Как у греков, так и у римлян Дионис (Вакх) является богом вина и виноделия, а также богом вообще осеннего урожая. Он заставляет созревать плоды, в то же время наделяет людей всеми благами культуры, высшей нравственностью и правильными государственными отношениями.
Местрм рождения этого бога считались Фивы. Его матерью была Семела, одна из дочерей Кадма, которую благородный властитель неба Зевс удостоил своей любви. Впрочем, эта любовь была ей же на погибель, так как ревнивая Гера, приняв облик ее кормилицы, сумела внушить Семеле подозрение в божественной силе возлюбленного. Семела подвергла Зевса испытанию, обратившись к нему с требованием предстать перед ней в своем божественном величии. Напрасно заклинал ее Зевс взять назад это безумное требование. Она настояла на своем и была обращена в пепел жаром, исходившим от приближавшегося к ней в блеске молнии бога. Но ее сына Диониса Зевс спас от гибели и приказал Гермесу отдать его на
воспитание нимфам.
Юный Дионис сажает виноградные лозы, упивается вместе со своими воспитательницами сладостью добытого из винограда напитка. Увенчанный лаврами, в сопровождении бесчисленной толпы нимф, сатиров, лесных демонов носится он по лесам, оглашаемым громкими криками его вдохновенных почитателей и почитательниц. Но он сажает не только виноградники. Теперь он является основателем городов, распространяя более мягкие обычаи и веселую жизнь среди людей. В то же время гнев его жестоко поражал тех, которые не хотели принять его благодеяний.
Из многочисленных мифов, прославляющих чудотворную силу Диониса, едва ли не самый известный — наказание тирреских морских разбойников. Эти разбойники хотели заковать Диониса в кандалы, чтобы свезти его в Италию и продать там в рабство. Но по велению прекрасного бога оковы падают с его тела, виноградные лозы обвиваются вокруг мачт и парусов корабля и заставляют его остановиться, раздается пение нимф. Неизъяснимый ужас овладевает разбойниками, они бросаются за борт и превращаются в дельфинов. В Афинах в честь Диониса торжествовали особого рода праздник во время жатвы, на котором виноградные лозы с висящими на них ягодами носили в торжественной процессии по улицам города.
Культ Диониса имел очень обширное распространение не только в Греции, но также в Италии и Малой Азии, Фракии и Македонии, везде, где греками возделывалась виноградная лоза. Поклоняясь ему, как богу, прогоняющему заботы, в его честь устраивали большие, весьма любимые у простого народа празднества. Они происходили в начале весны, когда в первый раз совершалась проба молодого вина и торжественные процессии чередовались с театральными представлениями. Из праздников Диониса в Афинах упомянем следующие: 1. Малые,или сельские дионисии,собственно праздник сбора винограда в Афинах, происходили в конце ноября или в начале декабря. За торжественным жертвоприношением, обычно им служил козел, следовала праздничная процессия со священной утварью бога. Праздник завершался плясками, маскарадом и пиром. Главным увеселением юношества был танец на кожаном мехе, сделанном из шкуры принесенного в жертву козла.
2. Леней, праздник выжимания винограда, отмечались в январе именно на том месте, где, согласно древнему преданию, стояли первые виноградные тиски. Здесь находился Ленеон, один из двух главных храмов бога в Афинах. Большая праздничная процессия со священными символами бога украшала пиршества. Молодой сок, который пили при этом случае, немало способствовал и радостному настроению горожан.
3. Анфестерии праздновались в феврале и славили возвращение Диониса из подземного царства, т. е. пробуждение природы от зимнего оцепенения. Первый день назывался днем вскрытия бочки, потому что в это время впервые починали молодое вино. Второй день, который был главным днем празднества, назывался праздником кружек. Устраивался праздничный ход и большое праздничное пиршество, на котором гости увенчивались цветами. Заключительный третий день — праздник горшков. Горшки с различными вареными стручковыми плодами служили жертвоприношением для душ покойников, выходивших, по народному верованию, в этот день на землю.
4. Великие ,или городские дионисии, главный праздник бога, проходили в марте с особенным блеском и были настоящим весенним праздником афинян. Они продолжались несколько дней и привлекали в Афины множество чужестранцев. Город, знаменитый тонким художественным вкусом и бойким остроумием своих жителей, являлся тем в полном блеске праздничного убранства. Бесчисленная веселая толпа заполняла его улицы и площади, по которым носили статую Диониса. Этот день ознаменовывался
также торжественными пирами и комическими маскарадными шествиями. Праздник заканчивался большими представлениями новых трагедий и комедий с раздачей призов победителям.
Итальянские народы также в марте праздновали либералии, т. е. праздник Вакха. Но он носил совсем простой и сельский характер, подобно Малым дионисиям. Главной целью праздника было вымолить плодородие виноградникам. С роскошными вакханалиями, которые позднее происходили в Риме, эти беззаботные празднества виноградарей не имеют ничего общего.
Значение Диониса или Вакха в религии древних, как видим, в сущности есть олицетворение жизни и производительной силы природы. Как Деметра (Церера) наделяет людей хлебом и дарами полей, так и Дионис дарует им плоды и вино. Дальнейшее значение этого бога заключается в том, что он делает людей участниками всех благ культуры, являясь в этом отношении дополнением к представлению о великой богине культуры Деметре. В то же время другой стороной своего существа Дионис соприкасается с Аполлоном, побуждая людей к бодрому настроению и музыкальному вдохновению. Поэтому он, наряду с Аполлоном, почитался другом и предводителем муз.
