РУСЬ МЛАДШЕ ЛИ ЕВРОПЫ? → |
Раздел: История |
Опубликовано: 2-03-2012, 00:28 |
В этом году отмечается 1150 лет летописной даты образования Древнерусского государства Абсолютизация этой даты – 862 год – как начальной для всей русской истории выглядит необоснованной фактически и сомнительной по своим следствиям. Какое событие, собственно, имело место в 862 году? По древнерусским летописям – призвание на княжение в Новгороде Рюрика, от которого произошли все позднейшие монархи, правившие на Руси вплоть до конца XVI века. Это – самое раннее событие русской истории, датированное в русских же источниках. Справедливо ли вести от него отсчёт существования русской государственности? Всем понятно, что государство возникает не в одночасье и не из ничего. Спорный для истории вопрос – насколько вообще можно говорить о сложившемся государстве у восточных славян в конце IX века. Этой проблеме посвящена обширная литература. Причём одно лишь перечисление точек зрения с упоминанием их представителей могло бы составить целую книгу. Но столь же ясно, что история народа начинается не с возникновения государства, а значительно раньше. Сложение государственности – этап истории народа, не менее и не более. Недостаточность дошедших до нас русских летописей для решения вопроса о начале Русского государства отмечается историками с XVIII века. Давно ясно, что Новгород был не единственным и даже не главным центром возникавшей государственности. Событие, описанное в летописях под 862 годом, даже если отделить его от шелухи легенд (что непросто), было лишь одним из эпизодов этого длительного и сложного процесса. Древнерусское государство даже более позднего времени – конец X-XI вв. – весьма мало напоминало государство в современном смысле слова, с единообразными законами, чёткими границами, упорядоченным взиманием налогов. |
воскресенье, 4 марта 2012 г.
Русь младше ли Европы?
Метки:
Государство,
История,
Летопись,
Монархия,
Российская Империя,
Россия,
Русь,
Святая Русь,
Славяне,
Царская Русь
Христианской политики не существует?
В XIX веке в России было немало политиков-христиан. При этом было не так много реальной христианской политики. Почему личное христианство вчера и сегодня так слабо реализуется в общественной, политической деятельности? Размышляет историк, профессор МГИМО Андрей ЗУБОВ.
Поэтому здесь всегда нужно смотреть на внутренний мотив. Если говорить о российских императорах, безусловным примером политика, христианина, руководствовавшегося в своей политической деятельности христианскими идеями, является Александр I после своего сознательного и активного возвращения в Церковь летом 1812 года, после начала войны с Наполеоном и взятии французом Москвы.
После того как у российского императора произошло внутреннее обращение к христианству, он всю свою жизнь направил на то, чтобы христианские ценности и христианское отношение к человеку доминировало в России. И в первую очередь это проявилось в его желании и реальных шагах по ограничению монархии, собственной власти. Александр I думал о том, чтобы ограничить Конституцией свое правление, понимая, что каждый человек в христианской стране может и должен быть соучастником общего дела государственного управления, поскольку апостол Павел называл христиан апостолами и священниками, царственным священством, потенциально ответственным за судьбу страны, отнюдь не отчужденным от этой ответственности, бремени разумного управления самими собой.
В этом смысле Александр I — одна из самых ярких фигур в российской истории, и одна из самых забытых. Его поступки были поразительными, малопонятными, не осмысленными ни современниками, ни потомками. И во многом легенда, которую я, как историк, считаю вполне основательной и соответствующей действительности, — о том, что император Александр I вернулся в Россию как старец Федор Кузьмич, — говорит о том, что его именно как христианина понимали больше, чем любого другого государя.
Любой ценой — мотив неправильный
Вопрос мотива в деятельности того или иного политика — вопрос важный и очень сложный. Например, как понять, политик действует из соображений гуманизма, прогресса, личных страхов или осознанных христианских побуждений? Ведь все это может сочетаться. Или человек может быть хорошим политиком, но поступать так из соображений карьеризма, желания славы, успеха, при этом понимая, что только на лжи все это не построишь, нужно и хорошее что-то делать, быть качественным политиком. Но в этом нет христианского мотива, поэтому такое стремление ненадежно. Если такому человеку покажется, что он добьется большей славы и успеха, отойдя от нравственных принципов, он это сделает. А христианский политик — не сделает.Поэтому здесь всегда нужно смотреть на внутренний мотив. Если говорить о российских императорах, безусловным примером политика, христианина, руководствовавшегося в своей политической деятельности христианскими идеями, является Александр I после своего сознательного и активного возвращения в Церковь летом 1812 года, после начала войны с Наполеоном и взятии французом Москвы.
После того как у российского императора произошло внутреннее обращение к христианству, он всю свою жизнь направил на то, чтобы христианские ценности и христианское отношение к человеку доминировало в России. И в первую очередь это проявилось в его желании и реальных шагах по ограничению монархии, собственной власти. Александр I думал о том, чтобы ограничить Конституцией свое правление, понимая, что каждый человек в христианской стране может и должен быть соучастником общего дела государственного управления, поскольку апостол Павел называл христиан апостолами и священниками, царственным священством, потенциально ответственным за судьбу страны, отнюдь не отчужденным от этой ответственности, бремени разумного управления самими собой.
