Я обращаюсь с этими словами не ко всем расчленителям нашего отечества, а только к русским людям, К тем, которые не порвали своей священной, патриотической связи с Россией, не поставили пользу другого государства выше блага нашей Родины; к тем, которые из любви к России готовы согласиться на ее расчленение. Ибо тем, кто внутренне порвал с Россией и предался ее недругам, мне сказать нечего; русское сердце умолкло в них, их русское око ослепло, их русский разум померк. Шарманщик судьбы вставил в их шарманку другой вал, и они исполняют по зубцам этого вала заказанную им фальшивую пьесу.
Но вам, русские люди, готовым из любви к России согласиться на ее завоевание и расчленение, — вам и имею сказать несколько прямых и ответственных слов.
Договоримся прежде всего об основном.
И я люблю Россию, и я с отвращением, со скорбью, с безмерным негодованием и гложущею тревогою созерцаю окаянное дело большевиков. В этом между нами нет, насколько я вижу, ни разночувствия, ни разномыслия. Для нас, русских, есть одна дума, одна молитва, одно дело — дума о России, молитва о ее избавлении и спасении, дело ее возрождения и исцеления. Вне этого наша жизнь бесцельна и бессмысленна. И еще одно: говоря о России, я имею в виду не отвлеченное представление о мощном государстве, не совокупность территорий, не идею русского империализма, а живой народ, уходящий своими корнями в тысячелетнее прошлое и тянущийся своими растущими ветвями в тысячелетнее будущее. С этим народом я сросся в одно; его дух — в моей душе, его кровь — в моих жилах, его слова — в моей речи. Я возник из его недр. Его горе — мое горе; его крушение — мое крушение; его ликование -мой праздник; его гибель — моя смерть заживо.
И вот этот народ есть единство, живое священное единство. И расчленять его — нельзя. А если он будет расчленен, то он будет стремиться к воссоединению.
И тот, кто его расчленит, вступит с ним в вековую, непримиримую борьбу.
Но вы — вы «согласны» на расчленение… Вы готовы предоставить этому совершиться, вы готовы покориться этому злому делу. Почему?…
Не будем смешивать интервенции и расчленения. Это не одно и то же.
По идее своей «интервенция» есть вмешательство посторонней спасительной силы в помощь изнемогающему и гибнущему. И справедливость требует признать, что мы, русские, в истории нашей не раз доказывали нашу рыцарственную способность и склонность «интервенировать» в чужие дела спасательно и бескорыстно. Начиная от малых дел — например, действия наших моряков во время землетрясения в Мессине, и кончая великими делами, например, низвержение Наполеона и борьба с революцией в Венгрии. Три года оставались русские гарнизоны в городах и крепостях разбитой и беззащитной Франции после Ватерлоо, но Франция осталась нерасчлененной. Пруссия (а потому и Германия) была спасена нами и восстановлена; но никому из русских и в голову не пришло поднять вопрос о расчленении Пруссии — в виде «законной мзды» за избавление…
И вот мы, русские люди, по своему политическому добродушию, граничащему подчас с государственным юродством, судя по себе и по своей истории, нередко так и представляем себе: придет кто-то великий и светлый, благой и прозорливый, идейный и бескорыстный, приведет с собою «двенадцать легионов ангелов», вмешается и спасет, а мы примем его с колокольным звоном, будем целовать его стремена, будем бросать в него цветами, читать ему благодарственные адреса, а он, в смирении своего подвига, не примет от нас даже чествования и угощения, братски поможет нам доконать коммунистическую гадину и через некоторое время уведет от нас свои спасительные гарнизоны, как мы сто лет тому назад из Франции… Ребяческие мечты! Россия в мире одна и второй России нигде нету!..
Но вы, те, к кому я сейчас обращаюсь, такой сентиментальной идиллии себе не представляете. В такой | международной наивности вы не пребываете. Вы гораздо трезвее и рассудительнее. Вы считаете, что за «разбитые горшки» надо платить и готовы платить… расчленением России. Вы не мечтаете о бескорыстной интервенции, на которую было бы способно только одно-единственное братское государство, если бы оно могло!!. Ни согласны на сделку, на уплату, на мзду; и видите ну мзду в расчленении только, ибо интервенция можем начаться, дать русскому народу развязывающий толчок и ни к какому расчленению не повести. Вот почему я говорю не просто об интервенционном толчке, а именно о расчленении.
