Глубокоуважаемый Николай Викторович!
Вы просили меня, чтобы я написал для Вашего журнала "о себе самом". Я понимаю это так, что мне следует формулировать для Ваших читателей мои жизненные воззрения и убеждения. Я делаю это с радостью. И при этом исхожу из вопроса: что нам делать? - нам, русским людям, верным России и ищущим путей к ее возрождению...
И вот, с самого начала нам надо признать, что кризис, приведший Россию к порабощению, унижению, мученичеству и вымиранию, был в основе своей не просто политический и не только хозяйственный, а духовный. Трудности хозяйственные и политические могут возникнуть и накопиться везде и могут обрушиться на каждое государство. Но каждому народу даются духовные силы именно для того, чтобы преодолевать эти трудности и творчески справляться с ними, не впадая в разложение и не отдавая себя на соблазн и растерзание силам зла... Но в роковые годы I-й мировой войны (1914-1918) русские народные массы не нашли в себе этих необходимых духовных сил: эти силы нашлись только у героического меньшинства русских людей; а разложившееся большинство, - ибо за вычетом пассивно-нейтральных "хороняк" это было, по-видимому, большинство, - соблазнилось о вере, о церкви, о родине, о верности, о чести и о совести, пошло за соблазнителями, помогло им задавить, замучить и выбросить за рубеж верных и стойких, а само было порабощено на десятки лет своими соблазнителями.
Политические и экономические причины, приведшие к этой катастрофе, бесспорны. Но сущность ее гораздо глубже политики и экономики: она духовна.
Это есть кризис русской религиозности. Кризис русского правосознания. Кризис русской военной верности и стойкости. Кризис русской чести и совести. Кризис русского национального характера. Кризис русской семьи. Великий и глубокий кризис всей русской культуры.
Я глубоко и непоколебимо верю, что русский народ справится с этим кризисом, восстановит и возродит свои духовные силы и возобновит свою славную национальную историю. Но для этого ему необходимо, прежде всего, свободное дыхание воли и разума; - и честные, верные слова диагноза, целения и прогноза. А это дыхание отнято у него в России - уже тридцать лет. Оно имеется только у нас, за рубежом, и то далеко не у всех и не цельное. Отсюда наша величайшая ответственность перед Россией.
Мы не должны, мы не смеем упрощать и снижать проблему нашего национального возрождения. Мы должны честно, как перед лицом Божиим, исследовать наши слабости, наши раны, наши упущения; признать их и приступить к внутреннему очищению и исцелению. Мы не смеем предаваться церковным раздорам, партийным распрям, организационным интригам и личному честолюбию. Мы должны стоить себя заново: внутренно, духовно; готовить те верные слова и те оздоровляющие идеи, которые мы выскажем нашим братьям в России, в глубокой уверенности, что мы и там найдем наших единомышленников, втайне все время помышлявших и радевших о России, о ее очищении и восстановлении.
После того, что произошло в России, мы, русские люди, не имеем никакого основания гордиться тем, что мы ни в чем не передумали и ничему не научились, что мы остались верны нашим доктринам и заблуждениям, прикрывавшим просто наше недомыслие и наши слабости. России не нужны партийные трафареты! Ей не нужно слепое западничество! Ее не спасет славянофильское самодовольство! России нужны свободные умы, зоркие люди и новые, религиозно укорененные творческие идеи. И в этом порядке нам придется пересматривать и обновлять все основы нашей культуры.
Мы должны заново спросить себя, что такое религиозная вера? Ибо вера цельна, она строит и ведет жизнь; а нашу жизнь она не строила и не вела. Мы во Христа крестились, но во Христа не облекались. Наша вера была заглушена страстями; она была разъедена я подорвана рассудком, который наша интеллигенция принимала за Разум. Поэтому мы должны спросить себя, что такое Разум и как добывается его Очевидность. Эта очевидность разума не может быть добыта без сердечного созерцания. Им-то Россия и строилась больше всего: из него исходила (в отличие от католичества и протестантства) Православная вера; на нем покоилось в России верное правосознание и военная доблесть; им было проникнуто все русское искусство; им вдохновлялась ее медицина, ее благотворительность, ее чувство справедливости, ее многонародное братство.
И вот, созерцающая любовь должна быть вновь оправдана после эпохи ненависти и страха и вновь положена в основу обновляющейся русской культуры. Она призвана возжечь пламя русской веры и верности; возродить русскую народную школу; восстановить русский суд, скорый, правый и милостивый, и переродить русскую систему наказаний; она призвана перевоспитать в России ее администрацию и ее бюрократию; вернуть русскую армию к ее суворовским основам; обновить русскую историческую науку в традициях Забелина; окрылить и оплодотворить всю русскую академическую работу и очистить русское искусство от советчины и от модернизма. И главное: ВОСПИТАТЬ В НАРОДЕ НОВЫЙ РУССКИЙ ДУХОВНЫЙ ХАРАКТЕР.
