения и от здоровья; он приобретается в духовном созревании. Оптимист не пред­видит успех и счастье при всяких условиях: ход истории может обещать в дальнейшем не подъем, а падение, и опти­мист не может закрывать себе на это глаза. И тем не менее он остается оптимистом.
Итак, есть ложный оптимизм и духовно-верный опти­мизм.

Иван Александрович Ильин - Зависть как источник бедствий

Наше время принесло людям страдания, скажем прямо, беспримерные в истории; и конца этой эпохи еще не видно. И тот, кто даст себе труд вдуматься и вчувствоваться в развертывающиеся за двадцатый век мировые события, тот быстро нащупает их главный источник - человеческую зависть. Эти события как бы подводят итог предшествующим векам - их развитию, их вырождению и их доктринам.

Зависть, конечно, не новое явление в истории. С акта зависти начинается Библия (Каин и Авель); о первозданном акте зависти повествует египетский миф (злой и коварный Сэт убивает благостного Озириса)... В мире всегда были завистники, ожесточавшиеся от всякого чужого преимущества. Но никогда еще в истории зависть не становилась главным движущим фактором, руководящей лже-идеей мирового кризиса. А в наши дни зависть не только осознала себя, но и выговорила себя как доктрину, превратилась в мировой заговор (точнее - в несколько параллельных мировых заговоров!) и выработала программу, систему борьбы и организацию. Она становится основным побуждением народов или как бы тем отравленным воздухом, которым дышит современная масса. Почему? Как это сложилось? Чем это объясняется?

Ответить на эти вопросы мы можем здесь только вкратце, с тем, чтобы наши читатели и единомышленники сами додумали все до конца...

Ильин Иван Александрович (1883 - 1954)


Выдающийся русский публицист, историк и философ. Будучи ученым с мировым именем, приват-доцентом Московского Университета и профессором философии Московского Университета, он был изгнан из России в 1922г. на знаменитом "философском пароходе" по распоряжению В.И.Ульянова (Ленина). В изгнании с успехом преподавал в Европе, но в 1934 г. отказался сотрудничать с нацистами и в 1938 г. был изгнан в Швейцарию. Автор книг "Проблема современного правосознания", "Яд большевизма", "Путь духовного обновления", и др. Был организатором зарубежных русских изданий "Русский колокол" и "Наши задачи".

Powered By Blogger