Поиск

воскресенье, 30 января 2011 г.

Счастье женщины – в семье

БЫТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТИАНКОЙ В НАШИ ДНИ ОЧЕНЬ НЕПРОСТО: ТРАДИЦИОННОЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДОЙ СЕГОДНЯ СТАЛИ БРЮКИ, ОТСУТСТВИЕ КОСМЕТИКИ НА ЛИЦЕ ЖЕНЩИНЫ НЕВЕРУЮЩИМ БОЛЬШИНСТВОМ ВОСПРИНИМАЕТСЯ КАК НОНСЕНС, ПОСТЫ, МОЛИТВЫ И ПОСЕЩЕНИЕ ЦЕРКВИ МНОГИМ КАЖУТСЯ ПЕРЕЖИТКАМИ «ТЕМНОГО» ПРОШЛОГО…

О том, как православной женщине не поддаться влиянию нецерковного окружения, как сохранить чистоту веры в условиях «мира чистогана», оградив при этом детей и близких от болезней нашего времени, мы беседуем с настоятелем храма святых Царственных страстотерпцев в поселке Сологубовка Ленинградской области протоиереем Александром Захаровым.
Отец Александр, сейчас у молодежи множество ложных примеров и соблазнов, часто на работе или в институте окружение не располагает к исповеданию православной веры. Как в такой обстановке молодой женщине не свернуть с пути воцерковления и стать настоящей православной христианкой?

Молодой и красивой женщине, не только в современной жизни, но и в любые времена крайне трудно спастись, потому что и соблазнов, и искушений на жизненном пути у нее гораздо больше: красота всегда привлекает чужое внимание, порой абсолютно ненужное и недушеполезное. А современная жизнь действительно переполнена разнообразными ложными примерами и соблазнами. Нецерковное, неверующее окружение, которое в наше время можно встретить повсюду, надо принимать как данность, как испытание от Бога. И сопротивляться нападкам, подшучиванию и даже открытым издевательствам типа «ударилась в религию» бесполезно. В Евангелии есть слова, сказанные Христом: Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий (Мк. 8, 38). Выбор всегда остается за человеком: если хочешь угодить Богу, то прослывешь ненормальным в глазах других, поскольку нормой в современной жизни считается активная работа локтями, умение брать от жизни все и тому подобное, что для церковных людей отнюдь не норма, а грех и аномалия. Так что в глазах неверующих людей не только сегодня, а и всегда последовательный церковный православный человек будет выглядеть идиотом. Недаром Федор Михайлович Достоевский, будучи глубоко верующим человеком, целый роман написал с таким названием. И отгородиться от насмешек и издевательств не получится, но очень важно иметь в жизни верные ориентиры и правильную иерархию ценностей, важно, чтобы в сознании и в душе человека было явно и четко обозначено, что главное, а что второстепенное. Так вот, на первом месте должно быть стремление угодить Богу, исполнять Его волю, потому что Он нам жизнь дал – Он и отчет за нее спросит. Все же остальное менее важно, а для успокоения души надо помнить, что всем угодить все равно невозможно.


На этот счет есть хорошая восточная притча о том, как путешествовали дедушка с внуком и осликом. Вначале пути дедушка посадил внучка на ослика, и они отправились в путь. Вот они въезжают в деревню, жители которой, завидев эту процессию, начинают критиковать деда, мол, посадил на осла мальчонку, балует его, растит эгоиста. Сам же, старый и немощный идет пешком, а потом, когда внук подрастет, будет страдать от его равнодушия и бессердечия. Дедушка, выслушав всю эту критику, решил, что он не прав и сам сел на осла, отправив внука пешком. В следующей деревне жители снова начинают их ругать, обвиняя деда за то, что он, жестокосердный и безжалостный, сам сел на осла, а мальчонку, такого маленького и беззащитного заставляет идти пешком. Подумав над этим, дедушка решил сесть вдвоем с внуком на ослика, но в третьей деревне жители начали попрекать их в том, что они мучают бедное животное. Остается последний вариант – обоим слезть с осла и в четвертую деревню войти пешком с ослом на поводке. Но их и здесь поднимают на смех: «Вот два дурня – один старый, другой малый. Идут пешком, когда у них есть осел, на которого можно сесть»… 
Да что тут говорить – Бог пришел на землю – и Тот не сумел добиться, чтобы Его все поняли, полюбили или хотя бы отнеслись к Нему с уважением. Нам же это и подавно не удастся, поэтому надо стараться, прежде всего, угождать Богу, тогда окружающие, увидев нашу твердость в Церковной жизни, поначалу может быть и посмеются, и посчитают нас ненормальными, но если последовательно, из года в год гнуть свою линию, то насмешки прекратятся, и появится уважение. Хотя, повторяю, и не у всех. Со стороны каких-то людей останется неуважение, и даже ненависть. С этим уж ничего не поделаешь.