Оговорим еще одно обстоятельство. Ни одна держава, которая захотела бы и смогла бы завоевать и расчленить Россию, не стала бы спрашивать разрешения и согласия ни у кого из нас. Зачем ей это разрешение, когда вопрос решается воинскою силою? «Соглашаемся» мы на это или «не соглашаемся» — она сделает то, что задумает… если сможет!.. А помешать ей в этом сможет только или ее собственная слабость, или же вооруженная сила, которой в нашем распоряжении нет… Так что можно признать, что наше «несогласие» на расчленение России решающего значения не имеет; в лучшем случае оно сможет не облегчить этого темного дела.
Наше «согласие» или «несогласие» важно для нашей верности, нашего мужества, нашей дальнозоркости. И еще важно оно для России: ибо для нее не безразлично, имеется ли в ее распоряжении кадр верных, мужественных, несломленных духом и дальнозорких сынов…
А теперь по существу.
Коммунистическая революция в России была с самого начала делом Каина и дьявола. Весь замысел её: соблазнить народ грабежом, вовлечь в братоубийство, систематически истребить лучших, уравнять всех в нищете и в голоде, погасить в душах Бога, веру, совесть и честь, спаять международный кадр коммунистов кровью и злодейством и двинуться на такое же завоевание остального человечества — весь этот замысел был делом сатанинским. Своею жизнью, голодом, лютою мукою расплачивается русский народ вот уже двадцать лет и борьбе с этим замыслом, перетирая силу дьяволова на¬пора. Ныне, когда в результате всего этого «эксперимента», напора и борьбы — Россия ослабла и кто-то, быть может, захочет воспользоваться плодами дьяволовой подготовки и на его плечах поработить и расчленить Россию, продолжая и завершая дело сатаны, в качестве его преемника, — вы согласны на это?! Вы согласны, чтобы иноземцы под флагом «освобождения России от дьявола» — довершили его дело, доконали наше отечество?! И вы называете это платою за «разбитые горшки»?! Вы, конечно, не можете не знать, что иноземцы, за исключением немногих держав, все время поддержи¬вали дьявола в России — «признанием», братанием, торговлею, кредитами, советом, машинами, инструктированием. Вы, конечно, имели время подумать над тем, зачем они это делали. Вы, конечно, давно уже поняли, что вся идеология коммунизма — имеет западноевропейское происхождение, что она была «ввезена» в Рос¬сию и в порядке «подкожного вспрыскивания» привита русской полуинтеллигенции. Вы, следовательно, не можете не понимать, что коммунистическая революция в России есть преступление Запада, есть деторастление и детоубийство, совершенное культурно-старшими братьями над культурно-младшим братом. И видя эту Каинову работу, и понимая ее сущность и ее цель, и зная, что история и совесть требуют от вас одного: стойкого обличения и осуждения этого союза между Каином и дьяволом, — вы спешите «согласиться», вы готовы за¬платить Каину за дьяволово дело расчленением России?! И при этом вы знаете и понимаете, что ход истории совершится и без вашего согласия, без вашей подписи под возможным злым делом!! — Так узнайте же и поймите, что ход истории может совершиться совсем иначе, что Каину может еще и не удастся довершить дело Дьявола, что завоевание и расчленение России может быть, совсем еще не предрешено в небесах и что вы напрасно спешите провалиться на экзамене воли и чести!.. Это во-первых.
Во-вторых, — о расчленении России. Что видите вы в России — механическую сумму земель и жителей или духовно государственно-хозяйственный организм? — Произволом склеенный, условно сшитый ковер из кусочков или исторически и экономически выросшую систему взаимопитания с единым, великим заданием и единою судьбою? — Вы, конечно, понимаете не хуже меня, что значит большой блок государственных территорий, лишенный выхода к морю… Вы, конечно, давно уже продумали, какие районы и России суть производящие в сельскохозяйственном отношении, а какие — потребляющие… Вы наверное знаете, какое значение имеет ныне в жизни народи нефть и уголь и где их залежи в России… Вы не можете не знать, что русское племя (67% всего населения), осуществляя свое культурно-государственное призвание, разбросалось по всем углам России и что Россия как историческая реальность — есть его порождение и создание… Но вы не можете также не знать и не видеть, что переживает ныне это русское племя под игом иноземцев и иноверцев. И после всего этого, зная это все вы «соглашаетесь» на расчленение России? Что же вы думаете, расчленяющая держава расчленит так, чтобы все части поскорее опять собрались воедино и выгнали бы расчленителя вон или она постарается так расчленить, чтобы никакая опасность нового объединения ей не грозила?
