Поиск

суббота, 22 октября 2011 г.

Кому Христос объявил войну? - священник Константин Пархоменко

…Русские люди предпочли называть его лукавым, что означает хитрый, лживый. Но у этой сущности, этого духа есть и иные имена:
сатана (от евр. сатан) означает противник;
диавол (греч. диаболос) – клеветник, сплетник.
бес (славянское слово, от которого происходит, например, бояться);
демон (греч.) – ложный бог, дух;
черт (слав.) – предположительно от индоевроп. корня скер, скор – резать, обрезать, отсекать – корнать!
Любое имя сатаны подчеркивает его основные функции: искажать всякую правду и вредить!

Вот против этой злой силы направлены усилия Христовы.

Нажмите на изображение для увеличения
Название: х1.JPG
Просмотров: 2
Размер: 1.73 Мб
ID: 3204
В качестве иллюстративного материала, сопровождающего очерк, я решил дать несколько фотографий бесов, внимательно наблюдающих за нашим миром и готовых наброситься на нас, как только мы духовно расслабимся. Это знаменитые химеры. Одни - знаменитые, из Парижа, другие я снял в Мюнхене, они оккупировали фасад кафедрального Мюнхенского собора.

Пришествие Христово явилось, можно смело об этом сказать, началом войны против всех бесовских сил. “Если же я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие” (Мф. 12, 28), говорит Христос и мы понимаем: наступает то время, когда править миром будет Бог, а не диавол.
Христос приходит, “дабы смертью Своею лишить силы имеющего державу смерти, т.е. диавола” (Евр. 2, 14). Сатана поглощал пастью всех людей. Но Христос оказался ему не по зубам. Сатана наткнулся на Божество Христовой природы. Человечество он научился кусать, проглатывать. А тут, как пишут святые отцы, сатана подавился. Потому что во Иисусе Христе, кроме человечества, было и Божество.

Жизнь Христова на земле – противостояние силам зла, совершенно пропитавшим человеческую жизнь и все структуры мира.
В древнем иудаизме бесы чаще всего рассматривались как отдельные существа, у каждого из которых было свое имя. Каждый бес имел свою “специфику”: один был ответственен за психические расстройства, другой подкарауливал и пугал путников, и проч. Соответственно евреи и заклинали бесов каждого конкретно. Можно сказать, что древний мир относился к бесам подчеркнуто вежливо.
А как иначе можно относиться к этим силам, которых человек остановить не властен?
Христос относится к бесам иначе. Это не некие “боги” или самостоятельные духи. Это агенты сатаны – противника Божия, древнего ангела. Сатана, по мысли Христа, управляет огромным войском, царством, бесы – его солдаты. В Евангелии от Матфея (10, 25) Спаситель, пользуясь игрой слов, называет сатану начальником дома, которому подчиняется его челядь.
Как отмечает немецкий теолог Иоахим Иеремиас: “Таким образом, мир зла рассматривается Иисусом не как множество независимых атомов, а как единое целое”. Зло в Новом Завете представляется болезнью, поразившей Творение. За всеми злыми проявлениями мира стоит враг, сатана, и ему подчиняется огромная армия злых духов.

Нажмите на изображение для увеличения
Название: х2.JPG
Просмотров: 0
Размер: 876.7 Кб
ID: 3205

Спаситель уже самим фактом Своего Пришествия в мир объявляет сатане войну.
Бесы это прекрасно поняли. В первой главе своего Евангелия Марк рассказывает, как однажды Христос зашел в синагогу. Там был и некий человек, одержимый “духом нечистым”. А теперь обратим внимание на то, как отреагировал бес, сидящий в человеке, на приближение к нему Христа: бес закричал от ужаса: “Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий” (1, 24). Слово погубить(греч. аполеси) означает совершенное истребление, уничтожение.
Царство Божие приближается, и его пришествие невозможно остановить или затормозить, как невозможно остановить приближение утренней зари: “Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие” (Мф. 12, 28). У Евангелиста Луки этот же стих передан несколько иначе: “Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло…” (Лк. 11, 20).
Дух Божий, или перст (палец) Божий, означает одно и то же – силу Божию.
Спаситель говорит: “Или, как кто может войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? И тогда расхитит дом его” (Мф. 12, 29). Здесь под хозяином дома следует понимать не мирного домовладельца. Он назван “сильным”, и это, несомненно, владелец военной крепости или государства. С побежденного срывали доспехи, его связывали, и дом его грабили. Спаситель именно это и имеет в виду. Себя Он сравнивает с победителем, диавола – с побежденным.

