| Нил НИКАНДРОВ | 04.02.2011 | 00:00
Мексиканский наркокартель «Los Zetas» обрёл самостоятельность несколько лет назад. Руководящий костяк его состоит из бывших спецназовцев. В годы службы они использовали последнюю букву испанского алфавита “Z» как позывной в радиопереговорах. Отсюда и название “Los Zetas». Долгое время боевики Zetas привлекались для обеспечения безопасности главарей и операций влиятельного мексиканского наркокартеля “El Golfo”, который поставляет колумбийский кокаин и героин в Соединённые Штаты. Однако роль “киллеров на побегушках” довольно быстро надоела руководству Zetas. “Новички” окрепли и решили начать войну за рынки сбыта и каналы поставок. Мафиози «El Golfo» стали их врагами. В междоусобные разборки были втянуты другие мексиканские картели.
Мексиканский наркокартель «Los Zetas» обрёл самостоятельность несколько лет назад. Руководящий костяк его состоит из бывших спецназовцев. В годы службы они использовали последнюю букву испанского алфавита “Z» как позывной в радиопереговорах. Отсюда и название “Los Zetas». Долгое время боевики Zetas привлекались для обеспечения безопасности главарей и операций влиятельного мексиканского наркокартеля “El Golfo”, который поставляет колумбийский кокаин и героин в Соединённые Штаты. Однако роль “киллеров на побегушках” довольно быстро надоела руководству Zetas. “Новички” окрепли и решили начать войну за рынки сбыта и каналы поставок. Мафиози «El Golfo» стали их врагами. В междоусобные разборки были втянуты другие мексиканские картели.
Ситуацию осложнила ещё одна война - объявленная мексиканским картелям правительством Фелипе Кальдерона. Он стал президентом Мексики при весьма сомнительных обстоятельствах. Для поднятия авторитета Кальдерон решился на кампанию против наркокартелей, практически безнаказанно действовавших в стране. Из Вашингтона его план поощрили. Там тоже считали необходимым несколько обуздать наркоэкспансию из Мексики, контролировать которую на территории США становилось всё сложнее. Департамент по борьбе с наркотиками (DEA) и ФБР не справлялись с работой. По причине экономического кризиса североамериканские банки охотно использовали сверхприбыли от «кокаинового ресурса». Плодились “неподотчётные” для DEA и других спецслужб США структуры наркомафии. Огромные финансовые средства стали «уходить на сторону». Требовалось восстановить статус-кво.
В таких условиях Zetas начали создавать собственные опорные базы в США и центральноамериканском субрегионе, а также в странах Карибского бассейна и Южной Америки. Главная задача главарей Zetas – обеспечить самостоятельные поставки наркотиков из Перу и Колумбии в США по тихоокеанскому и атлантическому «коридорам».
Новый игрок на рынке наркотиков был замечен всеми заинтересованными лицами. Прежде всего отмечалась запредельная жестокость боевиков Zetas: они не оставляют свидетелей, для запугивания конкурентов и силовиков прибегают к пыткам и обезглавливанию жертв. Ещё один характерный признак – массовость убийств.
А теперь вспомним: “ренессансу” пыточной практики на рубеже тысячелетий современный мир обязан, прежде всего, ЦРУ, Департаменту США по борьбе с наркотиками и РУМО – военной разведке США. Боевики мексиканского наркокартеля «LosZetas» освоили свои кровавые методы в период тесного профессионального общения с представителями указанных спецслужб.
История Zetas восходит к антиповстанческой борьбе 70-90-х годов в Мексике и Центральной Америке. Инструкторы США готовили ацтекских спецназовцев на полигонах в Форт-Брэгге (штат Северная Каролина), «Школе Америк» (в зоне Панамского канала»), а после её закрытия - в Форт-Беннинге (штат Джорджия). Более 15 тысяч мексиканских военнослужащих получили соответствующую специализацию. Многие из них прошли проверку огнём. Так, некоторые подразделения спецназа использовались для нейтрализации партизан Сапатистской армии национального освобождения (EZLN) в штате Чьяпас в 1994-1995 гг. Однако низкий социальный статус мексиканских военнослужащих, их нищенская зарплата привели к тому, что из армейских рядов дезертировали и дезертируют тысячи солдат и офицеров. Многие из них рекрутируются организованными преступными группировками.
Аналогичные процессы криминализации бывших военных наблюдаются в Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре. Без преувеличения можно сказать, что наибольшую жестокость проявляют те из них, кто получил практическую подготовку в США на «спецкурсах по подавлению повстанческо-партизанских движений». «Kaibiles» – это гватемальский вариант Zetas и, возможно, ещё более кровавый и жестокий. Всё более тесная смычка мексиканских и гватемальских преступных элементов не может не вызывать тревогу американских спецслужб, хорошо знающих, какого рода «франкенштейны» были взращены в школах Пентагона для борьбы с «партизанами-марксистами».
