Во 2-й пол. 1850-х гг. Самарин написал ряд полемических статей, направленных против историко-философских воззрений западников (большинство опубликованы в журнале «Русская беседа»). Статьи «Два слова о народности в науке», «О нар. образовании», «Несколько слов по поводу исторических трудов г. Чичерина», «Замечания на статью В. Соловьева "Шлецер и антиисторическое направление"» вызвали острую полемику с западниками, в которую постепенно втянулись почти все члены кружка славянофилов.
В ходе подготовки Крестьянской реформы 1861 идеи, высказанные Самариным в его записке, оказались востребованы. В 1857 он составил еще четыре разъяснительные записки, дополнившие его проект. Одновременно Самарин принял активное участие в споре об общине, развернувшимся в русской периодической печати в кон. 1850-х гг. В статьях «О поземельном общинном владении», - «Общинное владение и собственность», «Поземельная собственность и общинное владение», опубликованных в 1858 в журнале «Сельское благоустройство», он оправдывал практику уравнительного распределения земель в общине, которое предохраняло крестьянство от социального расслоения, обезземеливания и появления на селе пролетариата. Тем не менее Самарин подчеркивал, что общинное землевладение и круговая порука не закрепляются законом навечно. Община, как живой организм, может и должна развиваться, дабы не приходить к неизбежному противоречию с развитием промышленного производства. Взгляды Самарина легли в основу его практической деятельности в составе Самарского губернского комитета и Редакционных комиссий, где он играл одну из ведущих ролей (наряду с Н. А. Милютиным и князем В. А. Черкасским). Главной задачей Самарина в это время стало решение вопроса о наделении освобождаемых крестьян землей. Он считал целесообразным взять за основу размеры существовавшего надела, однако эта позиция не получила поддержки со стороны большинства членов Редакционных комиссий. Но в вопросе об общинном владении землей точка зрения Самарина возобладала. Завершением трудов на ниве освобождения крестьянства стал подготовленный Самариным проект высочайшего манифеста.
В ходе подготовки Крестьянской реформы 1861 идеи, высказанные Самариным в его записке, оказались востребованы. В 1857 он составил еще четыре разъяснительные записки, дополнившие его проект. Одновременно Самарин принял активное участие в споре об общине, развернувшимся в русской периодической печати в кон. 1850-х гг. В статьях «О поземельном общинном владении», - «Общинное владение и собственность», «Поземельная собственность и общинное владение», опубликованных в 1858 в журнале «Сельское благоустройство», он оправдывал практику уравнительного распределения земель в общине, которое предохраняло крестьянство от социального расслоения, обезземеливания и появления на селе пролетариата. Тем не менее Самарин подчеркивал, что общинное землевладение и круговая порука не закрепляются законом навечно. Община, как живой организм, может и должна развиваться, дабы не приходить к неизбежному противоречию с развитием промышленного производства. Взгляды Самарина легли в основу его практической деятельности в составе Самарского губернского комитета и Редакционных комиссий, где он играл одну из ведущих ролей (наряду с Н. А. Милютиным и князем В. А. Черкасским). Главной задачей Самарина в это время стало решение вопроса о наделении освобождаемых крестьян землей. Он считал целесообразным взять за основу размеры существовавшего надела, однако эта позиция не получила поддержки со стороны большинства членов Редакционных комиссий. Но в вопросе об общинном владении землей точка зрения Самарина возобладала. Завершением трудов на ниве освобождения крестьянства стал подготовленный Самариным проект высочайшего манифеста.