Но не только Он изгоняет лукавого. Такое право (власть) дал Христос и Своим ученикам: “И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов” (Мк. 3, 14-15).
Очищение Вселенной от бесовской скверны – самая главная задача! Когда Спасителя предупреждают о замысле Ирода убить Его, Он отвечает: “пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу” (Лк. 13, 32). Здесь мы видим, что все свое служение Господь сводит к двум вещам: изгнанию бесов и к исцелениям.
Болезни, по большому счету, также обусловлены греховным повреждением человеческой природы. А соблазнителем первых людей, вдохновителем их на грех был сатана. Значит, исцеления болезней также свидетельствуют о победе над сатаной, об исцелении мира.

Христос властно завещает ученикам: “се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию” (Лк. 10, 19). И ученики отправились в путь. И вот когда они вернулись и стали “с радостью” рассказывать, что бесы им повинуются (Лк. 10, 17), Спаситель воскликнул: “Я видел сатану, спадшего с неба как молнию” (ст. 18).
Евангелист Марк лаконично сообщает: “И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов” (Мк. 3, 14-15).
Эти слова – не взгляд, брошенный в прошлое, в ту домировую эпоху, когда Архангел Михаил низверг с небес восставшего против Бога сатану. Это и не мысленный прыжок в будущее – как все это произойдет в конце истории. Эти слова – констатация нынешнего, сегодняшнего одоления диавола! Спаситель говорит, что сатана сейчас низвергнут с неба… Что это предполагает? Это предполагает разъяренность диавола и то, что он будет люто враждовать против последователей Христа. 

Обратимся к другому новозаветному тексту, в котором этот же момент изгнания диавола с неба и его вражды с верующими присутствует более развернуто. Это книга Откровения (12, 7сл.).
“И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его; потому что низвержен клеветник братий наших… Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужского пола” (Откр. 12, 7-10,13).

Итак: сатана низвержен с неба. И он сразу набрасывается на женщину, родившую младенца. Библеисты и богословы отмечают, что женщина эта олицетворяет древний Израиль. Древний Израиль – мать новозаветной Церкви. Новозаветная Церковь только что в муках (Откр. 12, 2) рождена. И вот на нее нападает молнией павший с неба,сатана. “И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа” (Откр. 12, 17).
Христиане вступают в бой, который продлится до Второго Пришествия Христова, и мы с вами, дорогой читатель, живем как раз в эти дни. Сатана уже низвержен с неба, но он не сдается.
Если вспомнить, что основа учения Христова – возвещение наступления Царства Небесного, Царства, еще не проявленного, но постепенно входящего в мир, захватывающего мир, станет понятно что в тех же категориях уже и еще не следует мыслить победу над сатанинскими силами.
Сатана уже побежден, но он еще жив и продолжает, агонизируя, враждовать против последователей Христовых, а более широком смысле – против всех людей мира, против самого мира. И мы как последователи Христа знаем, что конец битвы с сатаной предрешен:диавол будет ввержен в озеро огненное и серное (Откр. 20, 10,14), и это будет для него окончательной гибелью. Но, пока не наступил день Суда над миром и диаволом, борьба продолжается.

Нажмите на изображение для увеличения
Название: х3.JPG
Просмотров: 1
Размер: 1.65 Мб
ID: 3206

И Церковь предлагает нам выйти на борьбу с сатаной. Стать воинами Христовыми, о чем замечательно пишет Ап. Павел (Еф. 6, 11-17).
Итак, Христос побеждает сатану. Это очень важное новозаветное утверждение. Ни иудаизм, ни кумранские учения того времени ничего подобного не знают. Это нечто совершенно новое и прекрасное.

Итак, вражда против верующих…
“Духи летают в воздухе, и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы и непрестанно приступают к нам, как комары в сыром месте”, – пишет отечественный подвижник XIX века, святитель Феофан Затворник. Сатана помешал Павлу идти в Фессалоники (1 Фес. 2, 18), он же – “ангел сатаны”, “жало в плоть”, т.е. болезнь Павла, досаждавшая ему (2 Кор. 12, 7-10). Сатана – враг, сеющий плевелы на поле домохозяина (Мф. 13, 39), он тот, кто в Божием мире сеет ненависть, распри, эгоизм, безбожие. В Евангелии от Марка сатана похищает из сердец верующих семя Слова Божьего. Через что? Через удовольствия мира сего, которые отвлекают людей от Неба. Ап. Петр представляет сатану голодным “рыкающим львом”, который ходит вокруг верных и ищет, кого схватить, растерзать и проглотить (1 Петр. 5, 8). Как и в Раю, его главное дело – искушение, испытание людей, старание ввести их в грех (1 Фес. 3, 5; 1 Кор. 7, 5).

