Поиск

четверг, 25 августа 2011 г.

«ПРОГРЕСС, ОТРИЦАЮЩИЙ БОГА И ХРИСТА, СТАНОВИТСЯ РЕГРЕССОМ»


Профессор Алексей Ильич Осипов - профессор Московской Духовной Академии и Семинарии. Родился: 31 марта 1938 года. Окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. С 1965 года преподаватель основного богословия в Московской Духовной Академии. В 1985 году присвоена ученая степень доктора богословия.


«Радонеж», №21-22(97), 1999
Можно без сомнения утверждать, что XX век - самый поучительный из всех, до него бывших. Почему? - Он дал наиболее убедительные и объективные доказательства (уже не отдельным лицам или народам, но всему миру) того, к чему в конечном счете приходит человечество, игнорируя евангельские принципы жизни.
Чем жил человек всю историю, какая основная идея была движущей силой всей его творческой деятельности? Без сомнения, таковой идеей была мечта создать рай на земле.  Этому служило практически всё: и философия, и политика, и наука, и техника. С веками обнаруживались явные успехи в приближении к заветной цели, особенно с того времени, как начала бурно развиваться наука европейская. Двадцатое столетие по всем показателям должно было стать эпохой высших свершений во всех сферах человеческой деятельности. Но вдруг обнаруживается, что оно не только стало самым кровавым из всех до него бывших, но и что все его действительно потрясающие воображение достижения привели человечество не к ожидаемому всеобщему блаженству на земле, а к результатам прямо противоположным, оказались своего рода «замечательным обманом». На пороге третьего тысячелетия человечество стоит перед такими глобальными кризисами, в первую очередь перед нравственным и экологическим, которые угрожают уже не просто благополучию человека, но и всей жизни на земле. Как могло такое случиться? Оптимисты полагают, что современные кризисы обусловлены, прежде всего, ошибками социально-политического и научно-технического характера и потому имеют вполне обратимый характер. Необходимо лишь исправить эти ошибки и найти правильные формы дальнейшего развития. Однако оснований для такого «лишь» слишком мало, и они связаны, скорее, с надеждами, нежели с реальными возможностями. Совершенно очевидно, что человек уже настолько противопоставил себя природе, создав цивилизацию совершенно искусственную и враждебную своим телу и душе, что скоро из этой ситуации он выйти не сможет, даже если бы выход был. Попытки же спасти цивилизацию средствами самой цивилизации равносильны тушению пожара огнем. Решение проблемы лежит совсем в другой плоскости.

Христианство видит причину современных кризисов в другом: истоки их коренятся прежде всего в той ложной идее, которой человек живет изначально на протяжении всей истории. Эта идея глубоко и ярко выражена в библейском сказании о грехопадении прародителей, сорвавших плод незаконного познания с целью стать «как боги» в этом мире, хотя бы и без Бога и даже вопреки Ему.
Именно это человекобожество как антипод богочеловечеству и явилось корнем всех последующих ростков зла в человеческом мире. Первое грехопадение дорого стоило человеку. Он оказался рабом страстей, терзающих его и в то же время ставших подлинной движущей силой всей его деятельности. Они заставляют ум работать на себя. Результат? - Только слепой может не видеть, что они делают с человеком. Одна зависть сколько зла сотворила в мире, погубила сколько лучших людей! «А слава, богатство суетные?!» Страсти обращают все силы души на то, и только на то, чтобы насытиться в этой жизни, здесь получить максимум всех материальных и культурных благ, обманывая смертного человека. Но страсти ненасытны и потому безумны и всегда извращают дух человека. Христианство, таким образом, указывает на глубинную причину происходящего: человек в настоящем своем состоянии является духовно больным.
О какой духовности идет речь?
Духовность каждой личности, народа или народов познается в конечном счете по той высшей цели, которую они ставят перед собой в жизни. Эта цель может не подниматься и выше телесных ощущений, ею может стать искание власти, славы, богатства, душевных наслаждений (в искусстве, философии, науке и проч.), но эта цель может быть сосредоточена на поиске истины, святости, правды. С христианской точки зрения, первые «идеалы» не заслуживают названия духовных, ибо способны настолько исказить жизнь человека, внутреннюю и внешнюю, души и тела, что она неминуемо окажется перед тяжелейшими испытаниями.  Причины таких следствий понятны. Если эти «идеалы» становятся высшей целью жизни, то все прочее обесценивается или обращается в средство. Но ведь все это «прочее» есть не что иное, как: совесть, любовь, природа, другой человек, человечество... Сам Бог. И если такая «духовная» установка станет содержанием человека, народа, человечества, то разве не очевидно, в каком направлении будет развиваться их деятельность? Когда страсти становятся божеством, то разум неминуемо окажется их рабом, и тогда предсказать результаты его деятельности уже не составит труда.
Дух творит себе формы. И какова духовность - таковы и плоды. В этой простой истине и лежит разгадка того парадокса, к которому пришла наша цивилизация к концу XX века. Принципиальная ошибка ее развития заключается в том, что она нарушила основной закон человеческой деятельности. Этот закон ясно сформулирован Самим Христом: 'Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6;33). Этот закон может быть прочитан и иначе: если же ищете прежде не Царства Божия и правды его, то ничего не дастся вам.
Таков христианский, точнее, православный ответ на центральный вопрос современности: почему человечество на рубеже третьего тысячелетия приближается не к триумфу полного благоденствия на земле, а с поразительным ускорением - к окончательной и бесповоротной трагедии?
Эту закономерность видели многие лучшие люди. Например, Достоевский за год до своей смерти писал о Европе: «Да она накануне падения ваша Европа, повсеместного и общего. Муравейник, давно уже создававшийся в ней без Церкви и без Христа, с расшатанным до основания нравственным началом, утратившим все общее и все абсолютное, - этот созидавшийся муравейник весь подкопан». А современник Достоевского, известный славянофил Иван Сергеевич Аксаков, произнес прямо-таки пророческие слова о нашем веке: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода—деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет, - уже совлекает с себя и образ человеческий, и возревнует об образе зверином».
Сказано, кажется, очень резко, Но разве небывалые в истории по своим масштабам и остроте проблемы XX века: нравственные, социальные, экологические, экономические, военные, демографические и множество других, - не свидетельствуют о характере прогресса, отвергшего Христа?
Разве пропаганда (узаконенная!) всякого рода безнравственности и открытого глумления над телом и душой человека, свободы лжи, господства золотого тельца, диктата преступного мира и т.д. — не свидетельство одичания так называемого постхристианского мира?
Разве современная демократия с ее информационным насилием над «демосом» и очевидной олигархичностью фактической власти, преследующей лишь свои цели, не суть почти не завуалированные рабство и деспотизм?
Наконец, полная вседозволенность аморальности и всех видов оккультизма, вплоть до сатанизма, и свобода открытого издевательства над всем святым («религиозная свобода»!), над всякой правдой и истиной - разве это не совлечение с себя современным цивилизованным обществом образа Божия и человеческого и ревность об образе зверином (От. 13, 1-18)?
Несомненно, что в самой идее «свободы от Бога», изначально заложенной в «проекте» человеческой цивилизации, допущен принципиальный просчет. Человеческий разум вместо свободы оказался в рабстве страстям, несущим по самой своей природе страдания человеку. Сейчас, в конце XX столетия, губительные плоды этого ложного пути стали очевидным фактом для всего человечества. Может быть, этот факт поможет понять многим, что нет другого пути выхода из современного регресса, кроме прогресса жизни по Христу и Богу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Powered By Blogger