Недавно римский папа Павел Иоанн II выступил с очередным посланием, в котором утверждал, что в мире совершается антинаучная революция. Хорошо известно, что в Ватикане функционирует достаточно мощный научный центр, который в состоянии предоставить главе римско-католической церкви точную информацию о современном состоянии мировой научной мысли. Понтифик прав, в науке, действительно, намечается тяжелейший кризис, осознание причин и характера которого должны привлечь внимание, как верующих, так и атеистов. Глубинные причины научного кризиса конца ХХ века установить вполне возможно. Их несколько, но, действуя в одном направлении, они породили кризис современной науки. Рассмотрим сперва такие, которые можно определить, как психологические факторы. Наука конца ХIХ- ХХ вв. достигла невиданных ранее успехов. Теоретические и практические наработки обеспечили гигантский рост производительных сил общества, подъем благосостояния широких масс населения промышленно развитых стран .
Научная мысль проникла в сокровенные тайны природы. Многим стало казаться, что возможности строго научного познания природы и общества безграничны. Хотелось думать, что все тайны мироздания будут разгаданы в ближайшем будущем. Однако, вскоре человечество столкнулось с суровой реальностью.
Природа оказалась намного сложнее тех возможностей анализа, которыми располагает современная наука. Вместе с расширением освоенного пространства, росла примыкающая к его границам область загадочного, раскрыть тайны которой наука ХХ в., используя традиционные методы исследований, пока оказалось бессильной. Многие реально существующие явления окружающего нас мира, а так же нашего естества, попали в разряд аномальных. Защищая свои позиции, ортодоксы от науки объявили все подобные феномены, которые они объяснить, не смогли, плодом фантазии. В определенных околонаучных кругах это разочарование породило стремление найти объяснение загадок природы , используя при этом методы, которые кажутся им новаторскими. Отсюда появление ясновидящих, контактеров, астрологов, парапсихологов, целителей, экстрасенсов, которых широко рекламируют СМИ. Но на практике, которая была и будет высшим критерием любой новой теории, эти новации никаких реальных успехов не принесли. Возможно, в будущем, какие-то высказанные ими догадки получат подтверждения. Какие и когда - покажет время. Многое из того, что сегодня кажется чудом, АЯ (аномальным явлением), завтра будет расшифровано методами естественных наук, которые сами будут модернизироваться. Св. Августин (354- 430 гг.) говорил: "Чудо находится в противоречии не с природой, а с тем, что нам известно о природе".
Имеется вторая причина антинаучной революции. И хотя она носит чисто экономический характер, экономисты во всем мире о ней предпочитают не говорить и не писать. Смысл этого негативного фактора заключается в следующем. После разрушений Второй Мировой войны и массового обнищания населения в странах Западной Европы, экономисты выдвинули лозунг создания "Общества товарного изобилия". Этот призыв получил поддержку населения европейских стран. Через какой- то срок поставленные задачи были выполнены. В настоящее время рынки Западной Европы перенасыщены товарами и продуктами, востребовать которые общество не в состоянии. Запад больше не нуждается в интенсивном развитии производительных сил и их теоретической базы - фундаментальных и прикладных наук. Чтобы доказать это положение, не нужно изучать статистические справочники. Достаточно посетить магазины, рестораны, кафе западноевропейских городов, чтобы воочию убедиться в правоте высказанных соображений. К этим выводам автор пришел, наблюдая реалии жизни в городах Германии, Франции, Италии, Греции, Швеции, Финляндии, Кипра... Разгром науки в России, учиненный "демократами", объясняется тем, что они видят будущее нашей ( а не "этой") страны в статусе колониальной сырьевой базы западного капитала. Колониям наука не нужна, она вредна, ибо Запад не хочет иметь экономически и научно развитых конкурентов.
