Поиск

пятница, 20 мая 2011 г.

7.05.1508 (20.05). - Прп. Нила Сорского


Спор свв. Нила Сорского и Иосифа Волоцкого
Прп. Нил Сорский (1433–7.05.1508) – столп северного пустынничества, происходил из рода бояр Майковых. Пострижение в монашество прп. Нил получил в обители прп. Кирилла Белозерского. Затем побывал на Афоне. Возвратясь в Белозерский монастырь, прп. Нил уже не хотел жить в нем, но построил себе келью, невдалеке от него, за оградой, где и жил недолгое время в уединении. Потом отошел за 15 верст от сего монастыря на реку Сорку, водрузил здесь крест, поставил сперва часовню и уединенную келью, и при ней выкопал колодец, а когда собралось к нему несколько братий, то построил и церковь. Обитель свою учредил он на особенных отшельнических правилах, по образцу скитов Афонских, почему она и названа скитом, а прп. Нил почитается основателем в России скитского жития, в более строгом и точном его устройстве.
Святые отцы-подвижники разделяли монашеское житие на три вида: первый вид – общежитие, когда многие иноки живут и подвизаются вместе; второй вид – отшельничество, когда подвизается один инок в уединении; третий вид – скитничество, когда инок живет и подвизается с двумя или тремя братиями, при общей пище и одежде, при общем труде. Этот последний вид монашеского жития, как бы средний между двумя первыми, который прп. Нил называл потому "царским путем", и хотел осуществить в своем скиту.
В храм свой скитники, по примеру восточных, собирались только по субботам, воскресеньям и праздникам, а в прочие дни каждый молился и трудился в своей келье. Всенощная скитская продолжалась всю ночь. После каждой кафизмы предлагалось по три и четыре чтения из отцов. Во время литургии пели только “Трисвятую песнь”, “Аллилуйя”, “Херувимскую” и “Достойно”; все прочее читалось протяжно – нараспев. По субботам, в братской усыпальнице, совершалась общая панихида за упокой усопших. Таковы были устройство скита и церковный устав прп. Нила Сорского. Относительно внешнего поведения и деятельности прп. Нил предписывает полную скитскую нестяжательность и простоту во всем. Необходимое для жизни велит приобретать только трудами рук своих, повторяя слова апостола: «Аще кто не хощет делати, ниже да яст».
Со временем слава блаженного Нила воссияла гораздо далее стен русских обителей. Его знали и уважали русские иерархи. Когда в Новгороде открылась ересь жидовствующих и всюду распространены были ожидания кончины міра в 1492 г., архиепископ Новгородский Геннадий просил Иоасафа, архиепископа Ростовского, посоветоваться между прочим с преподобным Нилом, как он думает о сих ожиданиях.
Когда в 1503 г. был Собор, сокрушивший жидовствующих, блаженный Нил присутствовал на сем соборе.
Тогда же этим строгим отшельником внесено было в соборные рассуждения предложение освободить монастыри от управления вотчинами, то есть населенными имениями. Вопрос этот поднял жаркие споры. Волоколамский игумен прп. Иосиф, столько известный в духовноотеческой литературе своими трудами, защищал имения монастырские, приводя свидетельства прп. Феодосия, общего жития начальника, прп. Афанасия Афонского и настоятелей других обителей, которые владели селами для прокормления и возможности духовно-просветительской деятельности монастырей. А блаженный Нил, предлагая, чтобы у монастырей сел не было, требовал, «чтобы жили бы чернецы по пустыням, а кормились бы рукоделием», как он это завел в своем монастыре. К мнению Нила пристали многие иноки Кирилло-Белозерские и даже некоторые из других обителей, спор порою обрастал острыми политическими вопросами и обращениями к властям. Однако это движение "нестяжателей" пошло на убыль после Соборов 1553–1554 годов, осудивших его как чрезмерный уклон.
С последующей церковной точки зрения, во временной перспективе, Церковь прославила их обоих: и прп. Нила и прп. Иосифа. Потому что оба были правы. В сложном вопросе о церковном землевладении были две стороны, утрирование которых было бы одинаково неверным: при одном уклоне Церковь совершенно отрывалась от реальной исторической жизни и не заботилась о государственных нуждах и о просвещении народа, при другом – слишком обмірщалась, сплетаясь с хозяйственной деятельностью. Каждый из этих двух святых верно видел одну из этих опасностей, стремясь противодействовать именно ей – Церковь же соединила и примирила их усилия в своей полноте. Вот в чем смысл тех "разделений" во мнениях, о неизбежности которых говорил апостол Павел и которые порою обнаруживались даже у святых.
Ныне стало общепринятым утверждение, что спор тогда шел о приоритетах двух путей спасения. Один – это путь, возможный лишь при решительном отказе от міра и уходе в "священнобезмолвие". И другой путь – «завоевание міра на путях внешней работы в нем» в сотрудничестве в монархической властью. Однако "принципиальное" противопоставление уединенного монашеского подвига и заботы о пастве через ее просвещение и устроение соответствующей православной государственности тут явно надумано. Ибо никто из последователей Иосифа Волоцкого не помышлял об отказе от монашеского молитвенного делания.
Впоследствии эта полемика о церковных землях была либеральными историками Церкви преувеличенно расценена даже как некий "водораздел" между двумя "принципиально различными" направлениями богословской мысли в русском Православии, названными "нестяжательством" и "иосифлянством". Термином "иосифлянство" стал называться "приоритет материального обогащения монастыря в ущерб стяжанию духовных дарований в стенах обители", и затем чуть ли как не "полицейское государство", в котором Церковь используется властью как инструмент насилия над свободой человека. Этот "водораздел", по нашему мнению, возник гораздо позже в умах нецерковных либералов и был возведен ими в прошлое, к началу XVI века, для обоснования своих демократических идей – в искусственно притянутом к этому прп. Ниле Сорском, в котором они тщились увидеть отрицание государственного значения Церкви, отрицание принципа симфонии властей. (Такова была, например, идеология демократического Православия в русской эмиграции – парижан и американцев, отколовшихся от "иосифлянской" Русской Зарубежной Церкви; такова ныне и теория отделения Церкви от государства у преобладающей части современных православных функционеров, которые, впрочем, оправдывают этим свое служение любой власти).
В статье о прп. Иосифе Волоцком мы покажем также в нашем календаре, что в своей главной книге, "Просветителе", он ясно исповедует главные духовные принципы тех самых "нестяжателей" и утверждает необходимость для монаха аскетического сознания и созерцательного видения, справедливо усматривая в них надежные, подлинно православные источники разумения Божественных догматов веры.

Церковь св. Иоанна Предтечи, колодец и келья прп. Нила Сорского.
Рисунок с натуры Н. Ф. Тюменева, 1894 г.
Постоянный адрес данной страницы: http://www.rusidea.org/?a=25052002

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Powered By Blogger