В этом смысле Александр I — одна из самых ярких фигур в российской истории, и одна из самых забытых. Его поступки были поразительными, малопонятными, не осмысленными ни современниками, ни потомками. И во многом легенда, которую я, как историк, считаю вполне основательной и соответствующей действительности, — о том, что император Александр I вернулся в Россию как старец Федор Кузьмич, — говорит о том, что его именно как христианина понимали больше, чем любого другого государя.
Метки:
Биография,
Государство,
История,
Монархия,
Политика,
Православие,
Россия,
СССР,
Христианство,
Царская Русь
Александр Проханов о выборах
Я не ходил на выборы. Это не эпатаж, не разочарование, не социальная апатия. Это плод моих размышлений над русской историей, в которой все великие свершения и победы не были связаны с партиями и либеральными тенденциями, не имели никакого отношения к выборам, а достигались деяниями великих правителей, святых и художников.
Парламентаризм, когда он становился не мечтою, а политической практикой, разрушал государство. Думы, меняющие одна другую в начале XX века, сокрушили монархию, разбросали великие территории, казнили царя, привели к чудовищной кровавой бойне, где партии обменивались не репликами в парламентских залах, а пулемётными очередями бешеных тачанок.
Венцом горбачёвского либерализма был знаменитый съезд, на котором торжествовали прорвавшиеся во власть демократы, съезд, который похоронил Советский Союз и оставил от Красной империи пепелище. Российский Верховный Совет робко пытался исправить извращения своих демократических предшественников, но был расстрелян из ельцинских танков. Ельцинская демократия голосовала снарядами, вгоняя их в цитадель свободомыслия.
Конституция, по которой сегодня живёт Россия, — это кровавая конституция. В ней — зияющие дыры танковых ударов. В ней дым ночных крематориев, где сжигали убитых баррикадников. Каждый состав Думы, являясь на свои заседания, собирается на тризну по великой России. На счету у российской парламентской демократии взрывы домов в Москве, гибель атомной лодки «Курск», потопление в океане космической станции «Мир», две чеченские войны, террористические акты «Норд-Оста» и Беслана. Под аккомпанементы депутатских речей чуть ли не каждый день падают на землю самолёты, взрываются электростанции, рушатся в реки мосты. За время непрерывных парламентских славословий сгорели русские леса, а ледяные дожди превратили страну в сосульку между трёх океанов. При попустительстве парламента в России был создан чудовищный алчный класс олигархов и людоедов, называющих свой народ пер-хотью. Восторжествовали лютое воровство и беззаконие. Водка и наркотики стали правящей партией сегодняшней России. Туберкулёз и СПИД проводят парламентские слушания на безграничных русских кладбищах. И после этого по первой пороше мне следовало идти к избирательной урне, в которую ссыпают пепел от кремированной родины?
Парламентаризм, когда он становился не мечтою, а политической практикой, разрушал государство. Думы, меняющие одна другую в начале XX века, сокрушили монархию, разбросали великие территории, казнили царя, привели к чудовищной кровавой бойне, где партии обменивались не репликами в парламентских залах, а пулемётными очередями бешеных тачанок.
Венцом горбачёвского либерализма был знаменитый съезд, на котором торжествовали прорвавшиеся во власть демократы, съезд, который похоронил Советский Союз и оставил от Красной империи пепелище. Российский Верховный Совет робко пытался исправить извращения своих демократических предшественников, но был расстрелян из ельцинских танков. Ельцинская демократия голосовала снарядами, вгоняя их в цитадель свободомыслия.
Конституция, по которой сегодня живёт Россия, — это кровавая конституция. В ней — зияющие дыры танковых ударов. В ней дым ночных крематориев, где сжигали убитых баррикадников. Каждый состав Думы, являясь на свои заседания, собирается на тризну по великой России. На счету у российской парламентской демократии взрывы домов в Москве, гибель атомной лодки «Курск», потопление в океане космической станции «Мир», две чеченские войны, террористические акты «Норд-Оста» и Беслана. Под аккомпанементы депутатских речей чуть ли не каждый день падают на землю самолёты, взрываются электростанции, рушатся в реки мосты. За время непрерывных парламентских славословий сгорели русские леса, а ледяные дожди превратили страну в сосульку между трёх океанов. При попустительстве парламента в России был создан чудовищный алчный класс олигархов и людоедов, называющих свой народ пер-хотью. Восторжествовали лютое воровство и беззаконие. Водка и наркотики стали правящей партией сегодняшней России. Туберкулёз и СПИД проводят парламентские слушания на безграничных русских кладбищах. И после этого по первой пороше мне следовало идти к избирательной урне, в которую ссыпают пепел от кремированной родины?
Метки:
Выборы,
Государство,
История,
Конституция,
Народ,
Национальные Интересы,
Партия,
Политика,
Революция,
Россия,
СССР
Подписаться на:
Сообщения (Atom)