Поиск

суббота, 29 января 2011 г.

Русское странничество - А.В. Иванов

(Размышления  о миссии Федора Конюхова)

В эпохи распада и безвременья  душа устает от негодования, пусть даже и праведного. Ей хочется укорениться  в чем-то вечном и светлом, превозмогающем  тлен и тщету бренного мира, дабы не озлобиться и не отчаяться. Здоровая русская натура  жаждет этого особенно страстно. ivanov_a_v.jpgТак тоскуют по солнечному половодью наши могучие  реки, скованные мартовскими льдами. И нам, русским, есть во что веровать и есть с чем сверять пульс личного бытия.  С нами русская история, где никому не удастся осквернить светлые лики преподобного Сергия Радонежского и  архиепископа Луки Войно-Ясенецкого, Александра Невского и генерала Д.М. Карбышева, М.В. Ломоносова и В.И. Вернадского, преп. Максима Грека и  Н.К.Рериха. Они - уже реально сбывшиеся в нашей истории идеалы творческих и прекрасных жизней, мужественно прожитых в самые беспросветные и горькие исторические времена.

Всегда с нами  великая русская литература, и мы, как народ, живем, покуда читаем Пушкина и Твардовского, Толстого и Шолохова, Тургенева и Пришвина, и особенно - Достоевского. Ими книга  русской судьбы во многом уже прописана, и надо просто самим перечитать ее  заново и научить вчитываться в нее наших детей и внуков.
 С нами удивительная русская природа. И мы живем, пока храним от обезумевших технократов наши природные святыни - Селигер и Светлояр, Соловки и Валдай,  Байкал и Катунь. 
За нами наши религиозные и культурные святыни, вокруг которых свершались самые главные события русской истории и которые пока еще светят незримым духовным светом. Это - новгородский, псковский и московский кремли; места великих  сражений за Отечество во главе с Куликовым, Бородинским и Прохоровским полями. Это, наконец, наши древние монастырские обители во главе с Троице-Сергиевой Лаврой - духовным сердцем и осью нашего Отечества.

И все же исторический оптимизм народа  не может подпитываться лишь светом вчерашнего дня, сколь бы ярким и вдохновляющим  он ни был. И, слава Богу, дух подвига еще не покинул пределов нашей земли. Он проявляется в повседневном подвижническом труде множества людей. Разве сегодня учить детей добру и бескорыстию -  не подвиг, когда нам двадцать лет внушали, что не обогащаются только дураки? И разве сегодня не подвиг растить хлеб, когда государство, вопреки здравому смыслу, отказывается его покупать и заставляет  крестьянина  идти на поклон к банкиру и  торгашу? И разве не подвиг защищать Отечество, когда  власть распродает недра страны иностранцам и заботится лишь о собственном благополучии, да подкормке  услужливых  нуворишей? 
 
* * *
Есть на Руси удивительный человек, возродивший и жизнью своей утвердивший почти совсем забытую, но важнейшую ценность русской культуры. Я имею в виду носителя духа  русского странничества -  Федора Конюхова. 
Русское  странничество - это, прежде всего, подвижность, готовность сняться с насиженного места  и отправиться в неизвестность, куда зовет тебя манящий и вечно удаляющийся горизонт. Странник  не привязан к миру сему, хотя честно исполняет в нем свой семейный, профессиональный и гражданский долг. При этом в сознании своем он радикально   отстранен от навязчивых  вериг быта, карьерного успеха, жажды славы и богатства, а пуще всего - от психологической безмятежности,  бытового комфорта и тяги к плотскому удовольствию - этих главных бесовских искусов современного человека. Потому-то он и странен, и страшен для обывателя, ибо  не укладывается в его  плоские меры и схемы. Более того, как раз  странник воплощает человеческую норму, а странен (если только не безумен!) окружающий его мир с валютными трейдерами и иссохшими от скуки обывателями, прилипшими к экранам компьютеров и телевизоров. Типичная платоновская пещера с тенями вместо реальности.  При этом не надо  путать странничество с туризмом. Они - абсолютные антиподы. Нынешний туризм  - квинтэссенция мещанской безмятежности  и телесного комфорта, или, наоборот,  двухнедельная адреналиновая встряска для обывателя, лишенного подлинного зова и дела. Странник же - воплощение внутренней духовной свободы и психологической непривязанности, живой вызов неба обмещанившейся и изболтавшейся земле. Без странников  мир  был бы мертв и пресен, как мертва застоявшаяся вода в болоте.
«В городе я всегда задыхаюсь, - говорит Федор Конюхов -  и не только когда торфяники горят. Отдышаться и жить полноценно могу лишь в своих экспедициях. Там, где нет пустой говорильни, бестолковости, суеты, а главное, всегда находится время как следует помолиться» (Путешественник без веры жить не может//Природа Кулунды. Спецвыпуск. Ноябрь-декабрь 2010, стр.1). Странничество - это еще и волевое устранение-преодоление как иллюзорных земных  границ, так и собственных человеческих  пределов. Границ, преодоленных Федором Конюховым, с избытком хватило бы на несколько десятков жизней. Никто кроме него не покорил два полюса земли, не взошел на ее высочайшие вершины, не совершил несколько одиночных кругосветных плаваний и переходов по пустыням.  В Конюхове  явлена полнота  человеческого бытия на самом пределе жизненных возможностей, где каждая взятая высота - лишь преддверие высоты, еще большей.
Подобный зов к  переступанию границ и перешагиванию  земных пределов сподвигал русских монахов на освоение заволжских земель; крестьян - на освоение черноземов  Дикого поля с ежедневной угрозой быть взятыми в монгольский полон; казаков Ермака - на преодоление сибирских рек, морозов и евразийской племенной разноголосицы. Вольными странниками по духу были не только Афанасий Никитин и  Пржевальский, Крузенштерн и Миклухо-Маклай, но тот же М.В. Ломоносов, основавший московский университет и академик М.А. Лаврентьев - основатель Сибирского отделения РАН и новосибирского Академгородка. Фактически странникам-нестяжателям мы обязаны образованием нашей страны как великой евразийской державы, занявшей пространство от моря и до моря.    Именно странниками обнаруживается и строится все самое лучшее и  самое прекрасное в земном мире. Вспомним те же русские сказки и былины: за тридевять земель должен отправиться добрый молодец, чтобы найти и преломить кощееву иглу. Калики перехожие приносят живую воду Илье Муромцу, что тридцать лет в избе сиднем просидел.    