Местрм рождения этого бога считались Фивы. Его матерью была Семела, одна из дочерей Кадма, которую благородный властитель неба Зевс удостоил своей любви. Впрочем, эта любовь была ей же на погибель, так как ревнивая Гера, приняв облик ее кормилицы, сумела внушить Семеле подозрение в божественной силе возлюбленного. Семела подвергла Зевса испытанию, обратившись к нему с требованием предстать перед ней в своем божественном величии. Напрасно заклинал ее Зевс взять назад это безумное требование. Она настояла на своем и была обращена в пепел жаром, исходившим от приближавшегося к ней в блеске молнии бога. Но ее сына Диониса Зевс спас от гибели и приказал Гермесу отдать его на
воспитание нимфам.
Юный Дионис сажает виноградные лозы, упивается вместе со своими воспитательницами сладостью добытого из винограда напитка. Увенчанный лаврами, в сопровождении бесчисленной толпы нимф, сатиров, лесных демонов носится он по лесам, оглашаемым громкими криками его вдохновенных почитателей и почитательниц. Но он сажает не только виноградники. Теперь он является основателем городов, распространяя более мягкие обычаи и веселую жизнь среди людей. В то же время гнев его жестоко поражал тех, которые не хотели принять его благодеяний.
Из многочисленных мифов, прославляющих чудотворную силу Диониса, едва ли не самый известный — наказание тирреских морских разбойников. Эти разбойники хотели заковать Диониса в кандалы, чтобы свезти его в Италию и продать там в рабство. Но по велению прекрасного бога оковы падают с его тела, виноградные лозы обвиваются вокруг мачт и парусов корабля и заставляют его остановиться, раздается пение нимф. Неизъяснимый ужас овладевает разбойниками, они бросаются за борт и превращаются в дельфинов. В Афинах в честь Диониса торжествовали особого рода праздник во время жатвы, на котором виноградные лозы с висящими на них ягодами носили в торжественной процессии по улицам города.
Культ Диониса имел очень обширное распространение не только в Греции, но также в Италии и Малой Азии, Фракии и Македонии, везде, где греками возделывалась виноградная лоза. Поклоняясь ему, как богу, прогоняющему заботы, в его честь устраивали большие, весьма любимые у простого народа празднества. Они происходили в начале весны, когда в первый раз совершалась проба молодого вина и торжественные процессии чередовались с театральными представлениями. Из праздников Диониса в Афинах упомянем следующие: 1. Малые,или сельские дионисии,собственно праздник сбора винограда в Афинах, происходили в конце ноября или в начале декабря. За торжественным жертвоприношением, обычно им служил козел, следовала праздничная процессия со священной утварью бога. Праздник завершался плясками, маскарадом и пиром. Главным увеселением юношества был танец на кожаном мехе, сделанном из шкуры принесенного в жертву козла.
2. Леней, праздник выжимания винограда, отмечались в январе именно на том месте, где, согласно древнему преданию, стояли первые виноградные тиски. Здесь находился Ленеон, один из двух главных храмов бога в Афинах. Большая праздничная процессия со священными символами бога украшала пиршества. Молодой сок, который пили при этом случае, немало способствовал и радостному настроению горожан.
3. Анфестерии праздновались в феврале и славили возвращение Диониса из подземного царства, т. е. пробуждение природы от зимнего оцепенения. Первый день назывался днем вскрытия бочки, потому что в это время впервые починали молодое вино. Второй день, который был главным днем празднества, назывался праздником кружек. Устраивался праздничный ход и большое праздничное пиршество, на котором гости увенчивались цветами. Заключительный третий день — праздник горшков. Горшки с различными вареными стручковыми плодами служили жертвоприношением для душ покойников, выходивших, по народному верованию, в этот день на землю.
4. Великие ,или городские дионисии, главный праздник бога, проходили в марте с особенным блеском и были настоящим весенним праздником афинян. Они продолжались несколько дней и привлекали в Афины множество чужестранцев. Город, знаменитый тонким художественным вкусом и бойким остроумием своих жителей, являлся тем в полном блеске праздничного убранства. Бесчисленная веселая толпа заполняла его улицы и площади, по которым носили статую Диониса. Этот день ознаменовывался
также торжественными пирами и комическими маскарадными шествиями. Праздник заканчивался большими представлениями новых трагедий и комедий с раздачей призов победителям.
Итальянские народы также в марте праздновали либералии, т. е. праздник Вакха. Но он носил совсем простой и сельский характер, подобно Малым дионисиям. Главной целью праздника было вымолить плодородие виноградникам. С роскошными вакханалиями, которые позднее происходили в Риме, эти беззаботные празднества виноградарей не имеют ничего общего.
Значение Диониса или Вакха в религии древних, как видим, в сущности есть олицетворение жизни и производительной силы природы. Как Деметра (Церера) наделяет людей хлебом и дарами полей, так и Дионис дарует им плоды и вино. Дальнейшее значение этого бога заключается в том, что он делает людей участниками всех благ культуры, являясь в этом отношении дополнением к представлению о великой богине культуры Деметре. В то же время другой стороной своего существа Дионис соприкасается с Аполлоном, побуждая людей к бодрому настроению и музыкальному вдохновению. Поэтому он, наряду с Аполлоном, почитался другом и предводителем муз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий