Поиск

вторник, 4 января 2011 г.

Ивангород


Город расположен на северо-западе России, в Ленинградской области на правом (восточном) берегу реки Нарвы, в 159 км к западу от Санкт-Петербурга.
Основная достопримечательность города - крепость, которая и сейчас поражает своей монументальностью и мощью. Крепость расположена на крутых склонах Девичьей горы, месте труднодоступном и живописном.


Ивангород был основан как крепость в 1492 московским князем Иваном III Васильевичем и назван в его честь. В немецких документах конца XV века был известен как «контр-Нарва». Крепость Ивангород с мощными каменными стенами и десятью башнями — первое русское оборонительное сооружение с регулярным, прямоугольным планом (1492—1610).
В XVI веке Ивангород неоднократно подвергался нападениям со стороны немцев, шведов и поляков. В 1581—1590 (после Ливонской войны) и в 1612—1704 (в результате шведской интервенции начала XVII века в России) находился под властью шведов. В 1704 захвачен русскими войсками в ходе Великой Северной войны.

После окончания Северной войны военное значение Ивангородской крепости постепенно сошло на нет, а город утратил статус самостоятельного населённого пункта и стал считаться форштадтом (предместьем) Нарвы.
В 1920 году в соответствии с условиями Тартуского мирного договора Ивангород перешел Эстонии. После присоединения Эстонии к СССР в 1940 г. город оставался в пределах административных границ Эстонской ССР, с 1941 г. по 1944 г. был оккупирован нацистской Германией (подчинялся администрации Рейхскомиссариата Остланд). В 1945 г. включен в состав Кингисеппского района Ленинградской области РСФСР.

Установление границы между Эстонской ССР и РСФСР по реке Нарове (24 ноября 1944 года), вследствие чего Ивангород и Нарва оказались в разных союзных республиках, дало основание восстановить Ивангород в ранге самостоятельного населённого пункта. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 декабря 1947 года Ивангород включён в учётные данные как рабочий посёлок, а Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 октября 1954 года рабочий посёлок был преобразован в город районного подчинения.

Указом Президиума Верховного Совета РФ от 17 февраля 1992 года Ивангород отнесён к категории городов областного подчинения.


Своей геометрически правильной планировкой Ивангород существенно отличался от других русских крепостей, имевших исстари сложившуюся свободную, асимметричную планировку и композицию. Суровая простота и лаконичность объемной композиции архитектурного ансамбля, свободно раскинувшегося на вершине холма, создавала выразительный образ неприступной твердыни, охранявшей рубежи молодого Русского государства. Господствующий над окружающим пространством силуэт крепости, стены и башни которой были увенчаны двурогими зубцами, отличался стройностью и соразмерностью пропорций, крупным масштабом крепостных сооружений, по сравнению с тесным и грузным комплексом Ливонского замка, расположенного на противоположном берегу реки.

Как и в других древне-русских крепостях, в планировке Ивангорода всесторонне учтены естественные стратегические выгоды местности. Водное пространство реки и обрывистые склоны холма - все было использованно для того, чтобы увеличить обороноспособность крепости и сделать ее неприступной. Новый в русской архитектуре тип геометрически правильной планировки после постройки Ивангорода получил дальнейшее развитие в крепостном зодчестве, особенно в тех случаях, когда сооружение возводилось заново на сравнительно ровном месте.