Или вы скажете, что расчленение касается только территории, а территория есть дело условного завоевания? О, нет, расчленение касается людей, народа, era свободы, его духа, его культуры, его веры, его храмов, его языка! И не в том смысле, что некоторое время придется находиться под иноземною властью, а в том смысле, что эти места, эти пространства будут колонизованы, заселены и освоены новыми людьми, иноземцами, пришедшими с оружием… И вы даете на это, никем не спрошенные, ваше согласие? И называете это «платою за разбитые горшки»?
Но что же — эти пространства не говорят вашему сердцу ничего — из глубины истории? Тысячелетия отстаивал их русский народ от печенегов, половцев, Золотой Орды, от крымских татар, от турок. Там вес за лито русскою кровью, кровью наших предков. Не под Полтавою ли был разбит Карл XII? Не на Днепре ли сидела наша Запорожская Сечь? Не сотню ли лет длилась борьба за Кавказ? Вспомните, перечитайте, про¬думайте! Чем вы расплачиваетесь? Что вы отдаете? На что соглашаетесь?
И почему? Только потому, что мы сейчас еще не видим верную точку приложения наших патриотических сил? Только потому, что мы утомлены эмигрантским прозябанием? Только потому, что мы сейчас еще не знаем того пути, на котором русскому народу удастся оборониться сразу от всех врагов — внутренних и внешних, т. е. сбросить советское иго и не принять никакого иного, иноземного?
Если мать моя тяжело больна и я не вижу еще, как помочь ей, — что же, я соглашусь на ее гибель или начну сам ускорять ее конец? Какое безумие!
Нет, на мысль о расчленении России мы должны отвечать не рассудительным безволием, не готовностью лечь самим под доски пирующих татар!.. Два голоса должны в нас звучать в ответ на эту мысль: один голос — голос наших предков, их крови, их доблести, их подвигов; другой голос — голос веры в Бога и в Россию. Не для того русский народ принял двадцатилетнее гонение на веру, чтобы почувствовать себя безвольным и сломленным, не для того было послано ему это очистительное испытание, чтобы вознаградить его новым историческим унижением и порабощением. И если мы сейчас еще не видим исхода, то будем молиться, так молиться, чтобы молитва наша огненным столбом восходила к престолу Божию: «Господи! Ты, который все видишь и все можешь! Ты, который провел наш российский народ чрез тысячелетние испытания и закаления! Пошли ему и нам всем силу и путь для верной обороны! Не попусти Каину завершить дело дьявола! Пробуди наши силы! Открой наши очи! Объедини нас в борьбе за Россию, Тебе служащую и Тобою ведомую. И дай нам верно стоять до конца за ее дело, как за Твое дело!»…
Сокрыты от нас пути и судьбы мира. Неведомы нам вышние предначертания. Но если бы, если бы (!!) у нас ничего не осталось впереди, — только эта молитва, — то ею и в ней мы выразим наше непоколебимое и окончательное несогласие на расчленение России!..
1941 г.
https://imwerden.de/pdf/ilyin_sobranie_sochineny_tom21_mir_pered_propastju_2001__ocr.pdf
среда, 30 марта 2022 г.
Иван Ильин, О расчленителях России
Иван Ильин
Не следует закрывать себе глаза на людскую вражду, да ещё в исторически-мировом масштабе. Не умно ждать от неприятелей - доброжелательства. Им нужна слабая Россия, изнемогающая в смутах, в революциях, в гражданских войнах и в расчленении. Им нужна Россия с убывающим народонаселением, что и осуществляется за последние 32 года. Им нужна Россия безвольная, погруженная в несущественные и нескончаемые партийные распри, вечно застревающая в разногласии и многоволении, неспособная ни оздоровить свои финансы, ни провести военный бюджет, ни создать свою армию, ни примирить рабочего с крестьянином, ни построить необходимый флот. Им нужна Россия расчленённая, по наивному "свободолюбию" согласная на расчленение и воображающая, что ее "благо" - в распадении.
Но единая Россия им не нужна.
Одни думают, что Россия, расколовшаяся на множество маленьких государств (напр., по числу этнических групп или подгрупп!), перестанет висеть вечной угрозой над своими "беззащитными" европейскими и азиатскими соседями. Это выговаривается иногда открыто. И еще недавно, в тридцатых годах, один соседний дипломат уверял нас, что такое саморасчленение «бывшей России» по этническим группам будто бы уже подготовлено подпольными переговорами за последние годы и начнётся немедленно после падения большевиков.