И вот, в 1950 г. Чикаго создана новая структура - "Фонд Урантии". Организаторы фонда утверждают, что их объединение не религиозная секта, а научное сообщество, по-новому трактующее историю материального и духовного мира Земли, на базе объединения суперсовременной научной доктрины с обновленным христианством. В 1955 г. Фонд опубликовал свое видение истории человечества в огромном по объему томе, в 2097 страниц, под названием " Книга Урантии". До настоящего времени она выдержала одиннадцать изданий, в том числе на французском, испанском, финском и русском (1997) языках. Готовятся переводы издания на голландский, корейский, шведский, эстонский, немецкий и итальянский языки. Книга состоит из четырех частей: 1 Центральная Вселенная, 2 Локальная Вселенная, 3 История Урантии, 4 Жизнь и Учение Христа. В Предисловии авторы пишут "В нашем стремлении развить космическое сознание и усовершенствовать Духовное восприятие мы ограничены использованием несовершенного языка данного мира, что чрезвычайно усложняет изложение расширенных понятий и новых истин, и поэтому мы используем известные символы английского языка". Свою задачу авторы сформулировали в следующих словах: "Настало время познакомить приверженцев буддизма, христианства, индуизма и других религий не с евангелием об Иисусе, а с живой духовной реальностью Евангелия Иисуса". После прочтения этих слов сразу же возникает вопрос - в чем заключается различие "евангелий об Иисусе" с "живой духовной реальностью Евангелия Иисуса"? Так как различие это не расшифровано, то остается неясным, что отрицают авторы в текстах Евангелий и на основекакой информации они пытаются воссоздать новую агиографию Христа? Здесь любой исследователь законно поставит кардинальный вопрос - а можно ли вообще верить всему тому, что напечатано на 2097 страницах большого формата? На свой вопрос представителю фонда Урантии по С-Пб я получил весьма странный ответ - что они - авторы книги, получили информацию от "Высших сил". Совершенно очевидно, что достоверность информации от такого источника обсуждению не подлежит. Ей можно либо верить, либо не верить. Третьего не дано. Чтобы придать своему сочинению наукообразный характер, авторы придумали массу " мудреных" слов, понять которые невозможно. Их нет ни в одном цивилизованном языке.
Так, нашу землю они называют "Урантией", Вселенную "Небодан", сверхвселенную "Орвандан", ее столицу - "Уверон". "Мажестон" - Глава Системы отражения, " Хавон"- рай , и т.д. и т.п. Нагромождение бессмысленных слов должно, по замыслу авторов, придать книге налет загадочности, доказать приобщение авторов к сокровенным тайнам. Чтобы окончательно "добить" читателя, главы названы "Документами", которые, как в хорошо организованной канцелярии, идут под номерами. Не являясь специалистом в области естественных наук о происхождении Земли, остановлюсь только на четвертом разделе, посвященном истории Христа и раннего христианства. Изучение этого обширного раздела - "Жизнь и Учение Христа", изложенного на 770 (с. 1323 - 2093) страницах, приводит к вполне определенным выводам, которые не зависят от конфессиональной принадлежности исследователя. Можно быть верующим или атеистом, но в основе нашего русского менталитета лежит доктрина православия, которое было государственной религией России более 1000 лет. Естественно, что разрушение глубинных основ русского национального мироощущения приведет (и уже приводит) к трагическим последствиям, к денационализации нашего народа. Авторы раздела о Христе предлагают свой вариант земного жития Иисуса, резко отличный от того, который изложен в Евангелиях. Желая заставить читателя поверить их сценарию, они расписывают жизнь Иисуса по дням, а иногда даже по часам. Они приводят тексты таких проповедей Христа, которых он не мог произносить, ибо они не согласуются с теми, что передали Евангелисты. В отдельных случаях они следуют евангельским текстам в целях придачи достоверности своим сочинениям. В других - они "сообщают" о том, что явно противоречит евангельским записям о Христе.
Так, например, они утверждают, что Иисус много путешествовал по странам и городам Средиземноморья, - посещал Кипр, Дамаск, Крит, Коринф, Неаполь, Рим, Афины, Антиохию, Месопотамию. Об этих странствованиях Христа нет ни слова, ни в Евангелиях, ни в посланиях апостолов, ни в отреченных Евангелиях, ни в Апокрифах. В проповедях Иисуса, которые записали Евангелисты, не содержится никаких намеков на знакомство Иисуса с теми городами и странами, о которых писали авторы "Урантии"? Христос не знал культуры, философии, обычаев тех народов, с которыми он, якобы, общался в годы своих путешествий. Значит, эти рассказы "Урантии" нельзя считать дополнениями к текстам Евангелий. В ряде письменных и устных выступлений автор данной статьи утверждает, что Христос около 20 лет прожил в Александрии, что можно доказать ссылками на независимые письменные источники, на многочисленные следы влияния египетских культов на христианство. Но авторы "Урантии" этот город не назвали в числе посещенных Христом. Евангельские рассказы о Христе являются изложением живых воспоминаний об Учителе, записанных его учениками после смерти Иисуса, когда евангелисты сами были пожилыми людьми. В них сохранились такие сюжеты, которые могут быть записаны только очевидцами тех событий. Разночтения, имеющиеся в текстах четырех Евангелий, не носят характер взаимных искажений. С позиций теории Свидетельских показаний, широко применяемой во всех странах, и выводы которой носят бесспорный характер, Евангелии являются подлинным документом о жизни Христа. А вот авторы " Урантии", утверждающие, что они хотят донести до читателей "живую духовную реальность жизни Иисуса", сделать это не смогли. Элементарный литературоведческий анализ доказывает - что их сочинение - типичная литературная фантазия. Представители фонда и авторы книги "Урантия" считают, что они, получая информацию от "Высших сил", находятся на более высоком уровне знаний, чем другие люди, и что они обязаны их учить. Они весьма скептически относятся к другим контактерам, обвиняя их в невежестве и шарлатанстве.
