- заслуженный деятель искусств России
- академик РАЕН (отделение «Российская энциклопедия»)
- художник-реставратор высшей категории
- искусствовед
- историк
- писатель
- член президиума Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
- председатель Ассоциации реставраторов России
- ведущий специалист ГосНИИР (Всероссийского института реставрации)
- действительный член РАЕН (Российской Академии естественных наук)
- вице-президент Российского международного Фонда культуры
- член Межведомственного совета по вопросам культурных ценностей
- член Комиссии по рассмотрению вопросов о возвращении культурных ценностей
- председатель Клуба коллекционеров Советского фонда культуры
- член правления "Фонда Николая Васильевича Гоголя"
- лауреат премии Ленинского комсомола
- награжден орденом Святого князя Московского Даниила
- награжден высшим орденом Республики Якутия (Саха)
- первый реставратор, получивший за двухсотлетнюю историю Российской Академии художеств ее почетную медаль
- лауреат звания “Герой “Труда” за 2007 год (Это фирменная премия газеты “Труд”)
Еще в 60-е годы Савва Ямщиков стал фигурой всесоюзного масштаба и быстро вырос в настоящего просветителя и подвижника. Слово “подвижник” (в нем слышится и подвиг, и движение) прекрасно отражает и заслуги Ямщикова, и его темперамент. Жизнь Саввы Васильевича – постоянное движение. Он объехал русскую провинцию не как столичный гость, а как благодарный ученик, сострадающий друг и дотошный исследователь.
Ямщиков Савва Васильевич родился в 1938 г. в Москве. "У меня одна часть семьи крестьянская, а другая – из духовенства..." Окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. "Я историк, я воспитан учителями, не поставленными как символ нации, а учителями, которые имели ту школу, дореволюционную. Меня учили Лев Николаевич Гумилев, Николай Петрович Сычев, Виктор Никитич Лазарев в Московском университете. Они - совесть". С двадцати лет начал работать во Всероссийском реставрационном центре в отделе иконописи. Центр находился в Марфо-Мариинской обители, основанной св. Елизаветой (великой княгиней Елизаветой Федоровной), построенной А.В. Щусевым и расписанной М.В. Нестеровым. "Мои учителя - настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий и один из старейших наших реставраторов Виктор Васильевич Филатов".
Ямщиков Савва Васильевич родился в 1938 г. в Москве. "У меня одна часть семьи крестьянская, а другая – из духовенства..." Окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. "Я историк, я воспитан учителями, не поставленными как символ нации, а учителями, которые имели ту школу, дореволюционную. Меня учили Лев Николаевич Гумилев, Николай Петрович Сычев, Виктор Никитич Лазарев в Московском университете. Они - совесть". С двадцати лет начал работать во Всероссийском реставрационном центре в отделе иконописи. Центр находился в Марфо-Мариинской обители, основанной св. Елизаветой (великой княгиней Елизаветой Федоровной), построенной А.В. Щусевым и расписанной М.В. Нестеровым. "Мои учителя - настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий и один из старейших наших реставраторов Виктор Васильевич Филатов".
Бывший мальчишка из барака на Павелецкой набережной соединил и сплотил вокруг общего дела сбережения произведений искусства сотни людей, разбросанных по городам и весям. Большую часть своей жизни С.В. Ямщиков провел в русской провинции, сначала занимаясь профилактическими реставрационными работами на произведениях иконописи, а затем отбирая иконы для восстановления в Москве. Исколесив всю Россию, обследуя музейные запасники, и проделав вместе с соратниками огромную работу, он составил «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР», куда за двадцать лет поисков были внесены тысячи памятников.
Одним из итогов многолетнего труда стала грандиозная выставка “Реставрация и исследование музейных ценностей”, ставшая в конце 80-х событием для всей страны. Именно на этой выставке были открыты миру удивительные провинциальные русские мастера прошлого Ефим Честняков, Николай Мыльников, Федор Тулов, Григорий Островский и другие.
Реставратор Савва Ямщиков спас тысячи памятников русской культуры. За сорок с лишним лет ему удалось возродить к жизни сотни произведений иконописи, уникальные собрания русских портретов ХYIII — XIX веков из различных музеев России, вернуть многие забытые имена замечательных художников.
Будучи студентом, Савва Ямщиков вместе со своими однокурсниками помогал известному филологу, краеведу и археографу Леониду Алексеевичу Творогову обустраивать псковское древлехранилище. В то время Леонид Алексеевич Творогов занимался иконами, фресками, архитектурой Пскова, а главное – собирал книжное наследие псковской земли. Л.А. Творогов помог понять Савве Ямщикову суть псковского искусства.
