Поиск

четверг, 26 января 2012 г.

Прп. Иринарх, Затворник Ростовский (1547-13.01.1616) – выдающийся русский святой, благословивший и предсказавший успех ополчения Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.


13.01.1616 (26.01). – Память преподобного Иринарха, Затворника Ростовского
Прп. Иринарх, Затворник Ростовский (1547-13.01.1616) – выдающийся русский святой, благословивший и предсказавший успех ополчения Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.
Преподобный Иринарх (в мiру Илия) родился в июне 1547 г. в крестьянской семье в селе Кондаково Ростовского уезда. В 1578 г. в тридцатилетнем возрасте принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, находящемся на реке Устье в 18 верстах от Ростова по дороге вУглич. В дальнейшем прп. Иринарх подвизался и в других монастырях, прославившись аскетическими подвигами, смиренным отношением к несправедливостям, любовию к братии, прижизненными чудесами, но всё же вернулся в этот монастырь, где начинал свой иноческий путь. По открытому ему Божию благословению Иринарх ушел там в затвор в тяжелых веригах для смирения плоти, отдавая сну всего час в сутки (и так провел 38 лет, вплоть до своего преставления).
В затворе его застало тяжелое время смуты на Руси. Еще накануне польско-литовского нашествия преподобный старец получил откровение от Бога о том, что Москву захватит "литва", а церкви по местам будут разорены. ("Литвою" звали тогда на Руси всех подданных польско-литовского королевства Речи Посполитой.) Он стал горько плакать о предстоящем бедствии, и игумен повелел ему ехать в Москву и предупредить Царя Василия Иоанновича Шуйского о грозящей беде. Преподобный Иринарх выполнил послушание, сказав Царю: "Господь Бог открыл мне, грешному старцу: я видел город Москву, плененную ляхами, и все Русское государство. И вот, оставя многолетнее сиденье в темнице, я сам пришел к тебе возвестить сие. И ты стой за веру Христову мужеством и храбростью". Он отказался от предложенных ему Царем даров и, вернувшись, стал усердно молиться, чтобы Господь помиловал Русскую землю.
Враги явились на Русь, стали завоевывать города, избивали жителей, грабили монастыри и церкви. Лжедимитрий и второй самозванец стремились покорить Русь польскому королю. Борисоглебский монастырь также был захвачен врагами, которые вошли к святому затворнику и удивились прямым и смелым речам старца, предсказавшего им гибель.
Главнокомандующий оккупационными войсками Речи Посполитой в России Сапега, остановившийся в Борисоглебском монастыре, пожелал видеть старца, сидящего в цепях, и удивился такому подвигу. Когда паны, пришедшие с Сапегой, сказали ему, что старец молится за Шуйского, преподобный смело сказал им: "Я в России рожден и крещен, за русского Царя и Бога молю". Сапега отвечал: "Правда в батьке велика – в которой земле жить, той земле и служить". После этого преподобный Иринарх стал убеждать Сапегу уйти из России, предсказывая ему в противном случае смерть.
Когда против захватчиков стало собираться второе ополчение под руководством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского (примечательно, что князь родился в том самом 1578 г., когда прп. Иринарх принял монашеский постриг) старец послал князю Пожарскому свое благословение на борьбу и просфору. Он велел ему идти под Москву, предсказав победу: "Увидите славу Божию". Именно от стен Спасо-Преображенского монастыря в Борисоглебском двинулась в 1612 г. главная часть народного ополчения на Москву. Как когда-то давал благословение благоверному князю Дмитрию Донскому преподобный Сергий Радонежскийна борьбу с иноверцами, так войска народного ополчения в 1612 г. благословил преподобный Иринарх Затворник. В помощь Пожарскому и Минину преподобный передал свой крест непрестанно молился об успехе ополчения. Перед иринарховским крестом многие из ополченцев клялись одолеть врага, исполнить свой долг и вызволить из беды родную землю.
С помощью Божией русские изгнали иноземцев, князь Пожарский овладел Кремлем, и в Русской земле постепенно начал водворяться мир. Старец Иринарх по-прежнему непрестанно молил Бога со слезами об избавлении Руси от врагов и, обладая силой творить чудеса, исцелял больных и бесноватых. Ему был открыт день кончины, и он, призвав своих учеников, Александра и Корнилия, стал давать им наставления и, простившись со всеми, тихо отошел ко Господу в вечный покой 13 января 1616 года.
Шапочка, плеть и вериги прп. Иринарха Ростовского
После святого старца осталось 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, "связни", которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он избивал свое тело, прогоняя бесов. В этих трудах, как называл их старец, он прожил 38 лет, до того в мiру прожил 30 лет, скончался же 68-ми лет от роду. После смерти преподобного Иринарха совершалось много чудес при его гробе, особенно же исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.
Житие Иринарха написано было учеником его Александром, прожившим вместе с ним тридцать лет. Большая часть железных цепей и других тяжестей, которые носил на себе подвижник Иринарх, и до сего времени хранятся в Борисоглебском монастыре – отчасти в церковном приделе, где находится рака преподобного, отчасти в особой деревянной постройке на месте прежней келии преподобного. Часть вериг и других предметов из "трудов" Иринарха перенесена была в церковь его родного села Кондакова по просьбе сельчан. (Село Кондаково находится в Угличском уезде, на реке Устье, выше Борисоглебского монастыря, в 43 верстах от Углича и стольких же от Ростова.)
Использован материал:
http://kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1885
Постоянный адрес данной страницы: http://www.rusidea.org/?a=25012607

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Powered By Blogger