Вся злоба диавола обращена на учеников Христовых, на Церковь. Вот почему Церковь молится: “Гряди, Господи Иисусе!” (Откр. 22, 20), ведь Второе Пришествие Господа избавит ее от лукавого.
“Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола” (1 Ин. 3, 8). “Ибо я уверен, – пишет Ап. Павел, – что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим. 8, 38-39).
Здесь Апостол перечисляет опасности, которые, как некоторые считали, могут погубить человека, лишить его Богообщения. Под Началами и СиламиПавел разумеет злые ангельские силы. Высота и глубина здесь – высшая и низшая точки стояния планет, по которым древние язычники определяли свою судьбу.
Но христианин живет в другой плоскости миробытия, в другом мире, не определяемом астрологическими и оккультными силами. Может быть, на кого-то они и оказывают влияние, но не на того, кто живет жизнью Христовой и кого ведет по жизни Дух Святой.
Св. Амвросий Медиоланский успокаивает христиан:
“Господь, взявший на себя наш грех и простивший ваши согрешения, способен защитить вас и сохранить вас от козней диавола, сражающегося против вас, чтобы враг, привыкший порождать порок, не настиг вас. Доверяющий Богу не страшится беса. “Если Бог за нас, кто против нас?” (Рим. 8, 31)”.
Однако и защищаемый Богом от лукавых воздействий не должен уповать только на помощь Божию и проявлять нерадение. “Желающий устоять против обходов диавола и сделать их безуспешными, сделаться причастным Божественной Славы должен со слезами и воздыханиями, с ненасытным желанием и пламенной душою, ночь и день искать Божией помощи и Божественного заступления. Желающий же получить это должен очистить душу свою от всякого мирского сладострастия, от всех страстей и похотей”.

Нажмите на изображение для увеличения
Название: х4.JPG
Просмотров: 0
Размер: 2.18 Мб
ID: 3207

Спаситель изгонял бесов, освобождал мир от вкравшихся и поселившихся в нем злых лукавых созданий. Подобную власть Он дал и своим ученикам.
Как сегодня происходит действие заклиная (греч. запрещения) духа, находящегося в человеке? Прочитаем об этом свидетельство св. Иоанна Кронштадтского: “Ко мне часто приносят больных, так называемых бесноватых, и приносят, чтобы я помолился о них. В этих случаях я действую простотой своей веры. Обыкновенно подобные больные очень беспокойны. Когда их приводят ко мне, то они плюются, пинаются и притом всегда, как замечено мною, закрывают свои глаза… И говорю: “Именем Господа нашего Иисуса Христа запрещаю тебе, дух нечистый: выйди из него!” И благословляю больного. Больной успокоится, начинает молиться. И я приобщаю его”.
Однако тут следует помнить очень важную вещь: беса могут изгонять лишь люди, действительно ведущие духовную жизнь. Сам Христос сказал, что “враг сей изгоняется лишь постом и молитвою”.
Человека, который ленив в духовной жизни, мало молится, не постится, едва ли послушает лукавый дух. Это доказывает и свидетельство книги Деяний Апостольских: “некоторые из скитающихся иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует”, “злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?” (19, 13-15).

Человек, живущий в мире и не знающий Бога, непременно будет атакован сатаной. Сам человек может этого не понять. Повинуясь современной культуре, стилю жизни, типу развлечений, следуя желаниям тела и души, человек войдет в мир, в котором правит лукавый.
Представьте себе, что к власти пришел тиран. Будет ли он контролировать каждого своего подданного, каждого родившегося на его территории. Это бессмысленно. Правитель постарается (Сталин, Гитлер) просто взять под контроль все сферы жизни человека. Взять под контроль и установить свои порядки, свои законы. И человек, родившийся на подвластной тирану территории, с младенчества будет жить в мире, который живет по особым правилам.
Точно так же с сатаной. Евангелия называю его князем мира, царем мира. По его законам, законам греха, живет мир уже многие тысячелетия.
Мир привык, чтобы основным законом жизни был закон поиска удовольствий. Человек хочет наслаждаться. Представьте себе ситуацию: один из супругов попал в аварию. Стал калекой на всю жизнь. А теперь подумайте, как себя будет вести второй из супругов? Останется ли он у постели любимого/любимой навсегда или уйдет? Опыт показывает, что, скорее всего, уйдет, если не сразу, то через некоторое время.
Или: в семье серьезные проблемы. Как поступит обычный человек? Оставит семью, чтобы создать новую, беспроблемную. Очень редко можно встретить ту ситуацию, когда человек на всю жизнь решается противостоять этим проблемам, пытаться вывести любимого/любимую из, скажем, греховного помрачения.
Это самые типичные ситуации с которыми мне как духовнику приходится сталкиваться ежедневно. Я уже не говорю о совершенно патологических , но, кстати, обычных для нашего мира случаях – нежелательную беременность прерывают абортом (убивают, чтобы продолжать веселую и необременительную жизнь); один из супругов уходит из дома к другому/другой… бросая детей! Как будто все равно, что из-за твоего желания удовольствий и новых ощущений душевно гибнут и страдают люди.

