Супруги: соупряжники
«Толковый словарь» с Юрием Пущаевым
Наверно, очень немногие без подсказки способны услышать исходный смысл или этимологию русского слова «супруг»: это соупряжник, тот, кто находится в одной упряжке со своим спутником жизни. Такая же этимология была и у древнегреческого слова «супруг»: ὁι σύζῠγες (sudzuges) это слово во множественном числе в греческом языке означает не только супругов, но и соупряжников. Оно родственно древнегреческому τό ζεῦγος (dzevgos) – парная запряжка, запряженная парой повозка, пара, чета. Также однокоренным с этими словами является глагол ζεύγνῡμι (dzevgnumi) –сопрягать ярмом, запрягать, сочетать (браком), соединять, сковывать.
На первый взгляд, такая этимология несколько мрачновата. Может показаться, что семья и семейные обязанности – это лишь своего рода ярмо или иго, под которое подставляют свои шеи, чтобы на манер лошадей дальше тянуть общую повозку семейных обязанностей. И в чем тогда радость семейной жизни? Зачем вообще обзаводиться семьей? Чтобы потом всю жизнь «работать лошадью»? Тогда не так уж неправа популярная шутка, которая говорит, что «хорошее дело браком не назовут».
Конечно, в семейной жизни есть свойственные только ей неизбежные проблемы, обязанности и тяготы. При прочих равных условиях жизнь семейного человека более хлопотлива и ответственна, чем у холостяка (правда, и скучать дает меньше поводов). Но в то же время семейная упряжка вовсе не означает одних тягостных забот по взаимному выживанию, из которой нельзя выйти лишь из голого чувства долга. Совместное везение груза семейных дел и проблем должно иметь и какой-то другой, высший смысл. Ответ, наверно, будет зависеть от того, а куда вообще направляется семейный экипаж, есть ли у него определенное направление и цель движения, или это всего лишь путь в никуда, по кругу одних и тех же забот и нужд.
Как-то одна моя хорошая знакомая на вопрос, в чем она видит свою задачу как жена, ответила: «Наверно, главное, это помочь мужу спастись». Мне кажется, это очень правильный ответ. В браке муж спасается через жену, а жена через мужа – тем, что учатся любить. По большому счету семейная жизнь является школой любви, в которой человек, если у него хватает мудрости, хоть немного научается и привыкает к свойственным и неотделимым от подлинной любви качествам: терпению, хотя бы минимальному смирению и жертвенности. Он¸ например, учится прощать слабости своей половины, не обращать на них внимания. Ведь любовь «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13. 4–7). И проверяется способность к любви в первую очередь на отношении к самым близким: жене, муже, детях, родителях.
И тогда получается, что супруги – это соупряжники в самой главной жизненной задаче: научиться любить.