A. Остатки укреплений 1492 г.
B. Замок
C. Большой Боярший город
D. Передний город
E. Боярший вал или Гронверк
F. Нарва река

1. Набатная башня
2. Верхняя башня
3. Отводная или Восьмиугольная башня (Старая Воротная башня)
4. Новая (Водяная) башня
5. Широкая башня
6. Провиантская башня
7. Колодезная башня с тайником
8. Пороховая башня
9. Воротная башня и Ивангородские вороты
10. Башня наместника
11. Длинношеяя башня
12. Развалины Арсенала
13. Тайник и батарея "Капонир"
14. Успенская церковь
15. Никольская церковь
16. Амбар XVII в.
17. Пороховой погреб

Судьбу Ивангорода раз и навсегда определило его месторасположение. Ибо это не только самая западная точка Ленинградской области. С августа 1991 года через Ивангород проходит государственная граница Российской Федерации. А пограничный город - это не просто название. Это образ жизни и самого населенного пункта, и его жителей, большинство из которых теперь имеют в ставшей в одночасье заграничной Нарве родственников, недвижимость или работу. Именно через Ивангородскую таможню пассажиры и грузы пересекают границу с Эстонией. И эстонский сине-чёрно-белый флаг, развевающийся над Нарвской крепостью и видимый из окон домов, что стоят "впритык" к пограничной полосе, является своеобразным камертоном современной ивангородской жизни.
Государственная граница между Россией и Эстонией проходит по реке Нарва.

- МАПП (международный автомобильный пункт пропуска) Ивангород-Narva. Работает с начала 1993 г. Открыт 24 часа. Служит для перехода грузового автотранспорта, легковых автомобилей, велосипедистов и пешеходов. Переход через него затруднен в связи с периодически возникающими очередями на границе. На переходе за линией таможенного контроля открыт один магазин duty-free.
- Железнодорожный пункт пропуска. Через границу ходит ежедневный поезд Москва — Таллин, поезд С.-Петербург — Таллин в настоящее время (май 2009) отменен. Пограничный и таможенный контроль осуществляется с российской стороны на вокзале г. Ивангород, с Эстонской, соответственно, на ст. Нарва ЭЖД. Пригородных поездов через границу нет.

Через Нарву перекинут мост, сохранивший своё название с времен СССР – Мост дружбы.

Над Наровой - мост красивый,
А с концов, как в битве ратной
Два извечные "солдата" -
Ивангород с крахом шведа,
Город Нарва с прахом в небо.
Над Наровой над рекою
Мост - приятельской рукою...
Он когда-то назван "ДРУЖБОЙ".
Нам её беречь бы нужно...


Две крепости (Нарва - Эстония, Ивангород - Россия) напротив друг друга - расстояние - полет стрелы из лука

Как добраться:

Из Санкт-Петербурга с Балтийского вокзала пригородным поездом (2 раза в день) (до недавнего времени ходил с закрытого ныне вокзала Варшавского); либо автобусами с автовокзала (Обводный канал дом 36), отправление практически каждые два часа.

Из Москвы с Ленинградского вокзала поездом на Таллинн (10,5 часов в пути, идет ночь, прибывает очень рано утром).

Из Кингисеппа пригородным автобусом.
Ивангород располагается на самой границе с Эстонией и официально (на 2002 год) входит в погранзону. На практике это означает, что перед городом расположен КПП, на котором проверяют документы у всех прибывающих. Правила (которые в наше нестабильное время имеют обыкновение меняться периодически как в сторону ужесточения, так и либерализации) предусматривают необходимость получения специального пропуска на въезд в Ивангород или наличия эстонской визы. (Подробнее об этом можно прочитать на странице http://info.ivangorod.ru/zone_p.php). По информации Таковара, прокуска они получали в Санкт-Петербурге по адресу Шпалерная 62, тел. 4386458.

Необходимо также отметить, что КПП стоит только на Таллиннском шоссе, в то время как существует еще одна дорога, ведущая в город с севера, из Усть-Луги, вдоль левого берега реки (в Кейкино надо свернуть на срезку, ведущую в южном направлении). Раньше в Усть-Луге тоже стоял КПП, но в настоящий момент (2002 год) его нет. Этот путь в Ивангород любят Петербургские велосипедисты, так как для других категорий путешествующего люда он не очень удобен (общественного транспорта по нему нет, дорожное покрытие оставляет желать лучшего).

Некоторые фотографии:






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Powered By Blogger