Нажмите на изображение для увеличения
Название: х5.JPG
Просмотров: 0
Размер: 736.0 Кб
ID: 3208

Сатана преуспел.
Именно поэтому, когда человек обращается в Церковь со словами: “Я верую, как мне креститься?” или: “Как мне начать духовную жизнь?” – Церковь всегда призывает его к отречению от сатаны.
В древности отрекающийся от диавола обнажался. С одной стороны, эта нагота символизировала, что приступающий к крещению – пока еще раб диавола (рабы на невольничьих рынках продавались обнаженными); с другой стороны, что предстоящий и произносящий слова отречения от сатаны –атлет на арене стадиона; сейчас он ступит в схватку с самим диаволом.
В торжественном чинопоследовании Крещения, совершавшемся тысячу лет назад в Константинополе, после молитв на изгнание из пришедших темной силы Патриарх, словно прозревая ответное бешенство злых сил, говорил: “Ныне на западе стоит диавол, скрежещет зубами, рвет на себе волосы, ломает от злости руки, неистово кусает губы, рыдает о своем опустении”.
Сегодня отрекающийся от сатаны обычно не раздевается. Однако слова отречения остаются те же самые.
Священник: Отрекаешься ли ты от сатаны, от всех дел его, от всех ангелов его, от всякого служения его и от всей гордости его?
Оглашемый: Отрекаюсь.
От чего отрекался крещаемый в Древней Церкви, и от чего отрекается приходящий к Крещению сегодня?

Отрекаюсь от сатаны!

“Отрекаюсь … от всех дел [с греч. ergisего” – деларабота. Мы отрекаемся от всех богомерзких дел сатаны, в которых, по духовной слепоте, принимаем участие. Мы обещаем, что никогда не будем творить дела диавола, но только лишь дела Божии. “Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил” (1 Ин. 3, 8).
“Отрекаюсь … от всех аегелов его” – здесь речь идет об отречении от всех бесовских сил, демонов, которых в древности (и, увы, сегодня тоже) люди любили призывать себе на помощь. Обращение к экстрасенсам, колдунам и знахарям – сегодня тот же поиск помощи на стороне, вне Бога, вне Церкви. Но для христианина, плюющего на диавола, обращение к потусторонним силам в обход Бога представляется немыслимым. Мы отрекаемся от всех ангелов сатаны, темных духов, бесов, нас теперь поведет по жизни Христос.
“Отрекаюсь … от служения”. И в этом отречении продолжается тема разрыва с сатаной и всеми его духами. Слово “служение” (c греч. latria) означает почитание иных богов, принесение жертв идолам.
“Отрекаюсь … от всея гордыни [греч. pompiего”. Первоначально слово pompi означало триумфальное, торжественное шествие в честь языческих праздников или богов. Эти процессии нередко совершались язычниками либо в честь своих богов, либо для того, чтобы обрести покровительствобогов. В более позднее время слово pompi стало означать роскошь, языческое празднование.
Христиане отрекались именно от этого языческого торжества, вакханалии бесовских ритуалов и мистерий, чествований бесов. Древний мир кичился богатыми и роскошными зрелищами, индустрией утонченных развлечений и увеселительных времяпрепровождений. Но для для древних христиан все это было не более, чем тщетная земная суета, ведущая к погибели. Весь блеск мира, не знающий и знать не хотящий Бога, – гордость сатанинская...
После отречения священник требует: “дунь и плюнь на сатану”. И оглашаемый, как бы извергая из себя все дурное, дует и плюет в сторону запада.

Нажмите на изображение для увеличения
Название: х6.JPG
Просмотров: 0
Размер: 1.15 Мб
ID: 3209

1 комментарий:

Powered By Blogger