Одними из самых динамично развивающихся и распространенных сект являются баптисты, пятидесятники, адвентисты, иеговисты, как в мире вообще, так и в России в частности. Численность членов этих движений вполне сопоставима с численностью традиционных конфессий, так баптистов в мире 43 млн., в России 150 тыс.; пятидесятников и харизматиков в мире 180 млн., в России ок. 250 тыс.; Адвентистов Седьмого дня в мире по разным оценкам от 10 до 12 млн, в России более 100 тыс.; Свидетелей Иеговы в мире ок. 15 млн., в России ок. 270 тыс. человек.
Между тем в русской богословской литературе исследованию сотериологии данных деноминаций посвящено крайне мало работ. В основном все "сектоведческие" труды представляют собой краткий обзор истории возникновения и распространения того или иного учения, к которому прилагается краткий "противосектантский катехизис", построенный по принципу противопоставления одних библейских цитат другим.
Как бы там ни было, при таком подходе центр проблемы, его основная составляющая, благодаря которой мы можем наблюдать описываемые явления, остается в тени. Сердцем же всякого движения, бесспорно, является его догматическое учение и, прежде всего – учение о спасении (сотериология), ибо без него не может существовать никакое религиозное сообщество. Невозможно будет привлечь в секту ни одного нового адепта, без того, чтобы ни указать на исключительность и безусловную верность того пути спасения, который предлагает данная деноминация.Для составления целостной картины учения сектантов о спасении нам необходимо остановиться на недостатках, имевшихся сначала в Римо-Католическом, а затем и в реформационном богословии, которые явились основанием для возникновения последующих догматических систем до иеговизма включительно. Подобный ретроспективный взгляд на историю богословия позволит нам понять, почему доктрины сектантов имеют именно такой вид и чем обусловлено их появление.
Между тем в русской богословской литературе исследованию сотериологии данных деноминаций посвящено крайне мало работ. В основном все "сектоведческие" труды представляют собой краткий обзор истории возникновения и распространения того или иного учения, к которому прилагается краткий "противосектантский катехизис", построенный по принципу противопоставления одних библейских цитат другим.
Как бы там ни было, при таком подходе центр проблемы, его основная составляющая, благодаря которой мы можем наблюдать описываемые явления, остается в тени. Сердцем же всякого движения, бесспорно, является его догматическое учение и, прежде всего – учение о спасении (сотериология), ибо без него не может существовать никакое религиозное сообщество. Невозможно будет привлечь в секту ни одного нового адепта, без того, чтобы ни указать на исключительность и безусловную верность того пути спасения, который предлагает данная деноминация.Для составления целостной картины учения сектантов о спасении нам необходимо остановиться на недостатках, имевшихся сначала в Римо-Католическом, а затем и в реформационном богословии, которые явились основанием для возникновения последующих догматических систем до иеговизма включительно. Подобный ретроспективный взгляд на историю богословия позволит нам понять, почему доктрины сектантов имеют именно такой вид и чем обусловлено их появление.