ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Отзыв евангельского христианина-баптиста
Эта книга – своего рода апология православного учения, где автор использует свои доводы с некоторым евангельским акцентом. Автору, на мой взгляд, присуща чувственность, которая прослеживается в его аргументации, и честность, когда признался о мотиве перехода в православную Церковь. Вадим пытается доказать жизненность православного учения, считая баптизм недостаточным для полноты христианской жизни. По-моему, он так и не понял суть баптизма.
Автор приводит цитаты отцов Церкви, что обогащает мысль всей книги. При этом цитаты некоторых протестантских богословов, приводимых автором, не отражают все учение евангельских христиан-баптистов. По мнению некоторых нельзя строить общее представление о баптизме. Поэтому книга содержит критику не догматов евангельских христиан-баптистов, а высказываний некоторых протестантских проповедников и мыслителей.
Печально, что некоторые протестантские историки, говоря об истинной Церкви, приводят в пример несториан, катаров, альбигойцев, богомилов и т.д. Решимость отсоединиться от Церкви и пострадать за свои идеи, еще не факт существования в их жизни евангельского наследия. Баптистам не нужна сектантская преемственность, от которой предостерегает автор, а важно апостольское предание учения, как неотъемлемая часть вероучения евангельских христиан-баптистов.
В книге видна открытость автора, готовность на диалог с протестантами по догматическим вопросам. Я считаю, что сегодня важно евангельским христианам-баптистам не сидеть «сложа руки», а быть готовым к данному диалогу с православной Церковью, при условии взаимного принятия и объективной оценки.
Автор говорит о личном смирении, как о первостепенном качестве верующего, которого порой не хватает сегодняшнему христианству. Я думаю, замечания о смирении являются актуальным в XXI веке для многих христиан нашего времени.
Автор искренно пытается обратить внимание евангельских христиан-баптистов на некоторые вопросы веры, в частности, на учение о Церкви. Я думаю, что данная работа станет в дальнейшем еще одним поводом для богословских диспутов между Русской Православной Церковью и Церковью Евангельских Христиан-Баптистов. В наше время есть необходимость в подобных диспутах, так как «железо железо острит…» (Прит. 27:17). Другими словами, это поможет евангельским христианам-баптистам обратить особое внимание еще раз на историю Церкви и на христианское богословие.
Михаил Чистотин,
пресвитер церкви
евангельских христиан-баптистов,
бакалавр богословия.
Мнение священника РПЦ
Эта книга немного не вписывается в контекст времени, когда «каждый кулик свое болото хвалит», когда в политической, национальной, духовной сферах жизни общества идет борьба, в которой отстоять свою правоту важнее Истины. С другой стороны, эта книга очень актуальна, потому что она, на мой взгляд, выполняет миротворческую миссию. Примирить людей, находящихся в разных конфессиях, примирить хотя бы на бытовом уровне: вот, к чему, по всей видимости, стремится автор. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими…» (Мф. 5:9).
Книга – исповедальна, но ощутимо в ней и проповедническое начало, потому что предназначена она, прежде всего, для евангельских христиан-баптистов, то есть для тех, с кем у автора было и в чем-то остается единодушие. Они теперь ходят в разные храмы, но по-прежнему веруют в единого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Автор рассказывает о том, что с ним произошло. Он делится с читателем своими открытиями. На своем жизненном пути он приходит к осознанию предвзятости своих суждений. В нашем мире сегодня проблема взаимопонимания – одна из самых острых. Мы часто не понимаем даже близких людей: родители не понимают детей, супруги – друг друга. Немалую роль в этом играют стереотипы мышления. Осознать иллюзорность, зашоренность своих взглядов – очень непросто. Человек устроен так, что ему трудно расставаться со своими предубеждениями, даже если они навязаны ему извне. Но, чтобы совершенствоваться, он должен знакомиться с другими точками зрения и, при необходимости, – переосмыслять свою. Стереотипы – это бег по кругу, отсутствие развития.
Эпоха атеизма даром не прошла. Еще долго мы будем пожинать его плоды. Хотя уже более десяти лет мы живем в условиях религиозной свободы, но мы видим также, как с бешеной скоростью начал строиться «новый Вавилон». Многие люди, потерявшись в этой «свободе без совести», стали искать твердую почву под ногами. Для молодежи этой почвой нередко оказывается протестантизм – западная модель понимания того, что есть христианство. Автор настоящей книги упоминает о, так называемом, русском баптизме. Чем-то он отличается от американского, европейского баптизма. Автор пытается провести мысль, что у русских баптистов есть какие-то общие грани с русской культурой, а значит, и с православием. Например, для автора и во время его пребывания в баптизме иконы имели какую-то ценность.