Автору пришлось общаться с некоторыми контактерами в СПб, и они тоже самое говорили о контактерах Фонда Урантии. Отличие заключается только в том, что петербургские контактеры не пытаются "восстанавливать" "подлинную" биографию Христа. Как здесь не вспомнить слова Иисуса, что "после него придут многие лжепророки, которые будут совершать великие знамена и чудеса, чтобы обмануть, если возможно, и избранных" (Матфей, 24, 24). Если бы 4 раздел " Урантии", посвященный Христу, был бы представлен его авторами, как художественное произведение на заданную тему, то в этом случае, полемизировать с их сочинением не имело бы смысла. Художественные произведения строятся по другим принципам, и их авторы имеют право на вымысел. Ведь никто не выступал против создания выдающимися русскими художниками ХIХ века картин на сюжеты из жизни Иисуса Христа! Все они воплощали облик Иисуса таким, каким они представляли его в своем воображении. Сейчас жизни Иисуса Христа посвящено много кино и телефильмов. И даже одна опера "Иисус Христос суперстар" композитора Веббера. Авторы этих художественный произведений и не ставили перед собой задачу восстановить подлинный образ Иисуса и подробности его земной жизни. В каждом из нас, в глубинах нашего русского сознания существует образ Иисуса, созданного Евангелистами. Размывая его, Урантия предлагает свой, который весьма далек от усвоенного за тысячелетие христианства в России. Вместе с новаторской моделью "живой духовной реальностью" образа Иисуса Урантия внедряет новую модель христианства, в которую должны войти элементы буддизма, индуизма и других религий. Возникает очередной вопрос - а что после такого синтеза останется от христианства? Рядовому верующему трудно разобраться в теологических тонкостях концепции Урантии. Но основы христианства, и, прежде всего, православия, подвергаются существенной деформации.
Внимательное изучение структуры "Урантии" приводит к выводу, что ее авторы опираются не на информацию, принятую от "Высших сил", а на вполне земные, современные методы манипуляции общественным сознанием. Манера изложения материала, имитирующая документальный характер, "точная" хронология событий, включение множества реалий, должны создать у читателей ощущение достоверности изложенного, приобщения к сокровенным тайнам. Возникает законный вопрос - кто и для чего создали эту книгу? Ведь на её издания и переводы на многие языки нужно было выделить огромные средства. Трудно поверить утверждениям авторов, что они - предтечи науки и религии будущего. Ответить на вопрос - кто же стоит за этой псевдонаучной структурой, под названием "Фонд Урантии", находящийся в г. Чикаго, пока невозможно.
Но цель их деятельности вырисовывается вполне отчетливо. Они хотят разрушить основы нашей русской ментальности. Они хотят внушить мысль о том, что фундаментальные основы нашего русского национального сознания безнадежно устарели и нуждаются в коренной модернизации. И ясно, в каком направлении. Они развивают идеи теософии Е. П. Блаватской (1831- 1891), мистическое учение которой претендовало на раскрытие особых божественных тайн ("Тайная доктрина" 1888) . Вместе с английским полковником Г. Олькоттом она пыталась соединить мистику буддизма и индуизма с элементами оккультизма, и неортодоксального христианства. В результате этой эклектической смеси должно было, по их замыслу, возникнуть "современное" учение о божестве, в котором растворилось бы христианство. Из современных сектантов авторы "Урантии" близки к "Свидетелям Иеговы" и их изданию "Сторожевая башня", тираж которой превышает 19 000 000 экземпляров на многих языках, Как следует относиться к книге "Урантия"?