В наше время многие молодые семьи венчаются в Церкви. Но порой венчание совершается «номинально», как дань традиции, без осознания значимости таинства. Как Вы относитесь к моде на венчание и насколько благодатны браки, в которых венчаются невоцерковленные люди?

Венчание – одно из важнейших церковных таинств, но, несмотря на это, действительно, многие люди не только венчаются, но и в церковь зачастую начинают ходить именно по моде. Я сам долгое время относился к этой моде скептически и однажды в разговоре с протоиереем Димитрием Смирновым изложил свою точку зрения на этот вопрос, но он со мной не согласился и сказал, что ничего плохого не видит, даже если и по моде люди приходят в церковь. До революции, напомнил мне отец Димитрий, была другая мода – критиковать Церковь и даже вовсе не ходить туда, и до добра она не довела. А ведь если человек придет в храм и свечку поставит, то, сделав это однажды или много раз по моде, в очередной счастливый раз он может прийти по велению сердца, ведь благодать Божия в любой момент может коснуться души человека. Я с этим мнением батюшки тогда согласился – уж если выбирать между модами, то пусть лучше будет мода на хождение в церковь, чем та, что была до революции.


Если говорить непосредственно о венчании, то действительно многие идут отдать дань традиции, их привлекает красота обряда, торжественность обстановки. Но, повторюсь, такая мода лучше любой другой. 

Отец Илия Шугаев привел в одной из своих книг следующую аллегорию семейной жизни – она, по его словам, похожа на мешок, в который положили острых камней и начали его трясти. В результате этой тряски получится одно из двух: либо эти камни как-то отшлифуются друг об друга и улягутся, либо они не станут шлифоваться и тогда мешок порвется, а камни высыплются. То есть людям, состоящим в браке, надо либо притираться друг к другу, либо их союз рассыплется. А для того, чтобы проще было притираться, для супругов должен существовать общий авторитет, который для них обоих более значим, чем собственное «я». И этим авторитетом должен быть Бог. Потому что, если муж с женой будут ориентироваться на свои «я», то каждый будет тянуть одеяло на себя, и один будет требовать, чтобы совершалась его воля, а другой станет отвечать, что он не глупее первого и считает, что надо делать по иному. И так один раз столкнутся лбами эти «я», другой раз, третий… Недовольство друг другом будет накапливаться и в результате семья распадется. А когда на первом месте воля Божия, то оба живут, не как он хочет и не как она хочет, а как Бог хочет и велит. Конечно, в этом контексте желательно для супругов и духовника иметь общего. Поскольку священник, который выслушал уже много исповедей и знаком с типичными семейными проблемами, может помочь советом и знает, как разрешить ту или иную конфликтную ситуацию.

В Писании сказано, что женщина спасается чадородием. Однако в наше время многие молодые девушки стремятся «сделать карьеру», заработать много денег, стать профессионалами в какой-либо области. Насколько совместимы православная вера, женское призвание, состоящее в рождении детей, и карьерные устремления?

Никак несовместимы. Человек православный от карьеры и от власти старается держаться подальше. Помните, когда прервалась династия Рюриковичей, как долго уговаривали вступить на престол Михаила Федоровича Романова и как не хотели родители его отдавать на это поприще? Эти люди были православными и знали, что его ждет огромная ответственность и, что кому много дается, с того много и спросится.

А для женщины важно разобраться, чего же она больше всего хочет: если быть счастливой, то тогда лучше слушаться Бога и святых отцов, которые на первое место в жизни женщины ставили чадородие.
Очень точные слова подобрала в своем стихотворении Анна Ахматова, говоря про счастье материнства: «Доля матери – светлая пытка…» Действительно, материнство – это с одной стороны пытка (пеленки, детские болезни, постоянный недосып), но с другой стороны – это счастье: держать родную кровиночку возле своей груди, наслаждаться первым лепетом, слышать первое слово своего ребенка… Никакая карьера и никакие успехи в бизнесе никогда не дадут то, что этот младенчик может дать матери.

