Поиск

четверг, 3 февраля 2011 г.

Как на Украине и в России отмечали годовщину Переяславской Рады: обзор

Активисты одесских общественных организаций сегодня возле памятника Богдану Хмельницкому подписали обращение к президентам Украины и России с просьбой объявить 18 января, годовщину Переяславской Рады, государственным праздником - Днем дружбы Украины и России.
Как сообщил организатор митинга Антон Давидченко, представляющий общественную организацию "Колокол", подобное обращение будет также направлено депутатам Одесского облсовета. "Мы направим обращение депутатам областного совета с просьбой обратится к президенту Украины сделать 18 января государственным праздником", - пояснил Давидченко. По его словам, текст Переяславских статей, кроме президентов России и Украины, получит и националистическая партия "Свобода". "Мы направим текст Переяславских статей в штаб партии Свободы, чтобы они посмотрели на исторический документ и сделали вывод, кто нам друг", - сказал Давидченко.

В Симферополе сегодня же сторонники общественной организации Русская община Крыма, Партии регионов и партии Русское единство провели митинг по случаю 357-летия Переяславской Рады. Священнослужители отслужили молебен, участники акции возложили цветы к памятнику Хмельницкому, возле которого проходил митинг, и после слов "Навеки с Россией!" несколько раз проскандировали "Ура!". Собравшиеся держали флаги своих организаций, Крыма, России и Украины.
"Мы празднуем знаменательнейшую дату в истории нашего единого Отечества - день воссоединения Руси, или день Переяславской Рады. Эта дата является ключевой в истории нашего Отечества и ключевой в истории современной Украины. Я уверен, что если бы не было такого исторического решения, то, по всей видимости, сегодня не было и такого государства, которое называлось Украина. Я уверен, что та территория, на которой расположена современная Украина, частично была бы за Польшей, частично - за Россией, какая-то часть - за Венгрией, за какими-то другими государствами", - сказал лидер Русской общины Крыма, член президиума крымского парламента Сергей Цеков.

В Санкт-Петербурге с благословения патриарха Кирилла священники отметили 357-й годовщину Переяславской Рады. В Свято - Троицком соборе Александро-Невской Лавры был отправлен молебен, во время которого прихожанам рассказали о взгляде Московского патриархата на исторические события. В пастырской проповеди иеромонах Прокопий обратил внимание прихожан и молящихся на неразрывную тысячелетнюю духовную связь ныне разделенных границами, народов России, Украины, Белоруссии. Во время службы в честь Переяславской Рады священники рассказали, что тысячелетняя история православия на Руси, скрепила навсегда наш единый народ, дала ему духовную мощь и силу при отражении множества вражеских посягательств, вознесла его на вершины мировой культуры и воинской славы. Апогеем исторической проповеди стало утверждение о том, что государственные границы России, Украины и Белоруссии лишь условность: "Никаким гражданским властям не подвластно наше единство, какими бы границами и таможнями они нас не разделяли, как бы не переписывали историю, не создавали из современных иуд - христопродавцев образов "героев-мучеников".

357 лет назад, 8 (по новому стилю 18) января 1654 года на главной площади древнего Переяслава «собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный». К этому собранию гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий и обратился со следующей речью: "Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне! Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже велми нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете.

Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый — хан крымский; третий — король полский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте! Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, — никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали.

А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет — волная дорога.

По свидетельству очевидца, «к сим словам весь народ возопил: «Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!» Потом полковник переяславской Тетеря, ходячи в кругу, нас на все стороны спрашивал: «Вси ли тако соизволяете?» Рекли весь народ: «Вси единодушно». Потом гетман молвил: «Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою!» А народ по нем, вси единогласно, возопил: «Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Powered By Blogger