Подготовляя это духовное возрождение в наших исследованиях, мы должны поставить перед собою и разрешить ряд вопросов глубокого, последнего измерения.
Почему так необходима и драгоценна человеку духовная свобода? Почему так важно воспитать в человеке самодеятельную и ответственную духовную личность? В чем сущность верного характера и как возрастить его в русских людях? Что такое христианская совесть и как осуществляется совестный акт? Почему надо беречь и держать в чистоте семейную жизнь? Как найти духовные основы и духовные пределы патриотизма и национализма? Чего требует справедливость - равенства или неравенства? Каковы суть аксиомы правосознания, нарушение которых разложит всякий режим и погубит всякое государство? Каковы суть необходимые аксиомы демократии, без коих ее нелепо вводить и бессмысленно поддерживать? В чем основы монархической власти, отсутствие которых погубит всякую монархию? Каковы суть аксиомы и задачи академического преподавания? Почему оно требует свободы для профессоров и самодеятельности от студентов? В чем состоит истинная свобода художника? В чем состоит художественность искусства? Почему ни одна отрасль духовной деятельности не терпит ни продажности, ни лести, ни личной, партийной и всякой иной закулисной протекции? В чем сущность здорового хозяйственного акта? Почему он требует свободной инициативы, частной собственности и братской щедрости? В чем состоит воочию обнаружившаяся антисоциальность социализма? В чем состоит противоестественность и отвратительность всякого тоталитаризма, - все равно левого или правого? В чем различие между авторитарным строем и тоталитарным? Почему Россия выросла политически и духовно в авторитарном строе и стала мировою раною при тоталитарном порабощении?
Ясно: вся, вся духовная культура, во всех своих священных основах требует от нас исследования и новых национально-русских ответов... И нашему народу предстоит встать из своего долгого унижения; покаяться в своих соблазнах и в своем падении, неизмеримо величайшем, чем то, о котором взывал некогда Хомяков; вновь утвердить свой национальный духовный 'лик и заткать новую ткань новой жизни. Это будет делом нескольких поколений; но оно будет осуществлено и достигнуто.
А теперь позвольте мне сказать два слона о себе лично.
На протяжении всей моей жизни, с тех пор как я приступил к самостоятельным научным исследованиям, я работал именно в этом направлении. Ибо я понял политические опасности России еще во время первой революции; я увидел соблазнительность новой русской поэзии и новой русской публицистики в годы, предшествовавшие первой мировой войне; и пережил крушение России кровью сердца и пять лет изучал большевизм на месте. И в советских тюрьмах давал себе клятву идти безоглядно по пути этих исследований.
Но я не торопился писать и печатать мои книги. Так, мое исследование "О сущности правосознания", законченное в 1919 году, читанное в виде курса лекций в московских высших учебных заведениях, обсужденное не раз в заседаниях московского юридического общества и в частных собраниях московской доцентуры и профессуры, доселе еще не увидело света. Я давал моим трудам спокойно вызревать в течение десятилетий. У меня есть темы, вынашивающиеся по тридцать
лет ("Учение о духовном характере", "Аксиомы религиозного опыта") и по сорок лет ("Учение об очевидности", "Монархия и республика"). Я возвращался к каждой теме помногу раз, через пять-шесть лет, и все время накапливал материал; потом садился писать, записывал все, что было зрело, и снова откладывал. Теперь мне 65 лет, я подвожу итоги и пишу книгу за книгой. Часть их я напечатал уже по-немецки, но с тем, чтобы претворить написанное по-русски. Ныне пишу только по-русски. Пишу и откладываю - одну книгу за другой и даю их читать моим друзьям и единомышленникам. Эмиграция этими исканиями не интересуется, а русских издателей у меня нет. И мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели: а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России.
