Оптина пустынь. Современный вид.
Фото Людмилы Румянцевой. 2008 год.
Фото Людмилы Румянцевой. 2008 год.
Посреди Калужской области расположено ополье. Оно не велико 75х50 км. Тут потрясает широта пейзажей. Леса тут не велики и холмистые ландшафты первозданно прекрасны. В VIII-X вв. славяне вятичи облюбовали ополье и плотно его заселили. На юго-восточной окраине ополья расположен прославленый своим мужеством город Козельск. Летописцы начинают упоминать этот город с 1146 г. Оптина пустынь выросла около Козельска.
Калужское, или вятичское, ополье очень богато древнерусскими летописными городами. Вот их имена: Брынь, Серенск, Серпейск, Мещовск, Воротынск, Перемышль, Мощин. Дорога ведущая к Оптиной пустыни проходит мимо городищ этих жемчужин русской истории. И чем менее известны старинные города вятичского ополья тем они притягательнее, тем более сулит радости встреча с ними.
Оптина пустынь в XXI в. остаётся великой духовной цитаделью, и даже многократное её посещение не отвращает желания приехать в монастырь под Козельском ещё много много раз.
Оптина пустынь.
Владимирский собор до его разрушения еврейскими большевиками.
Слева на открытке пятикуполный Введенский храм.
Владимирский собор до его разрушения еврейскими большевиками.
Слева на открытке пятикуполный Введенский храм.
Оптина пустынь.
Владимирский собор. Современный вид (2007 год).
Владимирский собор. Современный вид (2007 год).
Оптина пустынь (Козельская Введенская Оптина пустынь), православный монастырь на правом берегу р. Жиздры (левый приток Оки) в двух километрах от Козельска.
Время основания пустыни точно неизвестно. Основателем же ее, по преданию, является раскаявшийся разбойник Опт.
Значение Оптиной пустыни в духовной жизни России очень велико. Она является лучшим свидетельством духовного возрождения, возникшего в к. XVIII в. в России.
Расположенная у опушки девственного соснового бора, отрезанная от мира Жиздрой, она была превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Это был чудный духовный оазис, где повторялись благодатные дары первых веков монашества. Они, эти дары, получили полное выражение в особом служении — старчестве. Действительно, оптинские старцы отличались высшим из всех даров — даром рассудительности, а также прозорливостью, даром исцелений и чудотворений. Это служение пророческое — как в апостольские времена его творили пророки, так и теперь старцы утешали страждущих, возвещали по воле Божией будущее.
Старчество в Оптиной пустыни берет начало от схиархимандрита Паисия Величковского, молдавского старца, возродителя “Духовного делания” в монашестве, выходца из Полтавской губ. Из Рославльских лесов в Оптину переселились его последователи во главе с иеросхим. Львом. Старец Лев, могучий и властный, открывает ряд старцев. Его ученик и сотаинник о. Макарий возглавляет группу ученых и литераторов — монахов и мирских лиц, которые обрабатывают и перекладывают на литературный язык переводы, сделанные старцем о. Паисием с греческого языка, писаний величайших аскетов древности, таких как Исаак Сирин, Макарий Великий, Иоанн Лествичник. Под влиянием о. Макария русский философ И.В. Киреевский закладывает основание философии “Цельности духа”, которая должна была лечь в основу русской самобытной культуры.
Оптина пустынь.
Казанский храм. Современный вид (2007 год).
Казанский храм. Современный вид (2007 год).
При старце Амвросии — ученике о. Льва и о. Макария, Оптина достигает расцвета. Слава о старце гремит по всей России. К нему устремляются со всех концов ее. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный, он умеет скрыть свою прозорливость и благодатную помощь под покровом шутки. Он всегда говорит краткими афоризмами стихотворной формы. Во время расцвета России и Оптиной пустыни тысячи и тысячи людей находили у него поддержку и наставление.
Следующие старцы: о. Анатолий (Зерцалов), ученик старца Амвросия — Иосиф, старец Варсонофий — в миру полковник генерального штаба, по благодатной одаренности подобный своим учителям. Последние старцы: Феодосий-мудрец, Анатолий-утешитель (Потапов) и дивный Нектарий — продолжали ту же традицию.
Последний из них — старец Нектарий во дни огненного испытания Родины утолял духовную жажду верующих, сам находясь в изгнании.
К старцам Оптиной пустыни тянулись выдающиеся писатели и мыслители России — Н. В. Гоголь, С. П. Шевырев, М. П. Погодин, К. Д. Кавелин, Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, С. А. Нилус, В. В. Розанов и мн. др.
При большевиках обитель была разорена. Возрождение ее началось в 1987. В июне 1988 причислен к лику святых прп. Амвросий Оптинский. Память преподобного празднуется 10/23 октября.
Оптина пустынь.
Таким Введенский храм был при советской власти.
Таким Введенский храм был при советской власти.
16 ноября 1988 в Оптиной совершилось чудесное явление благодатной росы на Казанской иконе (написана в XVIII в.). В тот же день начала мироточить недавно написанная икона прп. Амвросия.
26 июня 1996 был причислены к лику местночтимых святых Оптинские старцы: иеросхимонах Лев (Наголкин), схиархимандрит Моисей (Путилов), иеросхимонах Макарий (Иванов), схиигумен Антоний (Путилов), иеросхимонах Иларион (Пономарев), схиархимандрит Исаакий (Антимонов), иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), иеросхимонах Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов), иеросхимонах Нектарий (Тихонов), иеросхимонах Никон (Беляев) как исповедник и архимандрит Исаакий (Бобриков), священномученик.
Празднование Собора Оптинских старцев 11/24 октября.
Могила И.В. Киреевского в Оптиной Пустыни.
Литература:
Криволапов В.Н. Оптина пустынь: ее герои и тысячелетние традиции. - "Писатель и время", вып. 6-й, М., 1991, с. 373-423.
Комментариев нет:
Отправить комментарий