Как быть родителям, если друзья ребенка в школе подают плохой пример, как оградить его от дурного влияния, но не допустить при этом, чтобы он стал изгоем, «белой вороной» среди сверстников?

От посторонних влияний детей не убережешь. Так или иначе, раньше или позже наши дети в жизни встречаются и с плохими примерами, и с дурными влияниями. И, к сожалению, эти бесчисленные влияния приводят к тому, что многие сегодняшние дети идут по пути блудного сына, а не послушного. Но важно сделать так, чтобы у ребенка детские воспоминания были хорошими, ведь блудный сын вернулся к отцу именно из-за этих воспоминаний, осознав, что его грязная и распутная жизнь ничтожна и убога в сравнении с тем, что было в родительском доме. Поэтому в детей надо, прежде всего, закладывать правильные понятия. Когда мы маленькие, то часто не слушаемся ни папу, ни маму, нам кажется, что мы умнее их. Но когда сами становимся папами и мамами, то все возвращается на круги своя и уроки, преподанные нам в детстве, дают свои всходы спустя годы. Есть одна хорошая пословица: «Слова – это карлики, а примеры – великаны». Видимо, только примером своей жизни можно воспитывать детей. Это тоже не дает гарантии, что дети будут жить так же, как и мы, что они будут нравственны и праведны. Но это все, что мы можем – молиться за них и являть им положительный пример. И самое главное, чтобы слово у нас не расходилось с делом, поскольку самое негативное влияние на ребенка оказывает двоедушие родителей.

Какова роль материнской молитвы в воспитании ребенка?

Огромная роль. Известная поговорка гласит: молитва матери со дна моря достанет. Никто и никогда не будет так молиться о другом человеке, как мать о своем ребенке, а молитва – это великая сила и великий труд. Знающие люди говорят, что нет ничего труднее, чем Богу молиться и за престарелыми родителями ухаживать. Поэтому за своих детей молиться надо обязательно и делать это желательно как можно чаще и усерднее.

Сегодня многие считают, что аборт – это прерывание незапланированной беременности, не более и не менее. Как этим людям доказать, что это, на самом деле, является самым настоящим узаконенным детоубийством?

Доказать-то совсем не трудно. Представьте, что человека посадили на скамью подсудимых за убийство и спрашивают: «Ты что ж наделал, за что человека убил?!» А он вместо того, чтобы покаяться отвечает: «Ничего подобного, я никого не убивал, я просто взял и искусственно прервал деятельность его сердца». А за этими словами стоит страшная картина – взял нож и воткнул в сердце. То же самое происходит, когда говорят про искусственное прерывание беременности. За этими обтекаемыми словами стоит насильственное прерывание жизни. То, что в животике у мамы самостоятельная жизнь видно уже из того, что группа крови у плода не мамина, а своя. А то, что ребеночек в животике не может самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность, а нуждается в помощи мамы, так он и родившись еще долго будет нуждаться в посторонней помощи и без нее обречен на гибель и в месячном возрасте, и в полгодика, и в год… То есть доказать это на словах, казалось бы, очень просто, но совершенно невозможно ничего доказать человеку, который не хочет слышать. Говорят, что все доводы разума горят, как солома, когда их начинает пожирать огонь страсти. И когда у человека установка страстная, когда он ориентирован на то, что надо жить, чтобы получать как можно больше удовольствия, а не чтобы подготовить душу для вечности, такого человека как ни убеждай – чаще всего все убеждения будут, к сожалению, бесплодны.

Как вести себя православной женщине, муж которой равнодушно или враждебно настроен по отношению к православной вере и к Церкви? Какую тактику выбрать в отношениях с неверующим супругом?

Равнодушие – это еще пол беды. Тут надо слушать апостола Павла, который говорит, что неверующий муж освящается женою верующею (1 Кор. 7, 14) и молиться за двоих. Но когда отношение враждебно или воинственно, тогда бывает намного сложнее. И если муж ставит условие в ультимативной форме: «Или я, или Церковь», то здесь лучше сделать выбор в пользу Церкви и Бога. Жена должна быть максимально уступчива и услужлива по всем житейским, бытовым вопросам: она должна стараться ублажать мужа во всем и если он потребует, чтобы она два раза в день стирала его рубашку, то надо стирать. Но в вопросах веры… Помните, как апостолы Петр и Иоанн от лица прочих сказали: Судите, справедливо ли пред Богом – слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4, 19). Так что послушание мужу для жены заканчивается там, где начинается противостояние Богу со стороны мужа.

