Поиск

суббота, 31 марта 2012 г.

Юрий Федорович Самарин (21.4.1819, С.-Петербург — 19.03.1876, Берлин, похоронен в Москве) – общественный и государственный деятель, публицист, один из идеологов славянофильства

Во 2-й пол. 1850-х гг. Самарин написал ряд полемических статей, направленных против историко-философских воззрений западников (большинство опубликованы в журнале «Русская беседа»). Статьи «Два слова о народности в науке», «О нар. образовании», «Несколько слов по поводу исторических трудов г. Чичерина», «Замечания на статью В. Соловьева "Шлецер и антиисторическое направление"» вызвали острую полемику с западниками, в которую постепенно втянулись почти все члены кружка славянофилов.

В ходе подготовки Крестьянской реформы 1861 идеи, высказанные Самариным в его записке, оказались востребованы. В 1857 он составил еще четыре разъяснительные записки, дополнившие его проект. Одновременно Самарин принял активное участие в споре об общине, развернувшимся в русской периодической печати в кон. 1850-х гг. В статьях «О поземельном общинном владении», - «Общинное владение и собственность», «Поземельная собственность и общинное владение», опубликованных в 1858 в журнале «Сельское благоустройство», он оправдывал практику уравнительного распределения земель в общине, которое предохраняло крестьянство от социального расслоения, обезземеливания и появления на селе пролетариата. Тем не менее Самарин подчеркивал, что общинное землевладение и круговая порука не закрепляются законом навечно. Община, как живой организм, может и должна развиваться, дабы не приходить к неизбежному противоречию с развитием промышленного производства. Взгляды Самарина легли в основу его практической деятельности в составе Самарского губернского комитета и Редакционных комиссий, где он играл одну из ведущих ролей (наряду с Н. А. Милютиным и князем В. А. Черкасским). Главной задачей Самарина в это время стало решение вопроса о наделении освобождаемых крестьян землей. Он считал целесообразным взять за основу размеры существовавшего надела, однако эта позиция не получила поддержки со стороны большинства членов Редакционных комиссий. Но в вопросе об общинном владении землей точка зрения Самарина возобладала. Завершением трудов на ниве освобождения крестьянства стал подготовленный Самариным проект высочайшего манифеста.

Самарин Юрий Федорович: Собрание сочинений


Об авторе: русский публицист и философ. 
Критика и публицистика:
О мнениях "Современника", исторических и литературных [1847] 103k Критика С сокращениями
Тарантас. Путевые впечатления. Сочинение графа В.А. Соллогуба [1845]55k Критика
Повесть об украинском народе. Написал для детей старшего возраста Кулеш. С.-Петербург, 1846 [1846] 10k Критика
По поводу книги "L'ancien regime et la revolution par Alexis de Tocqueville" [1856] 3k Критика (Старый порядок и революция по Алексею Таквилю (фр.)). Paris, 1856.
Предисловие к отрывку из записок А.С. Хомякова о всемирной истории [1860] 12k Критика
Проект адреса самарского дворянства [1863] 4k Публицистика
Современный объем Польского вопроса [1863] 50k Публицистика
Предисловие к первому изданию богословских сочинений А.С. Хомякова [1871] 83k Критика, Религия
Философия:
Замечания на заметки "Русского Вестника" по вопросу о народности в науке [1856] 27k Публицистика, Философия
О народном образовании [1856] 52k Публицистика, Философия
Письма о материализме [1861] 27k Философия
По поводу сочинений Макса Мюллера по истории религий [1876] 31k Публицистика, Философия
Письма:
Письмо Ю. Ф. Самарина к Чаадаеву [1846] 3k Публицистика Комментарии: 1 (24/05/2009)
Об авторе:
Юрий Федорович Самарин [2000] 4k Критика
Иллюстрации/приложения: 1 шт.
Ю. Ф. Самарин: биобиблиографическая справка [1990] 14k Критика
О творчестве автора:
Аксаков И.С. По поводу "Окраин" Ю. Ф. Самарина [1868] 18k Публицистика
Аксаков И.С. Речь о Ю. Ф. Самарине [1876] 11k Публицистика (Сказана в заседании Славянского комитета 18 апреля 1876 г.).
Аксаков И.С. О статье Ю. Ф. Самарина по поводу толков о конституции в 1862 году [1881] 16k Публицистика
Белинский В.Г. Ответ "Москвитянину" [1847] 146k Критика
Ключевский В.О. Крепостной вопрос накануне законодательного его возбуждения [1879] 65k Критика Отзыв на сочинения Ю. Ф. Самарина, т. 2. "Крестьянское дело до высочайшего рескрипта 20 ноября 1857 г."
Ключевский В.О. Право и факт в истории крестьянского вопроса [1881] 40k Критика
Письмо к редактору "Руси", 1881, No 28

