Поиск

пятница, 7 января 2011 г.

Советский проект жив - Игорь Чебыкин

Справка KM.RU
В 70-х годах прошлого века, согласно отчетам ООН, СССР по уровню жизни входил в первую десятку стран мира. Сегодня в подобном рейтинге ООН прибалтийские государства занимают места в четвертом-пятом десятках, Белоруссия, Россия, Казахстан, Азербайджан, Украина – в седьмом, Грузия и Армения – в восьмом, Туркменистан – в девятом, Молдова – в десятом, Узбекистан, Кыргызстан – в одиннадцатом, Таджикистан – в двенадцатом десятке.
Игорь Чебыкин

Почему, несмотря на все пропагандистские усилия, ностальгия по СССР нарастает, в том числе даже и в Прибалтике?
Не знаю, чем руководствовался Николай Сванидзе, когда в специальном предновогоднем выпуске программы «Суд времени» темпераментно и безапелляционно, в своем стиле, заявил: «Советский проект» провалился. Это бесспорно! Нет Советского Союза, значит, провалился «советский проект». То ли г-н Сванидзе выдавал желаемое за действительное, то ли и в самом деле искренне верил в то, что говорил, не утруждая себя размышлениями об итогах телевизионного голосования в собственной программе. А итоги эти для г-на Сванидзе и его антисоветски настроенных единомышленников были столь же обескураживающи и печальны, сколь для сборной Канады – итого только что завершившегося молодежного чемпионата мира по хоккею.

Впрочем, на фоне оппонентов пламенного Сергея Кургиняна (которому хочу выразить глубокое уважение за объективность, страстность и стойкость в «суде», где «судья» с самого начала открыто становится на сторону одной из противоборствующих сторон) канадцы еще легко отделались. Разгрома, по крайней мере, избежали. Оппоненты Кургиняна не избежали: в каждом выпуске программы, где на обсуждение выносился тот или иной эпизод советской истории и, стало быть, в той или иной форме сталкивались взгляды и позиции сторонников и противников СССР, противники, согласно результатам голосования зрителей в зале и по телефону (а именно итоги этого голосования, как провозглашали устроители программы, являлись окончательным «судебным» вердиктом в каждом конкретном случае), неизменно проигрывали с разгромным счетом. Зачастую – с неприлично разгромным счетом.

Странно, что г-н Сванидзе делает из этого вывод: «советский проект» провалился. Вдвойне странно, что такой вывод делает историк по образованию и общественный деятель, видимо, по призванию. Речь-то, повторяю, идет лишь о мнении тех людей, кто нашел время и не поленился принять участие в телевизионном голосовании. А если брать в масштабе всей страны? Есть у кого-то сомнения, что и в этом случае обнаружилось бы много, очень много сторонников «советского проекта»? Думаю, что даже у Сванидзе этих сомнений нет. По крайней мере, результаты различных соцопросов показывают, что ностальгия, да что там ностальгия, будем называть вещи своими именами, популярность «советского проекта» среди россиян не только не идет на спад, но нарастает. А это значит, что «советский проект» жив.
Это значит, что «советский проект» - не границы на карте, не распавшаяся всего каких-то без малого двадцать лет тому назад империя, пусть и величайшая по размерам и военной мощи из всех существовавших в истории человечества империй. «Советский проект» - это не устав КПСС, не труды Ленина и Сталина, не речи Хрущева и Брежнева, не мифический ботинок, которым можно шарахнуть по трибуне ООН, не советские фильмы и песни, на которых сегодня плотно паразитирует российский шоу-бизнес. Это не просто ностальгия по своему детству и молодости, как это зачастую пытаются представить. Популярность «советского проекта» сегодня - это, как мне представляется, не популярность марксистско-ленинской идеологии и ее современных носителей (здесь зачастую наблюдается обратная ситуация), а что-то более сложное, более глубокое и, одновременно, более тонкое, нежели все вышеупомянутые и не упомянутые вещи. Это то, что живет в памяти, будоражит сердца, волнует умы и чувства и не хочет умирать, как бы ни спешили его хоронить «судьи времени».

Мне представляется, что это «что-то» - тяга людей к утраченному единению, к утраченным ценностям морально-нравственного свойства, которые объединяли и сплачивали людей, даже не будучи прописанными в уставе КПСС или в газете «Правда» (а иногда объединяли – и вопреки прописанному). Это тяга к сопричастности интересов обычных людей интересам страны. Это тяга, в конце концов, к вполне материальным достижениям: тем, кто верит в то, что СССР, по крайней мере – в так называемую эпоху развитого социализма, был населен голодными, нищими, оборванными, забитыми, малограмотными, бездуховными родителями беспризорных детей, которых (и детей, и родителей) то и дело безжалостно пускали под нож, пистолет, автомат, взрывчатку, я советую побольше читать и думать и поменьше смотреть современные выпуски новостей, фильмы и программы, где все перечисленное как раз присутствует в изобилии.