Путь жизни
Родился 28 марта 1883г. в Москве. Среднее образование - в пятой и первой Московск. классических гимназиях. 1901-1906 - юридический факультет Московского Университета. 1906-1909гг. - подготовка к магистрантскому экзамену. Декабрь 1909г. - пробные лекции и звание приват-доцента по кафедре истории Философии Права, 1910г. - чтение первого курса в Московском Университете. 1910-1912 - заграничная командировка (Германия, Франция, Италия). 1912-1922гг. - преподавание в Московском Университете и многих других высших учебных заведениях Москвы, 1918г. - защита магистерской диссертации "Философия Гегеля" - степень доктора Государственных Наук. 1921г. - избрание в преподаватели Историко-Филологического Факультета; избрание в председатели Московского Психологического Общества. После процесса в революционном трибунале и нескольких арестов - в августе 1922г. - приговор по 58 статье с заменою пожизненным изгнанием. С октября 1922г. - жизнь в эмиграции. 1923-1934гг. - профессура в Русском Научном Институте в Берлине. Публичные выступления в Германии, Франции, Швейцарии, Австрии, Чехии, Югославии, Латвии и Эстонии. В 1934г. - лишение кафедры за отказ преподавать, следуя партийной программе национал-социалистов. 1934-1938гг. - доносы и преследования усиливаются: конфискация печатных работ и полный запрет выступлений. Июль 1938г. - переезд в Швейцарию. Лекции в Швейцарских Народных Университетах и ученых обществах. Ученые и литературные работы. Главные труды:
1. - Кризис идеи Субъекта в Наукоучении Фихте Старшего. 1911г.2. - Философия Гегеля, как учение о конкретности Бога и человека. 2 тома. 1916-1918гг.
3. - Учение о Правосознании. Доселе не напечатано. 1919г.
4. - Основные задачи правоведения в России 1921г.
5. - Религиозный смысл философии, 1924г.
6. - О сопротивлении злу силою, 1925г.
7. - Путь духовного обновления. Вера. Любовь. Свобода. Совесть. Семья. Родина. Национализм, 1935г. Вышла и на немецком языке. Переведена на итальянский, но еще не напечатана.
8. - Основы художества. О совершенном искусстве, 1937г.
9. - Основы христианской культуры, 1937г.
10. - О тьме и просветлении. Книга литературной критики. Творчество Бунина. Творчество Ремизова. Творчество Шмелева.1938г. Не напечатано.
11. - Огни жизни. Книга утешения. Вышла по-немецки в двух изданиях. 1938-1939. Пишется по-русски.
12. - Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. Вышла по-немецки в Швейцарии. 1934. По-русски не напечатана. Переведена на английский язык и не напечатана.
13. - Сущность и своеобразие русской культуры. Вышла по-немецки в Швейцарии. 1942. 1944. Переведена на французский и на английский, но не напечатана.
14. - О грядущей русской культуре. Книга заданий и надежд. Вышла по-немецки в Швейцарии. Пишется по-русски. 1945.
15. - Аксиомы религиозного опыта. Заканчивается на русском языке. (Напечатана во Франции в двух томах а 1953 г.)
16. - О грядущей России. Заканчивается на русском языке.
Июнь, 1948 г. И.А. ИЛЬИН.
Эта статья профессора И.А.Ильина была напечатана в XVI-ом
сборнике "День русского ребенка" (С.-Франциско, апрель 1954 года)
в виде письма на имя редактора сборника Николая Викторовича Борзова.
См. также алфавитный указатель
Внутреннее делание монарха и его качества
В поисках справедливости
Жизненные основы федерации
Зависть как источник бедствий
Идея ранга
Изживание социализма
К истории дьявола
Манифест Русского Движения
Национальная армия
Наши задачи. Статьи за 1948, 1949, 1950, 1951 годы
Об органическом понимании государства и демократии
О воспитании в грядущей России
О государственной форме
О Монархии и Республике
Опасности монархии
О русском национализме
О русской идее
Основная задача грядущей России
Основные задания монарха
От демократии к тоталитаризму
О тоталитарном режиме
О чувстве ответственности
О фашизме
О формальной демократии
Партийное строение государства
Поющее сердце
Предпосылки творческой демократии
Социальность или социализм?
Что есть государство -- корпорация или учреждение?
Что нам делать?
Что такое федерация?
В поисках справедливости
Жизненные основы федерации
Зависть как источник бедствий
Идея ранга
Изживание социализма
К истории дьявола
Манифест Русского Движения
Национальная армия
Наши задачи. Статьи за 1948, 1949, 1950, 1951 годы
Об органическом понимании государства и демократии
О воспитании в грядущей России
О государственной форме
О Монархии и Республике
Опасности монархии
О русском национализме
О русской идее
Основная задача грядущей России
Основные задания монарха
От демократии к тоталитаризму
О тоталитарном режиме
О чувстве ответственности
О фашизме
О формальной демократии
Партийное строение государства
Поющее сердце
Предпосылки творческой демократии
Социальность или социализм?
Что есть государство -- корпорация или учреждение?
Что нам делать?
Что такое федерация?
Некоторые работы И.А. Ильина |
Комментариев нет:
Отправить комментарий