Для массового читателя, не искушенного в проблемах теологии, рекламировать ее не следует. Она может посеять сомнения в их религиозных убеждениях, и в системе научных знаний. Для специалистов в тех областях, о которых пишут авторы " Урантии", которые смогут отсеять зерна истины от плевел псевдонауки, эта книга представляет определенный интерес. Специалисты должны знать образец современной паранаучной литературы, пытающейся синтезировать науку "будущего"(!) с оккультизмом и мировой религией.
Б. В. Сапунов
Доктор исторических наук
Академик П А Н И
Научная мысль проникла в сокровенные тайны природы. Многим стало казаться, что возможности строго научного познания природы и общества безграничны. Хотелось думать, что все тайны мироздания будут разгаданы в ближайшем будущем. Однако, вскоре человечество столкнулось с суровой реальностью.
Природа оказалась намного сложнее тех возможностей анализа, которыми располагает современная наука. Вместе с расширением освоенного пространства, росла примыкающая к его границам область загадочного, раскрыть тайны которой наука ХХ в., используя традиционные методы исследований, пока оказалось бессильной. Многие реально существующие явления окружающего нас мира, а так же нашего естества, попали в разряд аномальных. Защищая свои позиции, ортодоксы от науки объявили все подобные феномены, которые они объяснить, не смогли, плодом фантазии. В определенных околонаучных кругах это разочарование породило стремление найти объяснение загадок природы , используя при этом методы, которые кажутся им новаторскими. Отсюда появление ясновидящих, контактеров, астрологов, парапсихологов, целителей, экстрасенсов, которых широко рекламируют СМИ. Но на практике, которая была и будет высшим критерием любой новой теории, эти новации никаких реальных успехов не принесли. Возможно, в будущем, какие-то высказанные ими догадки получат подтверждения. Какие и когда - покажет время. Многое из того, что сегодня кажется чудом, АЯ (аномальным явлением), завтра будет расшифровано методами естественных наук, которые сами будут модернизироваться. Св. Августин (354- 430 гг.) говорил: "Чудо находится в противоречии не с природой, а с тем, что нам известно о природе".
Имеется вторая причина антинаучной революции. И хотя она носит чисто экономический характер, экономисты во всем мире о ней предпочитают не говорить и не писать. Смысл этого негативного фактора заключается в следующем. После разрушений Второй Мировой войны и массового обнищания населения в странах Западной Европы, экономисты выдвинули лозунг создания "Общества товарного изобилия". Этот призыв получил поддержку населения европейских стран. Через какой- то срок поставленные задачи были выполнены. В настоящее время рынки Западной Европы перенасыщены товарами и продуктами, востребовать которые общество не в состоянии. Запад больше не нуждается в интенсивном развитии производительных сил и их теоретической базы - фундаментальных и прикладных наук. Чтобы доказать это положение, не нужно изучать статистические справочники. Достаточно посетить магазины, рестораны, кафе западноевропейских городов, чтобы воочию убедиться в правоте высказанных соображений. К этим выводам автор пришел, наблюдая реалии жизни в городах Германии, Франции, Италии, Греции, Швеции, Финляндии, Кипра... Разгром науки в России, учиненный "демократами", объясняется тем, что они видят будущее нашей ( а не "этой") страны в статусе колониальной сырьевой базы западного капитала. Колониям наука не нужна, она вредна, ибо Запад не хочет иметь экономически и научно развитых конкурентов.
И вот, в 1950 г. Чикаго создана новая структура - "Фонд Урантии". Организаторы фонда утверждают, что их объединение не религиозная секта, а научное сообщество, по-новому трактующее историю материального и духовного мира Земли, на базе объединения суперсовременной научной доктрины с обновленным христианством. В 1955 г. Фонд опубликовал свое видение истории человечества в огромном по объему томе, в 2097 страниц, под названием " Книга Урантии". До настоящего времени она выдержала одиннадцать изданий, в том числе на французском, испанском, финском и русском (1997) языках. Готовятся переводы издания на голландский, корейский, шведский, эстонский, немецкий и итальянский языки. Книга состоит из четырех частей: 1 Центральная Вселенная, 2 Локальная Вселенная, 3 История Урантии, 4 Жизнь и Учение Христа. В Предисловии авторы пишут "В нашем стремлении развить космическое сознание и усовершенствовать Духовное восприятие мы ограничены использованием несовершенного языка данного мира, что чрезвычайно усложняет изложение расширенных понятий и новых истин, и поэтому мы используем известные символы английского языка". Свою задачу авторы сформулировали в следующих словах: "Настало время познакомить приверженцев буддизма, христианства, индуизма и других религий не с евангелием об Иисусе, а с живой духовной реальностью Евангелия Иисуса". После прочтения этих слов сразу же возникает вопрос - в чем заключается различие "евангелий об Иисусе" с "живой духовной реальностью Евангелия Иисуса"? Так как различие это не расшифровано, то остается неясным, что отрицают авторы в текстах Евангелий и на основекакой информации они пытаются воссоздать новую агиографию Христа? Здесь любой исследователь законно поставит кардинальный вопрос - а можно ли вообще верить всему тому, что напечатано на 2097 страницах большого формата? На свой вопрос представителю фонда Урантии по С-Пб я получил весьма странный ответ - что они - авторы книги, получили информацию от "Высших сил". Совершенно очевидно, что достоверность информации от такого источника обсуждению не подлежит. Ей можно либо верить, либо не верить. Третьего не дано. Чтобы придать своему сочинению наукообразный характер, авторы придумали массу " мудреных" слов, понять которые невозможно. Их нет ни в одном цивилизованном языке.