Иными словами, сегодняшняя популярность «советского проекта» - это желание вернуть не СССР в его прежнем виде (это, на мой взгляд, вряд ли возможно), а то подлинно хорошее, высокое и ценное, что было достигнуто в СССР, но затем было уничтожено с тем же остервенением, с каким сами большевики в свое время уничтожали достижения Российской империи.

Самое удивительное, что ностальгия граждан по «советским временам» отчетливо наблюдается не только, скажем, в России, но и – вы не поверите! – например, в Прибалтике. Я в данном случае подразумеваю не русскоязычное население прибалтийских республик, а самих прибалтов. Казалось, уж кто-то, а эти-то должны были ностальгировать по СССР в последнюю очередь. Если вообще должны были. А вот поди ж ты!

Очередным подтверждением этой ностальгии стала конфузливо-пафосная статья литовского интернет-портала Delfi.lt, которая так и называется «Снова в СССР. Приступ ностальгии». «Центр международных исследований The Pew исследовал настроение жителей посткоммунистических стран за последние 10 лет, - пишет автор Чесловас Ишкаускас. - Выяснилось, что Восточная Европа после эйфории, связанной с падением коммунизма, переживает время сомнений или ностальгии по тем временам. Целых 48% литовцев считали, что сейчас экономическое положение намного хуже, чем в советское время, 78% утверждали, что променяли бы демократические ценности на материальное благосостояние, и вообще крепкая экономика важнее настоящей демократии».

Оно и понятно: как тут не предаться пессимизму и ностальгии, когда после нескольких лет впечатляющего экономического роста в трех прибалтийских государствах, за что Литву, Латвию и Эстонию ласково нарекли «балтийскими тиграми», ВВП той же Литвы в 2009 году в результате мирового финансового кризиса рухнул почти на 15% (по другим данным – почти на 17%). Ниже, согласно мировому рейтингу ЦРУ, расположились только Украина и Латвия. Впрочем, по итогам 2010 года, как ожидается, литовский ВВП чуть вырастет, а в 2011-м – продолжит рост. Как ожидается. Зато госдолг страны точно будет расти, и стремительно: в конце 2009 года он составлял более 27 миллиардов литов или почти 30% от ВВП, к осени 2010 года превысил сумму в 9 миллиардов 651 миллион евро, то есть, преодолел отметку в 10 тысяч литов или около 3 тысяч евро (1 евро равен примерно 3,5 литовским литам) из расчета на каждого жителя Литвы. По прогнозам, к 2012 году литовский госдолг составит 42% от ВВП.

Такими же удручающими темпами растет безработица: с 4,5% в 1994 году до почти 14% - по официальным данным – в 2010-м. А вот численность населения Литвы устремилась в обратном направлении (а вы думали, только в России так?). Своего максимума она достигла в 1993 году – около 3 миллионов 800 тысяч человек. А в данный момент опустилась ниже отметки в 3 миллиона 300 тысяч. Убыль – полмиллиона человек за 17 лет. Для любой страны – это катастрофа, тем более, для страны с населением менее 4 миллионов жителей. 1/7 части населения – как не бывало. Так что, охватившую широкие слои литовского общества ностальгию по СССР, в котором прибалтийские республики считались «витриной», понять можно.

Но вот незадача: ностальгировать по СССР в современной Литве строго запрещено. Современная Литва – это удивительное государство, чьи законы и реалии живо ассоциируются со сценами из мрачных антиутопических романов. В современной Литве дворников привлекают к суду за то, что они использовали для уборки снега сохранившиеся с советских времен красные лопаты с серпом и молотом и, тем самым, нарушили закон о запрете на использование и демонстрацию советской символики. За нарушение этого же закона к суду привлекают уличных торговцев сувенирами. Другой закон запрещает «публичное отрицание преступлений советского режима». За нарушение – штраф или тюремный срок. В Литве не маршируют, как в Латвии и Эстонии, ветераны эсэсовских легионов, потому что подобный легион в годы войны на территории Литвы пытались создать, но не получилось. Однако ветераны Советской Армии в современной Литве на 9 мая прикрывают боевые ордена и медали плащами: на всякий случай, чтобы не привлекли за нарушение закона.