В нынешнее время у семьи появляются такие враги, как пьянство и наркомания. Как уберечь близких от этих бед и что Вы можете посоветовать тем, кого коснулись эти несчастья?

До поры до времени можно посоветовать только терпеть и молиться. Надо дождаться того времени, когда у близкого человека наступит прозрение, когда он поймет, в какое он болото попал, и у него появится желание выбраться из этого болота. А пока прозрения не наступило, все слова будут бесплодны. Существует поговорка: есть пьяницы, которые пьют и плачут, а есть, которые пьют и скачут. С теми, которые «пьют и скачут» говорить о вреде пьянства бесполезно – им нравится их пьяная, веселая жизнь и пока она им по душе они ничего не услышат, поэтому надо терпеливо дожидаться момента, когда они заплачут.

То же и в отношении наркоманов – надо дождаться, когда не родитель будет бегать за чадом и требовать, чтобы тот послушал его умных речей, а наоборот, когда чадо придет и скажет: «Папа, мама – делайте со мной, что хотите, ведите меня, куда хотите, но помогите мне выбраться из того болота, куда я забрался». А такой период обязательно наступает в жизни любого наркомана или алкоголика. На определенном этапе эти люди совершенно отчетливо осознают, что ничего хорошего в такой жизни, которой они живут, нет: с одной работы прогнали, с другой попросили, семья развалилась, друзья разбежались, здоровья не стало… в общем, темень непроглядная. Таким образом, получается, что когда человек опускается до дна, то у него появляется возможность оттолкнуться и пойти наверх, а пока происходит погружение, как ни больно смотреть на это, но помочь ему почти невозможно – ему не от чего оттолкнуться.

Насколько, по Вашему мнению, уместно для православной христианки использование косметики и если это позволительно, то в какой степени?

Лучше бы, конечно, косметикой вообще не пользоваться. Согласитесь, что если выдающийся художник напишет картину, а какой-нибудь мазила вдруг решит ее улучшить, особенно если это уже замечательное произведение искусства, то ничего хорошего из этого не выйдет. То же происходит и здесь: Господь сотворил человека, какой он есть, а человек начинает себя украшать и в результате этих украшений только портит свой облик. Помимо этого, кожа вообще и женская в особенности, очень восприимчива к косметике, и когда женщина, прихорошившись для окружающих, для улицы, потом приходит домой и все это смывает, то перед мужем она предстает в виде гораздо худшем, чем было бы, если бы она перед этим не красилась. Выходит, мнение улицы для нее важнее, чем любовь мужа, а это в корне неверно: жить, рожать и воспитывать детей надо ведь не с улицей, а с мужем. В итоге к 30-40 годам без косметики она выглядит гораздо старше своего возраста. Действительно, по праздничным дням чем-то можно и даже нужно подчеркнуть значимость происходящего, но ведь помимо косметических украшений существуют и другие способы: платье, например, красивое надеть.

Отец Александр, какой, на Ваш взгляд, должна быть настоящая православная христианка, какие духовные качества должны быть ей присущи?

На этот вопрос я отвечу своим стихотворением, которое написал в те годы, когда делал первые шаги на пути воцерковления. Называется оно «Женщинам мира», и в нем я подчеркнул то, что мне видится самым ценным в женщине:


Я обращаюсь к сестрам моим:
Сестры мои, вы достойней мужчин
В горе, в беде, на житейских ухабах.
Зря говорится, что женщины слабы.
Нежности вашей, верности вашей,
Чуткости вашей я кланяюсь в ноги.
Только прошу вас: милые сестры,
Не растеряйте себя по дороге.
И никому вы не верьте, что, будто,
В наш просвещенный, стремительный век
Это не надо, что ныне, как будто,
Переменился мужской человек.
Будто теперь у мужчин разговоры
Стали не те – не о скромности речь,
И не на чутких и верных их взоры
Устремлены – а на голость их плеч,
И говорят они, будто бы, ныне,
Что не в сердечных – в развратных запрос…
Так говорят не мужчины. А свиньи.
Стоит ли слушать слова их всерьез?
Ну, а мужчина и верность, и скромность
Вечно ценил в вас, и будет ценить!
Мамы и сестры, невесты и жены,
Любимые дочери… сестры мои!
С отцом Александром беседовал Иван Михайлов
«Славянка» № 1 (13), январь-февраль 2008 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Powered By Blogger