Поиск

четверг, 19 апреля 2012 г.

Ледовое побоище – предел "дрангу нах остен"

5.04.1242 (18.04) - Победа Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере ("Ледовое побоище")
Ледовое побоище – предел 
"дрангу нах остен"

Ледовое побоище.
С миниатюры из "Царственного летописца" (ХVI в.). Над русскими воинами во главе со св. Александром – Небесная рать, помогающая им.

Еще до X–XII вв. весь север нынешней Германии был заселен славянскими племенами – это факт, признанный и немецкой наукой. От них в топонимике осталось множество названий, а от них самих – только лужицкие сорбы (венды). От племени пруссов осталось лишь название земли, ее древний славянский город Ромов (или Романов) остался как легендарное воспоминание, хотя и стоит на этом месте теперь "русский Калининград". Устояли, правда, поляки благодаря помощи восточнославянских братьев – русских. За что первые стали исторически "особенно благодарны" России...

Этот период германской истории назван общепринятым в европейской историографии понятием Drang nach Osten – "Натиск на Восток". К XIII веку он докатился и до русских земель. В это время он подпитывался уже и римскими папами, страстно желавшими привести в подчинение католической церкви восточных "схизматиков" (так называли латиняне православных за непризнание власти пап и нововведенных догматов).

Пользуясь разгромом Руси татарами в 1237-1240 гг., папа призвал наших западных недругов и соперников – шведов, немцев и литовцев – объединиться и усилить свой натиск на русские города. Страшная опасность угрожала русскому Северо-западу. Ибо дело шло здесь о возможности утратить не только свою политическую самостоятельность, но и веру православную (как затем и случилось с Литвой), которой не тронули даже языческие завоеватели-татары.

Историк Николай Иванович Костомаров - Малороссия как малая родина


Календарь "Святая Русь"
7.04.1885 (20.04)


7.04.1885 (20.04). - Умер историк Николай Иванович Костомаров
Малороссия как малая родина
К познанию России от обратного – 7
Николай Иванович Костомаров (4.05.1817–7.4.1885) – выдающийся русский историк, этнограф, писатель, критик. Родился в селе Юрасовка, ныне Ольховатского района Воронежской области в семье помещика, отставного капитана, мать – крепостная крестьянка Мельникова малороссийского происхождения. Отсюда происходит и его основной интерес к Малороссии, почему его можно назвать и малороссийским историком (но никак не "украинским" в современном понимании этого слова).

Из воронежского пансиона, куда его отдала мать, он перешел сразу в третий из четырех классов гимназии, а затем, в возрасте 16 лет, единственный из всех гимназистов поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета (окончил его в 1837 г.).

О своем выборе профессии он говорил так: «История сделалась для меня любимым до страсти предметом; я читал много всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришел к такому вопросу: отчего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью народной массы? Бедный мужик, земледелец-труженик, как будто не существует для истории; отчего история не говорит нам ничего о его быте, о его духовной жизни, о его чувствованиях, способе его радостей и печалей?.. Но с чего начать? Конечно, с изучения своего русского народа; а так как я жил тогда в Малороссии, то и начать с его малорусской ветви. Эта мысль обратила меня к чтению народных памятников».

Таким обращением к жизни народа и откровенным описанием темных и светлых сторон его исторического бытия Костомаров занял в тогдашней исторической науке своеобразное место на общем фоне "военно-административной" истории, этим изначально объяснялись и его некоторые трения с властями, запретившими его первую диссертацию "О причинах и характере унии в Западной России". Весной 1843 г. Костомаров подал на факультет диссертацию на новую тему "Об историческом значении русской народной поэзии" и защитил ее. В январе 1844 г. он получил степень магистра исторических наук. Это была первая на Украине диссертация этнографического характера. И одновременно как поэт-романтик Костомаров тоже соединял в своем творчестве «исторические и легендарные мотивы, внес в перепевы из украинского фольклора конкретные черты исторического прошлого» – коллеги полагали, что этим нарушалась грань между наукой и литературой. Тем не менее в июне 1846 г. после выступления на заседании Совета с пробной лекцией он был единогласно утвержден преподавателем русской истории Киевского университета.

Ах, эти искорки в глазах

Ах, эти искорки в глазах,
Лучистых, светлых, юных,
Как отблеск света на камнях,
Агата, бледно-бурых.

Агат – природный самоцвет,
По гречески – счастливый.
Присущ агату светлый цвет,
О нем писал грек Плиний.

Здоровья, силы – талисман,
Красы и долголетья,
Он украшеньем разных стран,
Во многих был столетьях.

В нем Аметист и Халцедон,
И Яшма – знак Востока.
Богатством цвета наделен,
В текстуре серых сотов.

Агатес – мой тебе ответ!
В нем тайный смысл заложен...
И в этом слове есть секрет,
Он прост и разом сложен.

Сверкают в кварцевых лучах,
Твои глаза, Агаты,
И счастье светится в очах,
Исплаканых когда-то...

С. Шупарский
8 Августа 2009 г.
Украина
Powered By Blogger