«Я тебя породил, я тебя и убью!» - именно по этому принципу пытаются действовать сейчас против Zetas и Kaibiles их бывшие наставники-гринго. Однако спецслужбы США пока отстают. На территорию США в отлаженный до последнего винтика механизм «домашнего наркобизнеса» уже пробились первые бойцы вооружённого до зубов наркокартеля Zetas. Угроза переноса очагов нарковойны из Мексики в США в целях ускорения передела наркорынка становится всё более реальной. В приграничных штатах США уже вовсю действуют ячейки Zetas. Коррумпируются сотрудники во властных структурах, причём упор делается на вербовке тех, кто имеет латиноамериканские корни. Наличие своих информаторов позволяло главарям Zetas избегать до последнего времени крупных провалов. Практически бесперебойно идёт снабжение наркокартеля современным оружием – от стрелкового до гранатомётов. Поставщики – оружейные магазины в населённых пунктах на всём протяжении границы США с Мексикой в 3170 километров. В ряде случаев оружие made in USA приобретается Zetas через контакты в мексиканской армии, которая снабжается из арсеналов Пентагона: суперсовременные бронежилеты, новейшие средства связи, каски с приборами ночного видения и т.д.
В июне 2011 г. в Гватемале пройдёт встреча президентов Центральной Америки, Мексики и Колумбии. Интеграционную повестку дня наверняка вытеснит неотложная проблематика борьбы с экспансией наркокартелей. Об этом заявил президент Гватемалы Альваро Колом: «Пора дать совместный отпор сеньорам наркотрафикантам! Если этого не сделать, в 2011 году очень много людей станет жертвами наркотеррористов». Колома поддержал президент Сальвадора Маурисио Фунес, обеспокоенный тем, что эмиссары Zetas активизировали вербовку сальвадорских военных и полицейских чинов.
Внешне кажется, что инициатива борьбы с наркокартелями и создания “общего фронта” исходит от региональных лидеров. Но соответствующие консультации заранее проводились во всех столицах региона через посольства США. На предварительное рассмотрение латиноамериканцев был представлен проект плана по координации действий специальных подразделений армии и полиции, укрепления разведывательных структур, их военно-технического оснащения. Подоплёка плана очевидна: бороться с наркоугрозой на дальних подступах к Соединённым Штатам.
Заинтересованность США в усилении борьбы с наркотрафиком к югу от Рио-Гранде объяснима. На примере Мексики, которая за годы нарковойны потеряла более 30 тысяч жизней, можно видеть, каких человеческих, социальных, политических и финансово-экономических жертв стоил этот затяжной конфликт. Вашингтон не будет по-настоящему воевать с наркобизнесом на своей территории - это приведёт к дестабилизации финансовой системы США, подпитываемой миллиардными “наркоинвестициями” со всего мира. Поэтому в Западном полушарии спорадические операции против наркокартелей проводятся где угодно: в Мексике, Белизе, Гватемале, Гондурасе, Колумбии, Перу, но практически никогда - в Соединённых Штатах. Своя наркомафия неприкасаема!Конечно, для статистики показательные аресты в низовых ячейках проводятся регулярно. Но существующая разветвлённая структура наркомафии - самая надёжная в финансовом отношении отрасль. Она работает бесперебойно, поскольку 10 миллионов американцев употребляют кокаин систематически, и 30-40 миллионов балуют себя “понюшкой” по праздникам.Они не должны испытывать неудобств. Что бы ни говорили, рыночная экономика требует своего! Растущая терпимость к употреблению наркотиков в США всё чаще находит отражение в публичных дискуссиях. Либеральное отношение к этой “понятной человеческой слабости в условиях повседневного стресса” просматривается в телесериалах, голливудских фильмах, книжной продукции. Нередко и политики признаются, что в студенческие годы баловались и “травкой” и “звёздной пылью”. Мол, ничто человеческое нам не чуждо.
Для стран Латинской Америки выдвигаются другие критерии. Никаких либеральных инноваций! Жёсткая конфронтация с неподконтрольными DEA наркокартелями по местам их базирования! Шеф наркокартеля “El Golfo» Эсекиель Карденас Гильен и группа его телохранителей были убиты в ноябре 2010 года во время перестрелки в городе Матаморос (штат Тамаулипас). В операции принимали участие мексиканские морские пехотинцы. Оперативное отслеживание передвижений главаря «El Golfo» осуществляли специалисты DEA и ЦРУ, действующие в Мексике. Фотографии мёртвого наркобарона и его охранников разместили в Интернете. Предельно откровенные: лужи крови, расколотые черепа, размазанные по асфальту внутренности. Всего в ходе операции погибло не менее 50 человек. Мексиканцев, не американцев. Война чужой кровью. На чужой территории.
На берегу Рио-Гранде на границе с Мексикой расположен тихий и уютный город Браунсвилль. Есть университет, несколько музеев, 6-7 полей для гольфа. Туристы приезжают в окрестности города, чтобы понаблюдать за птицами в местах их природного обитания. Ресторанчики по вечерам переполнены клиентами. У мексиканской кухни и коктейля «маргарита» из текилы много поклонников в этих местах. Спокойно, поэтично, и никаких выстрелов, как в недалёкой воюющей Мексике.
Комментариев нет:
Отправить комментарий