Поиск

вторник, 4 октября 2011 г.

«Большой Ближний Восток» и «Великий Израиль» (II)





ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ
05.10.2011 | 00:00
Ольга ЧЕТВЕРИКОВА
fondsk.ru
Итак, политический спектакль под названием «сдача Израиля» продолжается. Заявка главы Палестинской автономии Аббаса о приеме в ООН передана на рассмотрение Экспертного комитета СБ ООН, «ближневосточный квартет» выдвинул новый план урегулирования, израильское правительство с планом согласилось, палестинское руководство пока позицию не заняло. Процесс опять затягивается и явным образом нацелен не на решение проблемы палестинской государственности, а на поддержание постоянной напряженности как механизма управления политической ситуацией в регионе.
В связи с геополитической перестройкой Арабского Востока значение Израиля как постоянного «раздражителя», способствующего дестабилизации положения и росту арабского экстремизма, будет только возрастать. В результате так называемых «арабских революций» западные финансовые круги приводят к власти абсолютно послушных и зависимых от них политиков. В этих условиях активная критика Израиля и разжигание антиизраильских настроений становятся своего рода фактором легитимации «новых элит» в глазах широких слоев арабского населения. Израиль со своей экспансионистской политикой выступает в качестве катализатора исламского радикализма, являющегося в руках западных элит главным инструментом перестройки Арабского мира…

