Его интересовало многое, и за что бы он ни взялся, все у него получалось легко. Кроме способности к легкому восприятию информации, у этого человека была удивительная способность проникать глубоко в суть любого предмета. Говорить о многочисленных достижениях Михаила Ломоносова в самых разных сферах жизни можно очень долго – этот человек успел сделать для мировой науки столько, сколько талантливые ученые в своей области знаний не сумели сделать за столетие, - но хотелось бы обратить внимание на несколько особенных аспектов его деятельности. Ломоносов был первым человеком в мире, который заметил, что можно улучшить зрение человека в темноте с помощью оптического устройства. Ученый назвал свое изобретение «ночезрительной трубой» или «машиной для сгущения света». Ломоносов, в процессе разработки устройства, основывался на механизме зрения ночных животных – роль здесь играет высокая чувствительность оптического нерва, а также большие размеры зрачка. Поэтому его «машина» была двухлинзовым оптическим прибором с большим объективом, который захватывал лучи, собирал их преломлением и малым окуляром, который снова преломлял лучи, преобразовывал их в параллельные. Ученый утверждал, что в темной комнате его прибор позволяет отчетливее различать предметы. Таким образом, Ломоносов был первым ученым, кто сформулировал принципы работы устройства для ночных наблюдений, но из-за того, что русское научное сообщество не поняло и не поддержало его, признание получили ученые, которые описали то же оптическое устройство позже – И. Ламберт и Ж. Лаланд.
Одним из многих талантов Ломоносова было художественное искусство. В то время, когда Ломоносов учился в Германии, он изучал рисование; два года занятий стали основой для развития незаурядных способностей в изобразительном искусстве, которые ученый выразил в мозаике. Древнее искусство, известное со времен Аристотеля, составлять стекло (смальт) в картины, привлекло Ломоносова, который его и возродил. Несколько лет Ломоносов совершенствовал технологию выплавки цветного стекла. Он создал произведения, которые получили мировое признание, например портрет Петра I или «Полтавская баталия».
Многие не успеют и за 300 лет того, что успел Ломоносов за свою жизнь
Большим достоинством Михаила Ломоносова была редкая для всех времен оригинальность идей. Одним из нестандартных достижений ученого было составление минералогии России. Ломоносов преследовал две цели – обнаружить драгоценные металлы и полезные ископаемые и систематизировать минералы с химико-биологической точки зрения. Также стоит отметить, что в то время, когда Ломоносов стал заниматься минералогией, активно начала развиваться русская тяжелая промышленность, значительный вклад в которую внесли исследования Ломоносова. Ученый привлек к работе широкий круг простых людей, которые помогали ему в осуществлении его целей. Многие труды Ломоносова в этой области были оценены не только его современниками, но и приносят пользу до сих пор.
Общеизвестный факт, что Михаил Ломоносов внес существенные усовершенствования в систему и принципы российского образования, но не часто упоминается о вкладе ученого в педагогику. Ломоносов считал воспитание важным аспектом жизни, который влияет на формирование личности и создает предпосылки для ее развития. Важной целью в процессе воспитания было формирование патриотизма (который он считал верхней ступенью природы человека), милосердия и трудолюбия. Эти цели и оригинальные идеи по педагогике стали основой воспитания для многих поколений.
Ученые мирового значения, которые сделали много открытий и продвинули мировую науку вперед на несколько десятилетий, а иногда даже столетий – это, безусловно, редкость. И нам остается только продолжать разгадывать их тайны, которые мы еще не готовы открыть.
да великий был человек
ОтветитьУдалитьМихаил Васильевич является одним из моих учителей и вдохновителей. Великий человек - вы правильно сказали!
ОтветитьУдалить