Странник - полная противоположность диссиденту, отправившемуся в заморские края в поисках лучшей жизни. Такие - никогда не свои в чужой стране и часто самые ярые ненавистники брошенного отечества. Федор Конюхов - везде свой, от Америки до Монголии. Но странник всегда возвращается  к родному очагу,  даже если он задувается  злыми ветрами.

Через ничем внешне не примечательный  лик Федора Конюхова иноплеменники начинают вновь чувствовать русскую «всемирную отзывчивость», о которой писал Достоевский, и истинную Россию, - не ельцинскую и не путинскую - а нашу вечную Россию, живущую и единящую народы поверх превратностей земных времен. И поэтому Федор Конюхов выживает там, где давно должна была бы погибнуть сотня современных экстремалов. А он буквально и в воде не тонет, и в огне не горит, смиряя и обуздывая земные стихии, подчиняя их силе человеческой любви и светлой воли. Ему безусловно веришь, когда он говорит: «Знаете, чего всем нам не хватает сегодня? Любви!» (Путешественник без веры жить не может//Природа Кулунды. Спецвыпуск. Ноябрь-декабрь 2010, стр.11).  Все просто и сказано тысячи лет назад  - любите мир,  ближних и дальних своих, - и тогда  будет смирен спровоцированный нами природный хаос: уйдут смерчи, успокоятся  вулканы, стихнут пожары  и наводнения, восставшие против пещерного человека-мещанина и человека-агрессора.

Для меня  самым точным художественным выражением того, что делает Конюхов, является картина Н.К. Рериха «Странник светлого града» - одна из самых пронзительных русских полотен великого художника. Философия Конюхова точно выражена в стихе священной  индийской «Бхагавадгиты»: «Итак, да будет у тебя устремленность к делу, но никогда к его плодам, да не будет плод действия твоим побуждением, и да не будет у тебя привязанности к бездействию» (Гл.2, шл.47). Что касается  поэтического выражения сути странничества, то сразу вспоминается  отрывок из стихов Йозефа Кнехта - главного героя  бессмертного романа Г.Гессе

«Игра в бисер»:

« Пристанищ не искать, не приживаться,
Ступенька за ступенькой, без печали,
Шагать вперед, идти от дали к дали,
Все шире быть, все выше подниматься!
Засасывает круг привычек милых,
Уют покоя полон искушенья.
Но только тот, кто с места сняться в силах,
Спасет свой дух живой от разложенья.
 
И даже возле входа гробового
Жизнь вновь, глядишь, нам кликнет клич призывный,
И путь опять начнется непрерывный...
Простись же сердце, и окрепни снова...»
(Гессе Г. Избранное. М.. 1984, С.389).
 
Удач тебе на всех земных путях, светлый русский странник Федор Конюхов!
  ______________________
Иванов Андрей Владимирович ., д.ф.н., зав. кафедрой философии
 Алтайского государственного аграрного университета, г. Барнаул.
Другие публикации этого автора на нашем сайте:

А.В.Иванов. Как русский человек в мировую цивилизацию входил. Притча
А.В.Иванов. Осторожно, Фурсенко!
А.В.Иванов. Почему начались гонения на историков? 
А.В.Иванов. Кто все-таки предает наши национальные интересы?
А.В.Иванов. Как нам спасать и обустраивать Сибирь? 
А.В.Иванов. Есть ли выход из цивилизационного тупика?
А.В.Иванов. Снова о «вечно-бабьем» в русской душе. Ч.2 
А.В.Иванов. Снова о «вечно-бабьем» в русской душе. Ч.1 
А.В.Иванов. О прорехах российского бытия: образование
А.В. Иванов. О прорехах российского бытия: экология и сельское хозяйство 
 А.В.Иванов. Осенние тезисы
А.В.Иванов. Осторожно, пошлость! 
А.В. Иванов, И.В. Фотиева. Попрание высшего права
Андрей Иванов. Энергетическая безопасность: очередной политический миф или сильная государственная идея?  

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Powered By Blogger