Так, нашу землю они называют "Урантией", Вселенную "Небодан", сверхвселенную "Орвандан", ее столицу - "Уверон". "Мажестон" - Глава Системы отражения, " Хавон"- рай , и т.д. и т.п. Нагромождение бессмысленных слов должно, по замыслу авторов, придать книге налет загадочности, доказать приобщение авторов к сокровенным тайнам. Чтобы окончательно "добить" читателя, главы названы "Документами", которые, как в хорошо организованной канцелярии, идут под номерами. Не являясь специалистом в области естественных наук о происхождении Земли, остановлюсь только на четвертом разделе, посвященном истории Христа и раннего христианства. Изучение этого обширного раздела - "Жизнь и Учение Христа", изложенного на 770 (с. 1323 - 2093) страницах, приводит к вполне определенным выводам, которые не зависят от конфессиональной принадлежности исследователя. Можно быть верующим или атеистом, но в основе нашего русского менталитета лежит доктрина православия, которое было государственной религией России более 1000 лет. Естественно, что разрушение глубинных основ русского национального мироощущения приведет (и уже приводит) к трагическим последствиям, к денационализации нашего народа. Авторы раздела о Христе предлагают свой вариант земного жития Иисуса, резко отличный от того, который изложен в Евангелиях. Желая заставить читателя поверить их сценарию, они расписывают жизнь Иисуса по дням, а иногда даже по часам. Они приводят тексты таких проповедей Христа, которых он не мог произносить, ибо они не согласуются с теми, что передали Евангелисты. В отдельных случаях они следуют евангельским текстам в целях придачи достоверности своим сочинениям. В других - они "сообщают" о том, что явно противоречит евангельским записям о Христе.
Так, например, они утверждают, что Иисус много путешествовал по странам и городам Средиземноморья, - посещал Кипр, Дамаск, Крит, Коринф, Неаполь, Рим, Афины, Антиохию, Месопотамию. Об этих странствованиях Христа нет ни слова, ни в Евангелиях, ни в посланиях апостолов, ни в отреченных Евангелиях, ни в Апокрифах. В проповедях Иисуса, которые записали Евангелисты, не содержится никаких намеков на знакомство Иисуса с теми городами и странами, о которых писали авторы "Урантии"? Христос не знал культуры, философии, обычаев тех народов, с которыми он, якобы, общался в годы своих путешествий. Значит, эти рассказы "Урантии" нельзя считать дополнениями к текстам Евангелий. В ряде письменных и устных выступлений автор данной статьи утверждает, что Христос около 20 лет прожил в Александрии, что можно доказать ссылками на независимые письменные источники, на многочисленные следы влияния египетских культов на христианство. Но авторы "Урантии" этот город не назвали в числе посещенных Христом. Евангельские рассказы о Христе являются изложением живых воспоминаний об Учителе, записанных его учениками после смерти Иисуса, когда евангелисты сами были пожилыми людьми. В них сохранились такие сюжеты, которые могут быть записаны только очевидцами тех событий. Разночтения, имеющиеся в текстах четырех Евангелий, не носят характер взаимных искажений. С позиций теории Свидетельских показаний, широко применяемой во всех странах, и выводы которой носят бесспорный характер, Евангелии являются подлинным документом о жизни Христа. А вот авторы " Урантии", утверждающие, что они хотят донести до читателей "живую духовную реальность жизни Иисуса", сделать это не смогли. Элементарный литературоведческий анализ доказывает - что их сочинение - типичная литературная фантазия. Представители фонда и авторы книги "Урантия" считают, что они, получая информацию от "Высших сил", находятся на более высоком уровне знаний, чем другие люди, и что они обязаны их учить. Они весьма скептически относятся к другим контактерам, обвиняя их в невежестве и шарлатанстве.