В свою очередь любое ужесточение позиции со стороны исламских государств в отношении Израиля, как и демонстрация враждебности, лишь способствуют внутренней консолидации израильского общества и укреплению влияния правого лагеря, занимающего непримиримые позиции в вопросе о территориях, находящихся под контролем израильских властей. Как писал исследователь Гольденберг, «миф» об «арабской угрозе» - одно из важнейших средств, призванных способствовать «единству израильтян», поскольку без напряженности во взаимоотношениях с соседями Израиль может быть ввергнут в хаос.
Исламизм вместе с тем способствует и усилению религиозных начал в израильском обществе, что имеет принципиально важный характер. Дело в том, что Государство Израиль создавалось как политический проект, при котором религиозный фактор играл важную, но не определяющую роль. Однако сегодня в условиях всеобщей перестройки мирового управления и демонтажа национальных суверенитетов, при которых международное право становится главным препятствием на пути реализации глобальных стратегических проектов, религия превращается в фундаментальную опору, оправдывающую само существование Израиля. Однако религиозный проект Израиля не совместим с тем политическим светским проектом, который лежал в основе создания этого государства, и именно это заставило многих исследователей говорить сегодня о «кризисе» или «смерти» сионизма. Однако речь идет не об умирании сионизма, а о переходе его к реализации своих истинных замыслов.
В период формирования сионизма как идеологии и движения главной целью его провозглашалось создание еврейского государства. Однако изначально сионизм отличался своей многоликостью и неоднородностью, в нем выделялись различные течения, которые так и остались самостоятельными идейными направлениями. Главными среди них были религиозный, практический и политический сионизм.
Религиозный сионизм, сформировавшийся раньше других, еще в середине ХIХ в., пытался вписать требование создания государства в учение ортодоксального иудаизма, связывающее возвращение иудеев на древнюю родину исключительно с приходом Мошиаха. Он исходил из идеи о том, что приход Мошиаха состоит из двух стадий – естественной и чудесной. Первая стадия понималась как самостоятельное возвращение евреев в Палестину (Сион) для возрождения населения Израиля и восстановления страны во всех аспектах ее жизни, что таким образом должно было приблизить вторую стадию - приход Мошиаха, который уже завершит избавление. Государство Израиль рассматривалось, таким образом, лишь как начало реализации миссии еврейского народа.
Практический сионизм, возникший в 80-х гг. ХIХ в., сосредоточился на идее переселения евреев в Палестину для обеспечения «возвращения к своим корням», которое начало активно осуществляться выходцами из Восточной Европы в конце ХIХ - начале ХХ вв. и носило смешанный религиозно-нерелигиозный характер. И, наконец, в 1897 г. формируется известный всем политический сионизм, основоположником которого стал Теодор Герцль, поставивший целью создать безопасное «правоохраняемое убежище» для евреев, которое было бы признано международным правом. Он добился оформления сионизма как европейского политического движения, поскольку только в такой форме его мог принять западный мир. При этом создание государства рассматривалось Герцлем не как самоцель, а лишь как средство решения еврейского вопроса, всё остальное же было вторично (1).
Однако основной замысел сионизма выходил далеко за пределы декларированных целей. Его выразил главный противник Герцля, глава «духовного» или «тайного» сионизма Ахад-Гаам (А.Гинцберг), выходец из хасидской семьи и выразитель взглядов секты Хабад, с которой он был связан через свою жену – внучку хабадского раввина Менахема Мендела. Ахад-Гаам утверждал: «Евреям необходимо государство не для того, чтобы сконцентрировать там всех евреев, а только лишь для того, чтобы укрепить единство духа и целей. Из этого центра дух иудаизма распространится по всей огромной периферии». Заимствовав ницшеанскую идею «сверхчеловека» и связав ее с иудейской догмой о богоизбранности евреев, Ахад-Гаам превратил ее в идею «сверхнации». Он писал: «Если мы согласимся с тем, что сверхчеловек есть цель всех вещей, то мы должны согласиться с тем, что необходимой предпосылкой для достижения этой цели является сверхнация. То есть должна быть одна такая нация, лучше других приспособленная по своим внутренним характеристикам к моральному развитию и устройству всей своей жизни в соответствии с моральным законом, который стоит выше морали обычного типа». Такой сверхнацией и должна была стать «экстерриториальная всемирная еврейская духовная нация», а «страна Израиля должна охватить все страны земли, для того, чтобы исправить мир Царствием Божиим» (2). По сути, речь шла о трансформации всего мира в «государство для евреев», в котором Израиль станет духовным центром и которое обеспечит иудейской верхушке мировое господство.
Созданное в 1948 г. Государство Израиль стало плодом совместной деятельности сионистского движения, поддерживающих его еврейских финансовых кругов (Ротшильдов, Лимэнов, братьев Лазар, Дрейфусов, Спенсеров, Кунов, Лебов, Голдманов, Саксов, Оппенгеймеров и др.) и связанных с ними западных политиков (Советский Союз выступил за создание нового государства в силу того, что рассматривал его как будущий оплот своего влияния в этом регионе, однако события пошли по иному пути). Изначально Израиль играл двойственную роль. С одной стороны, он мыслился как идейный и организационный центр еврейского мира, с другой стороны, будучи создан в условиях острого противоборства сверхдержав, он превратился в важный инструмент внешней политики США, использовавших его в своих стратегических интересах. В итоге Израиль стал в значительной степени реализацией идей политического сионизма, то есть проектом, действенность которого сохранялась, пока продолжалась борьба двух систем, при которой он укреплял свои позиции как необходимое орудие антикоммунизма, работавшее на подрыв СССР. Эта особая идейно-политическая роль Израиля вышла тогда на первый план, оставляя в тени его религиозную и духовную миссию.
В первые десятилетия существования государства «единство духа и целей» еврейского народа воплощали сионисты-социалисты, нерелигиозные деятели, выходцы из Восточной Европы, которые усилиями практического сионизма заняли в стране ведущее положение. Сконцентрировавшись на задачах национально-государственного единения, они реализовали программу «социалистического еврейского государства» (государственная экономика, кибуцы, профсоюзы), создав институты, сохранявшие свою гегемонию вплоть до конца 70-х гг. и оставившие глубокий след во всех сферах общества. В это время сформировалась соответствующая риторика – «этатизм», «социализм», «национализм»; за этими понятиями скрывался процесс формирования крупного израильского капитала, утвердившегося в политической сфере в 1977 г. с приходом к власти правых сил, выступавших за возвращение евреев к «настоящей еврейской жизни». Но и тогда светский национализм оставался доминирующей силой.
Став символом сионизма, Израиль вместе с тем был и остается лишь частью всемирной сионистской корпорации, возглавляемой представителями крупнейшего еврейского финансового капитала, руководствующегося своими интересами и преследующего глобальные цели. Подчинив своей воле правящие круги Израиля и превратив Израиль в центр системы управления диаспорами, эта финансовая верхушка установила контроль над евреями – гражданами различных стран мира (в самом Израиле в 2009 г. евреи составляли 42% от общей их численности в мире). При этом «мозг» сионизма находится в США, по соседству с Федеральной резервной системой и сектой Хабад. Поэтому, хотя Израиль и стал основным местом пребывания ряда крупных сионистских организаций и созывает на своей территории крупные сионистские съезды, все вопросы решаются теми кругами, представители которых находятся вне его территории – в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. Надо подчеркнуть, что и сама израильская экономика контролировалась международной сионистской корпорацией, а через ее посредство – американскими, европейскими и другими ТНК. Так что международный сионизм всегда рассматривал Израиль не только как свое детище, но и как свою собственность.
Укреплению мировой сионистской структуры Израиль способствовал и как главный союзник США на Ближнем Востоке, которые использовали его для реализации своих экономических, политических и военных интересов не только в этом регионе, но и в других частях мира благодаря сотрудничеству ЦРУ и Моссад. При военной помощи США Израиль превратился в их атомный плацдарм на Ближнем Востоке. Что касается общей помощи, предоставленной Израилю после Второй мировой войны, то она достигла 140 млрд. долл. С 2007 г. ежегодные американские субсидии составляют 3 млрд. долл., большая часть из них идет на закупку американских военных товаров и услуг.
Стратегические интересы США обусловили надежный американо-израильский альянс, а интересы сионистского компонента американского истеблишмента придали этому альянсу особую прочность. Создав мощную систему лоббирования в интересах Израиля, основу которой представляет AIPAC– созданный в 1954 г. Американо-израильский комитет по общественным связям, сионистский капитал настолько усилил свои политические позиции в США, что фактически поставил под контроль властную машину государства, заставив ее работать в своих интересах. Американское государство представляют собой опорную базу сионизма, и связка США - сионистское лобби - Израиль настолько крепка, что никакая критика Израиля внутри американского общества не способна ее разрушить.
(Окончание следует)
(1) Полонский П. Эволюция идеологии сионизма (19-20вв.) // http://www.machanaim.org/tor&life/hist&geo/zionism.htm
(2) Ахад-Гаам. Избранные сочинения. Том 1. М., 1919. С.136.

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на электронное издание "Фонд стратегической культуры" (www.fondsk.ru)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Powered By Blogger