Какими именно способами Соединенные Штаты Америки насаждают демократию в различных странах мира?
В этой связи в фокус внимания попадают Ирак, Афганистан, Ливия, Сирия и Йемен — страны, которым США навязали демократическую форму правления. Известно, что из этого вышло. Необходимо ответить на вопрос, почему многие страны мира не готовы принимать американские ценности и американский образ жизни и почему для продвижения демократических ценностей Вашингтону приходится использовать военную силу.
Соединенные Штаты Америки учат мировое сообщество, как строить демократию и соблюдать права человека. И они значительно продвинулись в этом направлении: их атлантическая модель демократии считается эталонной для всей западной цивилизации. Многие страны мира, равняющиеся на Запад, строят у себя политический режим, повторяющий или имитирующий североамериканскую модель демократического общества. Не меньшее количество стран и народов критикуют американскую демократию за агрессивность, склонность к неограниченной и бесконтрольной экспансии, за приверженность к двойным стандартам, и критикуют обоснованно. Однако сегодня не имеет смысла рассуждать о том, хороша или плоха демократия, построенная Соединенными Штатами и навязываемая ими всему миру. Можно говорить лишь о тех способах, методах и инструментах, которыми она насаждается.
Важно отметить, что США, создав собственную модель демократии, сделали еще одну модель — более упрощенную — на экспорт: именно эту модель США стали навязывать другим странам, принуждая их преобразовывать свой политический строй под англосаксонские либерально-демократические стандарты. Это привело к тому, что в незападных странах стали формироваться режимы, лишь внешне напоминающие демократические и имитирующие демократическую форму правления. Как следствие, они оказались неустойчивыми и очень зависимыми от патронажа со стороны США. Ключом к их взлому и демонтажу стали цветные революции.
Посмотрим, как начинался и чем завершился экспорт демократии в тех странах, которые попали в зону особого внимания США.
Вторжение американских войск в Афганистан началось на фоне событий 11 сентября 2001 года, поставивших перед американским обществом новую глобальную задачу — борьбы с международным терроризмом. Объектом атаки была выбрана «Аль-Каида» — террористическая организация, созданная при содействии ЦРУ для борьбы с советским военным присутствием в Афганистане. Ее лидер Усама бен Ладен на долгие десятилетия стал «лицом международного терроризма».
Целью последовавшей за терактами 11 сентября военной операции стало уничтожение международных террористов в «их логове» — на базах «Аль-Каиды» в Афганистане и недопущение новых нападений террористов на США со своих баз. Ни о какой сверхзадаче построения демократического государства речи в принципе не шло. Большинство из этих целей были достигнуты уже к концу 2002 года. С вмешательством США в конфликт в Афганистане наступление талибов на Северный альянс было остановлено. В последовавшем за этим контрнаступлении основные военные силы талибов были частично рассеяны, частично уничтожены. К концу 2002 года уже ни о каком организованном военном сопротивлении со стороны талибов речи вообще не шло. Резкий переход от наступления к поспешному уходу практически со всех захваченных территорий привел высшее руководство движения «Талибан» в состояние глубокого замешательства, сменившегося состоянием прострации.
Вместе с тем, решив свои военные задачи, США из страны не ушли, а начали строить там новое демократическое государство, способное само себя защитить. Это привело к тому, что страна на долгие годы оказалась оккупированной США и их союзниками. Демократия, выстроенная под руководством американских инструкторов, носила имитационный характер и держалась только на военном присутствии. США не спешили уничтожать талибов, а напротив, начали с ними сотрудничать. Погиб еще один миллион мирных жителей.
В 2003 году американцы вспомнили про Ирак, в котором все еще оставался у власти авторитарный режим Саддама Хусейна.