В современной Литве порядки суровые. И касается это не только того, что так или иначе связано с советской историей. Вильнюсская мэрия, например, запрещает проводить митинги и акции протеста против действий властей – в данном случае, экономических - в тех районах, где располагаются правительственные здания (а вы думали, только в Москве у митингующих проблемы?). На отшибе – протестовать можно. СМИ грустно иронизируют, что это равносильно совету собираться в лесу и выступать перед зайцами и дятлами, и констатируют, что в СССР опять же демократии было больше. То есть, как ни выкорчевывают в современной Литве воспоминания обо всем хорошем, что было с жителями республики, их предками и с самой республикой при СССР, память все-таки продолжает жить и выкорчевываться не желает.

«Непорядок», - подумал, верно, и Чесловас Ишкаускас. Не ограничившись выкладкой статистических данных, свидетельствующих о советской ностальгии литовцев, в своей статье он язвительно прошелся по кремлевскому новогоднему балу-маскараду в «брежневском» стиле (информация о подобной корпоративной вечеринке появлялась в СМИ, но была опровергнута Управлением делами Президента РФ), напомнил о доносящихся из «окрасившейся в красно-коричневые цвета» России призывах «истребить этническое население стран Балтии» (а полмиллиона литовцев в постсоветское время тоже Россия извела?) и в финале выложил главный козырь – напоминание об «оккупации».

«Итак, вы хотите в СССР? – риторически вопрошает г-н Ишкаускас. - В тот, что 15 июня 1940 года оккупировал нашу страну и сделал ее Литовской ССР? Когда мы жили в рамках все контролирующей и всем управляющей однопартийной системы. Когда понятие «демократия» было лишь выдумкой капиталистического мира. Когда человек человеку был «братом, товарищем, другом», а народы – «сестрами». Если вы соскучились по этому, то точно стоит посетить бал, похожий на кремлевский, или хотя бы побывать в московском ресторане «Щит и меч», где в точности воссоздана некоторых шокирующая, а других приятно настраивающая советская атмосфера».

Не знаю, какая атмосфера царит в упомянутом ресторане, я там не был, не знаю, какие там исполняются шлягеры, если исполняются, но г-н Ишкаускас в своей статье вновь исполняет нам старую, надоевшую песню об «оккупации», которую Литва и ее прибалтийские соседи сегодня пытаются использовать в качестве музыкального сопровождения своих требований к Москве о денежных компенсациях. По поводу этих фальшивых арий говорилось уже неоднократно и предостаточно. Нечего добавить сверх того, что известно из истории о присоединении к СССР трех прибалтийских государств, которые смиренно приняли ультиматумы Москвы, стремившейся не допустить превращения Прибалтики в восточный плацдарм гитлеровской Германии, разместили у себя дополнительные контингенты советских войск, сформировали дружественные СССР правительства, провели внеочередные парламентские выборы, провозгласили создание союзных республик, приняли декларации о вхождении их в состав СССР и потому сегодня если кому и могут предъявлять какие-то претензии, то лишь самим себе.

Но я в данном случае хочу спросить о другом: а готовы ли сегодня литовские правители, политические и общественные деятели, пресса и рядовые граждане, охваченные желанием поквитаться за «оккупацию», отказаться от такого тяжкого «оккупационного» наследия, как, например, город Вильнюс – столица Литвы и город Клайпеда – главные морские ворота Литвы? Ведь это в соответствии с договором между СССР и Литвой от 10 октября 1939 года на территорию Литвы был введен первоначальный контингент советских войск, а Литве были переданы Вильнюс и Вильнюсский край, отторгнутые Польшей в 20-х годах. И ведь это «оккупационная» Красная Армия вернула Литве Клайпеду, аннексированную Германией в 1939 году и переименованную в Мемель.

Готовы ли литовские хранители памяти о «советской оккупации» быть принципиальными и честными до конца, готовы ли они отряхнуть «оккупационный» прах со своих независимых лаковых штиблетов и вернуть полякам Вильнюс, немцам – Клайпеду, Белоруссии – свыше 2,5 тысяч км² территории, переданной новообразованной Литовской ССР в 1940 году? Готовы ли они это сделать с той же легкостью, с какой литовские власти в 2000-х годах остановили по требованию Евросоюза построенную в СССР Игналинскую АЭС? Готовы ли они сделать это с той же легкостью и энтузиазмом, с которыми, подобно российским коллегам-«разоблачителям», вымарывают нашу историю в один кромешно черный цвет? Готовы ли они вымарывать ее и впредь, не прислушиваясь к голосам сограждан и голосу собственной совести, не желая понимать, что многое из того, что было создано в СССР, сегодня кормит, защищает нас и их, работает на нас и на них, что без СССР не было бы сегодня ни нас, ни наших стран со всеми их плюсами и минусами? И уже хотя бы за это СССР стоит быть благодарным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Powered By Blogger