Реформация в 16-м веке в Европе –– это протест против искажений евангельского учения, искажений, которые действительно были (в том числе, – и на догматическом уровне) в католической церкви, отпавшей в 11-м веке от Вселенской Церкви. Почему бы Мартину Лютеру в то время не обратиться взглядом на православный восток? Но каким был восток тогда? Константинополь уже давно завоеван. Россия в сознании европейцев – неизвестная, дальняя и дремучая страна. В этом смысле выбора у протестантов не было. Выход им представлялся один: назад к Писанию, к первым векам христианства.
Сегодня протестантов смущают в православии, на мой взгляд, лишь два спорных момента. И автор их выделяет. Протестанты считают, что некоторых православных установлений в Священном Писании нет. Автор настоящей книги, на мой взгляд, убедительно показывает, что в Библии они все же есть. И другой момент. Часто люди об учении Русской Православной Церкви (РПЦ) судят по конкретным поступкам мирян или священников. Причем судят нередко на основании публикаций в СМИ. Но многие наши газеты, телепрограммы сегодня отличаются любовью к скандалам, «жареным» фактам и т.д. Поэтому действительность в них порой грубо искажается. Не стоит им сильно доверять. «Попробовать» православие надо самому. Только тогда можно узнать его настоящий вкус. Вадиму Акентьеву поневоле пришлось «вкусить» православие, и, как видно из книги, он нисколько об этом не пожалел.
В России сегодня большая часть населения причисляет себя к православию. Однако при этом у нас огромной популярностью пользуются астрология, магия, оккультизм. На основании этого делают вывод, что в православии есть проблемы с учением. Но вывод – ошибочный, и автор пишет – почему. К слову сказать, иудаизм в древности был богооткровенной и истинной религией. При этом мы видим, что евреи нередко впадали в идолопоклонство. Разве это была проблема Божественного Откровения? Для протестантизма на западе проблема номинального христианства не менее актуальна, чем для православия на востоке. Столь многочисленные в нашей стране «православные» безбожники или, наоборот, «многобожники» – это слабость не православного учения, не Церкви Христовой, а человека.
Однако не только помирить людей разных вероисповеданий хочет автор. Жить дружно – это лишь первый шаг. Задача, которая стоит перед христианами разных конфессий – не столько мирно сосуществовать, сколько быть онтологически, сущностно едиными. Едиными во Христе. А это значит – быть в единой Церкви Христовой. Автор книги не призывает проделать тот же самый путь к единству, что и он прошел. Но он убедительно показывает, что такой путь возможен. Это не значит, что человек должен предать идеи, например, баптизма и перебежать в другой лагерь. Речь идет о том, чтобы вернуться к истокам, к которым в свое время, по разным причинам, объективным или субъективным, не смог вернуться Мартин Лютер и его последователи.
Эта книга приглашает к диалогу. Автор не навязывает свой выбор. Он деликатно делится с читателем своими «открытиями». Однако если бы кто-то из числа читателей-протестантов логически завершил Реформацию в своей отдельно взятой жизни и обрел то, что искали его предшественники – «единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», возможно, это принесет автору радость, радость глубокую – духовную.
Иерей Евгений Сидорин
Моей жене,
Богом данной спутнице и помощнице,
Акентьевой Наталье Владимировне,
посвящаю эту книгу.
Автор
Немного о себе
Я уверовал в Бога в 23 года. В моей семье не было верующих. Я не ходил на евангелизации и «поставить свечку». После армии я поступил в институт. Нашел хорошую работу. Все складывалось удачно. Но в сердце была пустота. Меня мучили вопросы: «Для чего я живу? В чем смысл жизни, если она заканчивается МОГИЛОЙ? Смысл – в детях? Но они тоже закончат ЭТИМ…». Я искал ответа у йогов, экстрасенсов, рериховцев и даже в Центре профориентации молодежи. Однажды я купил в книжном киоске Новый Завет (изданный Знаменским собором). Сел на лавку, полистал. Мало что понял. Но где-то глубоко в сознании мелькнула мысль, что эта книга станет самой главной в жизни. Через два месяца меня приняли корреспондентом в одну из областных газет. Заместителем редактора был дьякон общины евангельских христиан-баптистов (ЕХБ). Мы подружились. А через год я стоял на коленях в баптистском Доме Молитвы и впервые в жизни молился – просил Бога простить меня. Это было 31 мая 1992 года.
Введение
Эта книга – некоторые наброски о том, как евангельский христианин-баптист с восьмилетним стажем, миссионер, проповедник, без пяти минут выпускник Московского Богословского института Союза ЕХБ, директор кемеровского отделения евангельской студии «Радиоцерковь» перешел в православие.