Самарин Юрий Федорович (1819-1876) - философ, историк, публицист и общественный деятель славянофильского лагеря


Самарин Юрий Федорович (1819-1876) - философ, историк, публицист и общественный деятель славянофильского лагеря, старший брат Д.Ф. Самарина. Воспитанник Московского университета. Яркий публицист, сотрудник журнала "Русская беседа", поэт. 
+ + +
Юрий Федорович Самарин - известный русский общественный деятель, историк, публицист - родился в С.-Петербурге, в богатой аристократической семье. В 1о38 г. окончил Московский университет, в 1844 г. защитил магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Феофан Прокопович». В 30-е - начале 40-х гг. Самарин выступал последователем немецкого философа Гегеля, но с середины 40-х гг. примкнул к славянофилам. В 1844-1852 гг. он состоял на государственной службе. В 1849 г. некоторое время был заключен в Петропавловскую крепость за «Письма из Риги», которые распространялись в списках. В них Самарин протестовал против немецкого засилья в Прибалтике. В 1853-1856 гг. он написал записку «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданскому обществу», представлявшую собою либеральный проект освобождения крестьян. Эта записка также ходила в списках. Самарин полагал, что крестьяне должны освобождаться с землей, что в деревне нужно сохранить общину, в которой он видел заслон от обезземеливания крестьян. В 1859-1860 гг. он активно работал в Редакционных комиссиях по проведению юэестьянской реформы 1861 г., в 1863-1864 гг. вместе с Н.А.Милютиным и В.А.Черкасским составил проект «Положение об устройстве сельских гмин и крестьянского быта в Царстве Польском», закреплявший за польскими крестьянами землю. В 1867 г. он стал одним из активных организаторов проведения в Москве Этнографической выставки и Славянского съезда. В 60-е годы Самарин посетил Чехию и завязал многочисленные связи с чешскими национальными деятелями. Исторические сочинения Самарина посвящены отмене крепостного права в Пруссии, истории иезуитов, социальным и национальным отношениям в Прибалтике, проблемам, которые вызывали тогда общественный интерес. Умер Самарин в Берлине 31 марта 1876 г.
Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.

Юрий Федорович Самарин – один из крупнейших славянофилов

Календарь "Святая Русь"

19.03.1876 (1.04). - Умер Юрий Федорович Самарин – один из крупнейших славянофилов

Самарин: от Гегеля – к Православию
К познанию России "от обратного – 6


Юрий Федорович Самарин (21.4.1819–19.3.1876) – русский общественный деятель, мыслитель, историк, публицист, один из крупнейших славянофилов. Из родовитой дворянской семьи. Его отец Ф.В. Самарин, участник Отечественной войны 1812 года, служил при дворе вдовствующей Имиператрицы Марии Федоровны.

Домашнее образование позволило ему уже в 15-летнем возрасте поступить в Московский университет, который он окончил в 1838 г.; магистерская диссертация "Стефан Яворский и Феофан Прокопович" (1844).

В 1846 г. он стал чиновником особых поручений при министерстве внутренних дел и вскоре в составе ревизионной комиссии выехал в Ригу, где работал в течении двух лет. Это имело большое значение для эволюции его взглядов в русском национальном направлении. В Риге он пишет исследование "История городских учреждений Риги", а в 1849 распространяются в списках его критические "Письма из Риги".

Критика объяснялась тем, что в Остзейском крае Самарин столкнулся с открытой неприязнью по отношению к русским со стороны немецкого дворянства, на что правительство закрывало глаза. В октябре 1847 г. он с возмущением писал М.П. Погодину. «Все здесь дышит ненавистью к нам; ненавистью слабого к сильному, облагодетельствованного к благодетелю и вместе гордым презрением выжившего из ума учителя к переросшему его ученику... Здесь все окружение таково, что ежеминутно сознаешь себя как русского и как русский оскорбляешься».

Powered By Blogger