Поиск

среда, 8 июня 2011 г.

Пушкин и митрополит Филарет

В нашем календаре биографические статьи в память о выдающихся людях помещаются на день их кончины с подведением итога жизни (у Пушкина 29.1.1837). День рождения А.С. Пушкина отметим особо, так как этот день в либеральной русской эмиграции отмечался как День русской культуры. Хотя, разумеется, сводить ее только к Пушкину, при всем его таланте, неуместно. Даже поправевшему Пушкину была свойственна «при всей гениальной его проницательности и чуткости некая укороченность перспективы: мистическая природа явлений, раскрывающаяся только на далеких горизонтах, от него сокрыта» – верно отметил архимандрит Константин (Зайцев) в книге "Чудо русской истории". Тот факт, что Пушкин и прп. Серафим Саровский были великими современниками, не соприкоснувшимися друг с другом, – говорит о многом... Поэтому православно-монархическая эмиграция считала Днем русской культуры праздник св. Владимiра, Крестителя Руси, см. там подробнее об этой полемике и весьма точную оценку творчества Пушкина епископом Дамианом (Говоровым).

Пушкин родился 26 мая в 1799 г. – на этот день пришелся переходящий праздник Вознесения Господня, чему поэт, по свидетельству друзей, придавал большое значение и венчался с Н. Гончаровой в церкви Святого Вознесения у Никитских ворот. Напомним к этому дню еще раз его знаменитую поэтическую полемику с митрополитом Филаретом Московским, характеризующую этих двух великих современников. В день своего рождения 26 мая 1828 г. 29-летний Пушкин написал философские размышления о смысле жизни – "скептические куплеты" (как он их назвал в письме к Е.М. Хитрово):



Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена...

Митрополит возразил поэту тоже в стихотворной форме:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал.
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал!..

По просьбе Е.М. Хитрово (почитательницы митрополита Филарета) Пушкин в своем ответе покаянно признал правоту митрополита:

В часы забав иль праздной скуки
Бывало лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.

В зрелые годы Пушкин стал убежденным государственником-монархистом и умер православным, покаявшись в своих заблуждениях молодости.

Постоянный адрес данной страницы: http://www.rusidea.org/?a=25060802

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Powered By Blogger