С этим режимом не удалось разобраться во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году по одной простой причине: когда США и их союзники начали громить войска Саддама, в Ираке вспыхнуло мощное шиитское восстание, поддержанное Ираном. США действительно испугались: если бы к власти пришли шииты, Ирак мог бы стать иранским протекторатом. Тогда США специально отвели свои войска для того, чтобы Саддам вывел из бункеров элитные дивизии национальной гвардии, не участвовавшие в битве с Западом. Саддам это сделал, и шиитское восстание было подавлено.
И вот, спустя десятилетие, США решили поставить окончательную точку и уничтожить режим Саддама Хусейна, создав на его месте марионеточное демократическое правительство. Это им удалось: в ходе упорных боев иракская армия была уничтожена, Саддам найден и казнен, многие иракские командиры были подкуплены заранее и сопротивления не оказали. Американские рейнджеры возили чемоданы долларов в тыл иракских войск, покупая генералов-изменников. Формальным поводом для вторжения послужило наличие в стране оружия массового поражения, которое так и не нашли.
Давайте вспомним, что представлял из себя Ирак до и после вторжения американских войск. Это было стабильное государство, одно из лидеров арабского мира, региональный центр власти, страна, в которой бензин был дешевле воды.
В 2003 году ливийский лидер Муамар Каддафи согласился «утилизировать» свое оружие массового уничтожения и осудить терроризм ради налаживания отношений с Западом. Позже он произвел репарации семьям пассажиров рейса № 103 в результате теракта 1988 года. Западные СМИ нередко отмечали, что Ливия постепенно «оттаивает».
Тем не менее Каддафи держал свою страну железной хваткой, это не устраивало США, и в феврале 2011 года Ливию охватила гражданская война. Центром мятежа стал город Бенгази. Против Каддафи выступили мятежники-исламисты, получившие оружие и финансирование по каналам ЦРУ. Под давлением США Совет Безопасности ООН принял резолюцию о создании над Ливией беспилотной зоны, что создало условия для проведения Англией и Францией масштабной наземной операции в поддержку так называемой «демократии» и «демократических сил». Наиболее ожесточенные бои развернулись в родном городе Каддафи — Сирте. Словно второй Сталинград, город был до основания разрушен, а местное население уничтожено.
Каддафи и верные ему войска мужественно сопротивлялись, и даже нанесли англо-французам несколько чувствительных поражений, поставивших эту военную авантюру на грань краха. И только вмешательство США, пришедшего на помощь союзникам по НАТО, смогло переломить ситуацию и уничтожить Каддафи. Сам Каддафи, отступивший в Сирт, сопротивлялся до последнего и, попав раненым в плен, был убит при загадочных обстоятельствах. Если бы он остался жив, наверное, многое бы сумел рассказать, о чем они договаривались с США в 2008–2010 годах, когда Ливию посетила госсекретарь Кондолиза Райс и СМИ были наполнены сообщениями о «новой эре» взаимоотношений между Ливией и США.
Кстати, на уничтожении Каддафи вопреки воле Пентагона и разведки настаивала очередной госсекретарь Хиллари Клинтон, подготовившая доклад, в котором данные об угрозе со стороны Каддафи были намеренно сфальсифицированы. Та самая Хиллари Клинтон, которая сегодня претендует на пост президента США.
Ливийский сценарий американцы применили и в Сирии. В 2011 году США окончательно перестал устраивать политический режим Башара Асада, опирающийся на алавитов — шиитское меньшинство, удерживающее в Сирии власть. США готовили военную операцию против Ирана, а Сирия является основным (и единственным) союзником Ирана на Ближнем Востоке. Вашингтон опасался, что в случае начала агрессии против Ирана Башар Асад ударит в тыл американских войск. Поэтому его надо было устранить.
Под руководством США в Сирии началась цветная революция, быстро переросшая в вооруженный мятеж. Основной движущей силой мятежа стали сунниты-джихадисты, выступающие против лояльных Асаду шиитов-алавитов. Асад, имевший мирную профессию врача-офтальмолога, был вынужден взяться за оружие и руководить обороной страны.