Другие уверены, что раздробленная Россия сойдёт со сцены в качестве опасного, - торгового, морского и имперского, - конкурента, а затем можно будет создать себе превосходные "рынки" (или рыночки) и среди маленьких народов, столь отзывчивых на иностранную валюту и 'на дипломатическую интригу.
Есть и такие, которые считают, что первою жертвою явится политически и стратегически бессильная Украина, которая будет в благоприятный момент легко оккупирована и аннексирована с запада; а за нею быстро созреет для завоевания и Кавказ, раздробленный на 23 маленькие и вечно враждующие между собой республики.
Естественно, что религиозные противники национальной России ожидают себе полного успеха от всероссийского расчленения: во множестве маленьких «демократических республик» воцарится, конечно, полная свобода религиозной пропаганды и конфессионального совращения, "первенствующее" исповедание исчезнет, всюду возникнут дисциплинированные клерикальные партии, и работа над конфессиональным завоеванием «бывшей России» закипит. Для этого уже готовится целая куча искушенных пропагандистов и вороха неправдивой литературы.
Понятно, что и закулисные организации ждут себе такого же успеха от всероссийского расчленения: среди обнищавшего, напуганного и беспомощного русского населения инфильтрация разольется неудержимо, все политические и социальные высоты будут захвачены тихой сапой и скоро все республиканские правительства будут служить «одной великой идее»: безыдейной покорности, безнациональной цивилизации и безрелигиозного псевдобратства.
Кому же из них нужна единая Россия, это великое "пугало" веков, этот "давящий" государственный и военный массив, с его "возмутительным" национальным эгоизмом и "общепризнанной" политической "реакционностью". Единая Россия есть национально и государственно сильная Россия, блюдущая свою особливую веру и свою самостоятельную культуру: все это решительно не нужно ее врагам. Это понятно. Это надо было давно предвидеть.
Гораздо менее понятно и естественно, что эту идею расчленения, обессиления и, в сущности, ликвидации исторически-национальной России ныне стали выговаривать люди, родившиеся и выросшие под ее крылом, обязанные ей всем прошлым своего народа и своих личных предков, всем своим душевным укладом и своей культурой (поскольку она вообще им присуща). Голоса этих людей иногда звучат просто слепым и наивным политическим доктринерством, ибо они, видите ли, остались "верны" своему «идеалу федеративной республики», а если их доктрина для России не подходяща, то тем хуже для России. Но иногда эти голоса, как ни страшно сказать, проникнуты сущей ненавистью к исконной исторически сложившейся России, и формулы, произносимые ими, звучат безответственной клеветой на нее (таковы, например, статьи «федералистов», печатающихся в нью-йоркском «Новом Журнале», статьи, за которые целиком ответственна и редакция журнала, и основная группа его сотрудников). Замечательно, что суждения этих последних писателей, по существу своему, очень близки к той «украинской пропаганде», которая десятилетиями культивировалась и оплачивалась в парниках германского милитаризма и ныне продолжает выговаривать свою программу с вящим ожесточением.
Читая подобные статьи, невольно вспоминаешь одного предреволюционного доцента в Москве, недвусмысленного пораженца во время первой войны, открыто заявлявшего: «У меня две родины. Украина и Германия, а Россия никогда не была моей родиной». И невольно противопоставляешь его одному современному польскому деятелю, мудрому и дальновидному, говорившему мне: «Мы, поляки, совершенно не желаем отделения Украины от России! Самостоятельная Украина неизбежно и быстро превратится в германскую колонию, и мы будем взяты немцами в клещи - с востока и с запада».
И вот, имея в виду русских расчленителей, мы считаем необходимым привлечь внимание наших единомышленников к проблеме федерации по существу. И для этого просим внимания и терпения; ибо вопрос этот - сложный и требует от нас пристального рассмотрения и неопровержимой аргументации.
Иван Ильин, «Наши задачи»
Не следует закрывать себе глаза на людскую вражду, да ещё в исторически-мировом масштабе. Не умно ждать от неприятелей - доброжелательства. Им нужна слабая Россия, изнемогающая в смутах, в революциях, в гражданских войнах и в расчленении. Им нужна Россия с убывающим народонаселением, что и осуществляется за последние 32 года. Им нужна Россия безвольная, погруженная в несущественные и нескончаемые партийные распри, вечно застревающая в разногласии и многоволении, неспособная ни оздоровить свои финансы, ни провести военный бюджет, ни создать свою армию, ни примирить рабочего с крестьянином, ни построить необходимый флот. Им нужна Россия расчленённая, по наивному "свободолюбию" согласная на расчленение и воображающая, что ее "благо" - в распадении.
Но единая Россия им не нужна.