Мой переход у многих братьев и сестер из общины, по всей видимости, вызвал шок. Но я и сам до сих пор удивляюсь своему поступку. Все решилось за две недели. В конце декабря 2000 года я встретился со знакомым священником и сказал, что хочу перейти в Православную Церковь. Он предложил это сделать в скорый праздник Рождества Христова. В ночь с шестого на седьмое января на всенощном бдении я стал православным христианином и прихожанином Никольского собора. Меня приняли в Церковь через таинство миропомазания. Помню, был очень сильный мороз; я пришел в храм в длинном, почти до пола, тулупе и валенках. После полуночи священник в храме пригласил меня пройти в небольшое помещение-пристройку. Там, вслед за ним, я повторил особые молитвы, в частности, Никео-Константинопольский символ веры.
Так я шагнул в неизведанное. От ночного бдения в какое-то мгновение возникло чувство нереальности всего произошедшего. Неужели это я в храме? Вокруг – молящиеся люди, которым до меня нет дела, горящие свечи, тусклые иконные лики в темноте, душистый кадильный дым. Здесь я теперь свой… Неужели я уже не баптист? А стал ли я православным? Вот так отметил Рождество: выбил сам себя из привычной колеи и побрел наугад!
Если бы на моем месте был кто-то другой, а я оставался бы в «колее», я с сожалением подумал бы об ушедшем: «Как он мог отбросить евангельские идеалы, библейское христианство, жизнь по вере, личное благочестие?!».
Да, при всей лояльности к Православной Церкви, я относился к ней свысока. По моему представлению, была она когда-то живой, евангельской – в первые века, когда все христиане были едины и проповедовали только Библию. Но сегодня… Не считая отдельных евангельски настроенных священников и прихожан, которых единицы, остальные «православные» – где-то вдали от Христа, в духовной темноте – вместо Бога поклоняются иконкам, вместо Христа почитают Деву Марию, вместо живой воды Священного Писания пьют «святую воду» и т.д. За три года моего пребывания в Православной Церкви я понял, что сам был в темноте – дремучем невежестве – по отношению к православию. Провидение дало мне возможность увидеть и евангельских христиан-баптистов (и себя, прежде всего) – со стороны. Мои наблюдения – перед вами. Я не призываю читателя соглашаться со мной, но прошу только выслушать.
По благословению
Высокопреосвященнейшего Софрония,
Архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого
Кемерово, 2004
Содержание
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ................................................
НЕМНОГО О СЕБЕ............................................................
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................
ОТ БАПТИЗМА К ПРАВОСЛАВИЮ
А был ли баптист?...........................................................
Что я нашел в православии.............................................
Можно ли верить в Православную Церковь?...............
ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ: ОТ ФАРИСЕЯ К МЫТАРЮ
Принят через «огненное крещение» .............................
Радость об одном грешнике...........................................
Кое-что о личной гигиене...............................................
Если шея не гнется..........................................................
НОВОЯВЛЕННЫЙ АПОЛОГЕТ
Надо ли рецензировать инославных христиан? ..........
Война с инославным миром… против разделения......
Один шаг до Православия..............................................
Такие разные инославные...............................................
Последняя реплика..........................................................
ОТСТУПАТЬ – НЕКУДА .................................................
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ................................................
ПОСТСКРИПТУМ.............................................................
Можно ли исцелиться от иконы и святых мощей?......
О православии в статье «Пропадал и нашелся.
Личное свидетельство» Николая Водневского...........
«Об освящении» евангельских христиан-баптистов...
Баптистов ждет своя Реформация?................................
Кто еще перешел?............................................................
К чему ближе традиционный протестантизм – к
баптизму или… к православию?....................................
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Как выпросить у Бога радиоэфир?................................
Семь кругов надежды.....................................................
Право просить о невозможном......................................
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Священное Писание – в высказываниях и жизни православных подвижников..............................................
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.
«Внутренний мир» современного протестанта............
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.
Причастие, в которое трудно поверить.........................
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.
О святом Стефане, просветителе и апостоле земли
Пермской..........................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6.
О монашеском отношении к труду................................
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7.
Сектантство в Православии и Православие в
сектантстве. Архиепископ Сан-Францисский Иоанн....
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8.
Юбилейный архиерейский собор Русской
Православной Церкви. Основные принципы
отношения Русской Православной Церкви к
инославию. Москва, 13-16 августа 2000 г.....................
ПРИМЕЧАНИЯ..................................................................
Комментариев нет:
Отправить комментарий