Интересно, что мятеж против «авторитарной тирании» Асада начался как раз в тот самый момент, когда президент Сирии решился на демократические реформы: законодательство страны было либерализовано, военное положение, сохранявшееся в стране в течение 40 лет, отменено. Гражданская война привела к гибели огромного числа мирного населения, к геноциду шиитов и христиан, к установлению на почти трети территории Сирии диктатуры ИГИЛ.
Вспомним, какой была Сирия до и после вмешательства в ее внутренние дела Соединенных Штатов. Это было процветающее государство, полностью обеспечивающее себя продуктами и товарами, страна без внешнего долга.
Сегодня Сирия продолжает сопротивляться, удерживая фронт двумя дивизиями и двумя бригадами, состоящими из алавитов. Основная часть сирийской армии, состоящая из суннитов, заняла выжидательную позицию и участия в войне не принимает. Асаду рассчитывать на нее не стоит, в отличие от алавитов, которым в случае поражения режима Асада грозит геноцид. Основным противником Асада выступает так называемая Свободная сирийская армия и «Исламское государство» — террористическая суннитская группировка, ставящая своей целью создание всемирного исламского халифата.
Несколько раз Сирия была на грани прямого вооруженного вмешательства США и стран Запада, но каждый раз ее что-то спасало. В первый раз это было вето, наложенное Россией и Китаем на проект резолюции, разрешающей интервенцию. Второй раз это была инициатива России по утилизации сирийских запасов химического оружия, подкрепленная посылкой российского флота к сирийским берегам, которая застала американцев врасплох и на время смешала их планы.
В Йемене в результате «арабской весны» президент Салех был вынужден бежать из страны, передав власть премьер-министру — тому самому, на которого указали США.
С этого момента страна, пережившая благодаря США «арабскую весну», вступила в зону турбулентности. Шииты-хуситы, проживающие на севере Йемена и поддержавшие «арабскую весну», результатами такой весны не удовлетворились и в 2014 году развязали масштабное наступление на суннитские территории. Они взяли столицу Йемена Сану и двинулись дальше, на земли, контролируемые йеменской ячейкой «Аль-Каиды», которая еще в 2012 году признала верховенство ИГ. Суннитские государства региона и их основной союзник США не на шутку всполошились: за спиной хуситов стал все отчетливее проступать Иран, снабдивший их оружием.
США, обеспокоенные активностью саудовцев, решивших стать главными полицейскими в регионе и тем самым вытеснить оттуда американцев, направили весной 2015 года в Аденский залив крупное морское соединение: авианосец, ракетный крейсер и три десантных корабля с 2000 морских пехотинцев на борту. Это весьма серьезные силы, истинная цель которых — не перехват иранских конвоев, а сдерживание военно-политической мощи Саудовской Аравии и той военной коалиции, которую ей удалось собрать для войны с хуситами. Так идет установление демократии в этой многострадальной стране.
Что заставляет американцев навязывать всем свободным народам свою модель демократии силой оружия? Почему народы мира по прихоти Вашингтона оказываются лишены права самим выбирать свою судьбу? И неужели американцы действительно верят в то, что все, что они делают, осуществимо?
Верят, еще как: распространение демократии стало для них навязчивой идеей. И еще они верят, что как только темпы демократического транзита снизятся или исчезнут совсем, начнется закат Америки как глобального лидера и доминирующей цивилизации. И ужасно этого боятся.
Но мы-то знаем, что с закатом одного светила мир существовать не перестанет, особенно если на смену распадающейся однополярности придет сбалансированная многополярность, в которой достойное место найдется всем государствам, в том числе и Соединенным Штатам Америки.
МАНОЙЛО Андрей Викторович,
проректор Гражданского университета «Единой России»,
доктор политических наук, профессор http://sr.fondedin.ru/new/fullnews.php?subaction=showfull&id=1446378435&archive=&start_from=&ucat=14
Комментариев нет:
Отправить комментарий