Савва Ямщиков смог собрать уникальную выставку ста икон «Живопись древнего Пскова», отреставрированных под его руководством во Всероссийском реставрационном центре, которая легла в основу псковской музейной экспозиции.
В 2003 году вышла в свет его книга под названием «Мой Псков», в которой автор рассказывает «о тех земных праведниках, благодаря которым есть Псков…». Это друзья Ямщикова, выбор которых исключительно точен и духовно разумен. Великий ученый Лев Николаевич Гумилёв и руководитель крупного псковского предприятия Анатолий Викторович Лукин — талантливый технарь и тонкий поэт, директор Пушкинского музея-заповедника Семен Степанович Гейченко и настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Алипий, директор Русского музея легендарный Василий Алексеевич Пушкарёв и псковские реставраторы, художники и люди разнообразно одарённые Борис Степанович Скобельцын, Всеволод Петрович Смирнов, Михаил Иванович Семенов. В издание также включена статья псковского литератора Валентина Курбатова, рассказывающая об авторе книги и о людях, которые его окружали в Пскове. В книге «Мой Псков» Савва Ямщиков представил серию уникальных фотографий и репродукций икон Псковской земли. На страницах книги напечатан исторический рассказ Натальи Ткачевой о возвращении в Псков в 2001 году прославленной псковской святыни – иконы конца XVI века «Богородица Псково-Покровская», которая в годы оккупации была вывезена в Германию.
Савва Ямщиков одним из первых в СССР стал заниматься вопросами реституции культурных ценностей, вывезенных с территорий бывших неприятельских государств в годы Великой Отечественной войны. Савву Ямщикова всегда отличала активная гражданская позиция. По натуре он — боец. Очень много сделано им для сохранения так называемых трофейных произведений искусства. Этой острой теме посвящена вышедшая в издательстве “Алгоритм” его новая книга “Возврату не подлежит!”
Издав множество научных трудов, десятки книг, альбомов, каталогов о русском искусстве, опубликовав сотни статей и интервью в периодической печати, Савва Ямщиков много лет вел постоянные рубрики на Центральном телевидении, снимал редкие сюжеты в различных городах России и за рубежом.
Савва Ямщиков - устроитель редкостных выставок, один из тех людей, чьё имя вот уже несколько десятилетий ассоциируется в обществе с борьбой за сохранение культурного наследия России. Организованные Ямщиковым выставки, на которых показывались новые открытия реставраторов, стали неотъемлемой частью отечественной культуры. На них воспитывались молодые художники, историки искусства, писатели и все те, кому дорого художественное наследие России. Это человек с потрясающим художественным чутьем. Кроме реставрационных выставок Ямщиков сумел в непростые годы познакомить современников с сокровищами частных коллекций Москвы и Ленинграда – от икон до лучших образцов авангардного искусства. Недаром владельцы личных собраний избрали его председателем Клуба коллекционеров Советского фонда культуры.
Один из друзей Ямщикова заметил, что в старину его, очевидно, звали бы Саввой Большое Гнездо. Этим гнездом стала московская мастерская Ямщикова, где впервые встретились и сдружились многие замечательные люди. И, очевидно, не случайно в 1964 году Андрей Тарковский попросил стать консультантом фильма “Андрей Рублев” 26-летнего Ямщикова. Тарковский увидел в молодом реставраторе то горение, ту страстную преданность своему делу, которое не заменят никакие официальные звания и научные степени.
Так случилось, что имя Саввы Ямщикова с начала 90-х перестало звучать в эфире, не выходили его книги, не слышно было о выставках. Почти десять лет он был скован тяжелой болезнью в четырех домашних стенах. Все эти годы рядом с ним была его дочь Марфа. И сейчас они неразлучны во всех командировках.
Преданность друзей, любовь близких, крепкая вера и в наши дни творят чудеса. Недуг отступил, и Ямщиков с утроенной энергией взялся за множество добрых дел, которые будто именно его ждали все эти годы. Он открывает выставку в Ярославле, вмешивается в судьбу балдинской коллекции, добивается возвращения в Псков из Германии православной святыни – иконы Богородица Псковско-Покровская, заступается за деревянную Вологду, собирает том воспоминаний об архимандрите Алипии – фронтовике, художнике, настоятеле Псково-Печерского монастыря...
С.В. Ямщиков — лауреат премии Ленинского комсомола, обладатель ордена св. князя Московского Даниила, награжден высшим орденом Республики Якутия (Саха). Он первый реставратор, получивший за двухсотлетнюю историю Российской Академии художеств почетную ее медаль.
Сейчас Савва Васильевич живёт и работает в Михайловском. Сам о себе он говорит так: «Жизнь моя – личная и творческая – отдана русской провинции, и я благодарен Богу за это»
Комментариев нет:
Отправить комментарий