Автору пришлось общаться с некоторыми контактерами в СПб, и они тоже самое говорили о контактерах Фонда Урантии. Отличие заключается только в том, что петербургские контактеры не пытаются "восстанавливать" "подлинную" биографию Христа. Как здесь не вспомнить слова Иисуса, что "после него придут многие лжепророки, которые будут совершать великие знамена и чудеса, чтобы обмануть, если возможно, и избранных" (Матфей, 24, 24). Если бы 4 раздел " Урантии", посвященный Христу, был бы представлен его авторами, как художественное произведение на заданную тему, то в этом случае, полемизировать с их сочинением не имело бы смысла. Художественные произведения строятся по другим принципам, и их авторы имеют право на вымысел. Ведь никто не выступал против создания выдающимися русскими художниками ХIХ века картин на сюжеты из жизни Иисуса Христа! Все они воплощали облик Иисуса таким, каким они представляли его в своем воображении. Сейчас жизни Иисуса Христа посвящено много кино и телефильмов. И даже одна опера "Иисус Христос суперстар" композитора Веббера. Авторы этих художественный произведений и не ставили перед собой задачу восстановить подлинный образ Иисуса и подробности его земной жизни. В каждом из нас, в глубинах нашего русского сознания существует образ Иисуса, созданного Евангелистами. Размывая его, Урантия предлагает свой, который весьма далек от усвоенного за тысячелетие христианства в России. Вместе с новаторской моделью "живой духовной реальностью" образа Иисуса Урантия внедряет новую модель христианства, в которую должны войти элементы буддизма, индуизма и других религий. Возникает очередной вопрос - а что после такого синтеза останется от христианства? Рядовому верующему трудно разобраться в теологических тонкостях концепции Урантии. Но основы христианства, и, прежде всего, православия, подвергаются существенной деформации.
Внимательное изучение структуры "Урантии" приводит к выводу, что ее авторы опираются не на информацию, принятую от "Высших сил", а на вполне земные, современные методы манипуляции общественным сознанием. Манера изложения материала, имитирующая документальный характер, "точная" хронология событий, включение множества реалий, должны создать у читателей ощущение достоверности изложенного, приобщения к сокровенным тайнам. Возникает законный вопрос - кто и для чего создали эту книгу? Ведь на её издания и переводы на многие языки нужно было выделить огромные средства. Трудно поверить утверждениям авторов, что они - предтечи науки и религии будущего. Ответить на вопрос - кто же стоит за этой псевдонаучной структурой, под названием "Фонд Урантии", находящийся в г. Чикаго, пока невозможно.
Но цель их деятельности вырисовывается вполне отчетливо. Они хотят разрушить основы нашей русской ментальности. Они хотят внушить мысль о том, что фундаментальные основы нашего русского национального сознания безнадежно устарели и нуждаются в коренной модернизации. И ясно, в каком направлении. Они развивают идеи теософии Е. П. Блаватской (1831- 1891), мистическое учение которой претендовало на раскрытие особых божественных тайн ("Тайная доктрина" 1888) . Вместе с английским полковником Г. Олькоттом она пыталась соединить мистику буддизма и индуизма с элементами оккультизма, и неортодоксального христианства. В результате этой эклектической смеси должно было, по их замыслу, возникнуть "современное" учение о божестве, в котором растворилось бы христианство. Из современных сектантов авторы "Урантии" близки к "Свидетелям Иеговы" и их изданию "Сторожевая башня", тираж которой превышает 19 000 000 экземпляров на многих языках, Как следует относиться к книге "Урантия"?
Для массового читателя, не искушенного в проблемах теологии, рекламировать ее не следует. Она может посеять сомнения в их религиозных убеждениях, и в системе научных знаний. Для специалистов в тех областях, о которых пишут авторы " Урантии", которые смогут отсеять зерна истины от плевел псевдонауки, эта книга представляет определенный интерес. Специалисты должны знать образец современной паранаучной литературы, пытающейся синтезировать науку "будущего"(!) с оккультизмом и мировой религией.
Б. В. Сапунов
Доктор исторических наук
Академик П А Н И
Комментариев нет:
Отправить комментарий