Одни думают, что Россия, расколовшаяся на множество маленьких государств (напр., по числу этнических групп или подгрупп!), перестанет висеть вечной угрозой над своими "беззащитными" европейскими и азиатскими соседями. Это выговаривается иногда открыто. И еще недавно, в тридцатых годах, один соседний дипломат уверял нас, что такое саморасчленение «бывшей России» по этническим группам будто бы уже подготовлено подпольными переговорами за последние годы и начнётся немедленно после падения большевиков.
Другие уверены, что раздробленная Россия сойдёт со сцены в качестве опасного, - торгового, морского и имперского, - конкурента, а затем можно будет создать себе превосходные "рынки" (или рыночки) и среди маленьких народов, столь отзывчивых на иностранную валюту и 'на дипломатическую интригу.
Есть и такие, которые считают, что первою жертвою явится политически и стратегически бессильная Украина, которая будет в благоприятный момент легко оккупирована и аннексирована с запада; а за нею быстро созреет для завоевания и Кавказ, раздробленный на 23 маленькие и вечно враждующие между собой республики.
Естественно, что религиозные противники национальной России ожидают себе полного успеха от всероссийского расчленения: во множестве маленьких «демократических республик» воцарится, конечно, полная свобода религиозной пропаганды и конфессионального совращения, "первенствующее" исповедание исчезнет, всюду возникнут дисциплинированные клерикальные партии, и работа над конфессиональным завоеванием «бывшей России» закипит. Для этого уже готовится целая куча искушенных пропагандистов и вороха неправдивой литературы.
Понятно, что и закулисные организации ждут себе такого же успеха от всероссийского расчленения: среди обнищавшего, напуганного и беспомощного русского населения инфильтрация разольется неудержимо, все политические и социальные высоты будут захвачены тихой сапой и скоро все республиканские правительства будут служить «одной великой идее»: безыдейной покорности, безнациональной цивилизации и безрелигиозного псевдобратства.
Кому же из них нужна единая Россия, это великое "пугало" веков, этот "давящий" государственный и военный массив, с его "возмутительным" национальным эгоизмом и "общепризнанной" политической "реакционностью". Единая Россия есть национально и государственно сильная Россия, блюдущая свою особливую веру и свою самостоятельную культуру: все это решительно не нужно ее врагам. Это понятно. Это надо было давно предвидеть.
Гораздо менее понятно и естественно, что эту идею расчленения, обессиления и, в сущности, ликвидации исторически-национальной России ныне стали выговаривать люди, родившиеся и выросшие под ее крылом, обязанные ей всем прошлым своего народа и своих личных предков, всем своим душевным укладом и своей культурой (поскольку она вообще им присуща). Голоса этих людей иногда звучат просто слепым и наивным политическим доктринерством, ибо они, видите ли, остались "верны" своему «идеалу федеративной республики», а если их доктрина для России не подходяща, то тем хуже для России. Но иногда эти голоса, как ни страшно сказать, проникнуты сущей ненавистью к исконной исторически сложившейся России, и формулы, произносимые ими, звучат безответственной клеветой на нее (таковы, например, статьи «федералистов», печатающихся в нью-йоркском «Новом Журнале», статьи, за которые целиком ответственна и редакция журнала, и основная группа его сотрудников). Замечательно, что суждения этих последних писателей, по существу своему, очень близки к той «украинской пропаганде», которая десятилетиями культивировалась и оплачивалась в парниках германского милитаризма и ныне продолжает выговаривать свою программу с вящим ожесточением.
Читая подобные статьи, невольно вспоминаешь одного предреволюционного доцента в Москве, недвусмысленного пораженца во время первой войны, открыто заявлявшего: «У меня две родины. Украина и Германия, а Россия никогда не была моей родиной». И невольно противопоставляешь его одному современному польскому деятелю, мудрому и дальновидному, говорившему мне: «Мы, поляки, совершенно не желаем отделения Украины от России! Самостоятельная Украина неизбежно и быстро превратится в германскую колонию, и мы будем взяты немцами в клещи - с востока и с запада».
И вот, имея в виду русских расчленителей, мы считаем необходимым привлечь внимание наших единомышленников к проблеме федерации по существу. И для этого просим внимания и терпения; ибо вопрос этот - сложный и требует от нас пристального рассмотрения и неопровержимой аргументации.
Иван Ильин, «Наши задачи»
Метки:
Иван Ильин,
Малороссия,
Новороссия,
Украина,
Украинизация,
Украинство
Подписаться на:
Сообщения (Atom)