Поиск

вторник, 12 апреля 2011 г.

Панфрейдизм как опиум для народа

30/03/2011
Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
"Лекарство для пошляков", - окрестил психоанализ Владимир Набоков. "Куда ни кинем взгляд - всюду половое начало", - иронизировал он над "венскими мистиками", как он называл психоаналитиков.
В наше время фрейдизм победил и не встречает достойной критики. Родившись 115 лет назад, благодаря мало кому тогда известному ученому Зигмунду Фрейду, который 30 марта 1896 года выпустил статью "Наследственность и этиология неврозов", психоанализ в 21 веке превратился в квазирелигию, в шаманизм и шарлатанство.
Не будем о хорошем: о психоаналитиках, которым по методу Фрейда действительно удалось вылечить людей от душевных травм. Кстати, в США психоаналитики - такие же востребованные целители-специалисты, как, к примеру, хирурги. Самый известный российский пример терапии души с помощью психоанализа - Михаил Зощенко. Замечательный писатель-сатирик врачевал себя сам, о чем рассказал в автобиографической повести "Перед восходом солнца".
К слову, вспомним, что, когда Фрейд создавал свое бессмертное учение, он исходил из эволюционной антропологии. Но, в конце концов, из психоанализа сделали вовсе не знамя эволюции, а знамя деградации.
Речь не о прикладном и, должно быть, действенном психоанализе, а о шарлатанском фрейдизме, испорченном и доведенном до абсурда.
Оставим в стороне рекламу и глянцевые журналы, которые по определению исповедуют фрейдизм как образ мыслей и нещадно эксплуатируют самые примитивные импульсы природы. Бог с ним, с глянцем - чего ждать от индустрии, пользующейся человеческими слабостями.
Поговорим об искусстве, которое до того возлюбило фрейдизм, что отказалось во имя него от здравого смысла. И от самой идеи настоящего, а не мнимого, познания человека.
Художники-сюрреалисты, и прежде всего Сальвадор Дали, отдали фрейдизму столь щедрую дань, что даже мастер скандального перформанса Олег Кулик на их фоне кажется пресным и однообразным.
Телевидение - отдельная песня. Ток-шоу нашли новый "клондайк" - инцест, кровосмешение, и всячески разрабатывает его "золотые" прииски, причем в прайм-тайм. Когда смотришь такие ток-шоу, создается впечатление, что половые извращения перестали считаться чем-то экстраординарным. Самое страшное, что так оно и есть. Во всяком случае, они уже никого не удивляют. А "люди лунного света" (так философ Василий Розанов назвал гомосексуалистов) и вовсе "светятся" там и сям.
Какой кинохудожник сегодня не будит зверя по кличке "Подсознательное", причем не для того, чтобы приручить его и заставить служить человеку, а для того, чтобы дать зверю волю! Искусство маниакально увлеклось телесным низом и с мнимой наивностью оправдывается: мол, Фрейд же вам объяснил, как всемогуще либидо, а неврозы возникают там, где подавляются сексуальные желания.
Шекспировский Гамлет, говорят апологеты фрейдизма, был сломлен собственным Эдиповым комплексом. Сам Фрейд, не имея убедительных доказательств, бескомпромиссно причислял Леонардо да Винчи к гомосексуалистам. Психоаналитики скажут вам, что Мэрилин Монро погибла из-за подавленного комплекса Электры (на языке фрейдизма это означает любовь девочки к отцу). Мол, дива всю жизнь искала мужа-покровителя, мужа в роли отца, и неудачи на этом поприще в конце концов и погубили актрису.
При такой логике любой казус можно объяснить в терминах либидо, которое якобы правит человеком. Философ Карл Поппер резонно замечал, что психоаналитик видит подтверждение своей гипотезы в любом анамнезе, так же как марксист усматривает доказательство своей теории в любой газете. В общем, панфрейдизм - абсолютизированный психоанализ, мало что дает для понимания человеческой души, скорее, он множит мифы.
Психоанализ давно завладел лучшими умами. Злоупотреблял фрейдизмом великий Бертолуччи, режиссер "Двадцатого века" и "Последнего танго в Париже" - двух роскошных од животной природе человека. Верил во фрейдизм, как в религию, Феллини. Каждый его фильм был изящным фрейдистским изысканием.
А вот совсем недавние примеры. Андрей Кончаловский в "Щелкунчике и Крысином короле" - детском фильме (!!!) - представил фрейдизм как одно из главных вероучений нашего времени. Да и "Король говорит!" Тома Хупера, лента-триумфатор 83-го соревнования за "Оскары", картина о победе фрейдизма, о том, как психоаналитик-любитель Лайонел избавил от комплексов и детских травм британского короля Георга VI, сделав из робкого заики мудрого и уверенного в себе монарха. Так, в духе фрейдизма, рассказал Хупер старый миф о Пигмалионе.
Фрейдовское "Оно" - бессознательные влечения - победили. "Подвалы" сознания вскрылись, их содержимое хлынуло наружу и течет темной рекой в кино, живописи, поэзии, театре, балете. Вместо девочки Красной шапочки в новой киноверсии знаменитой сказки Перро (режиссер Кэтрин Хардвик) появляется девица, ищущая приключений. Наше сознание до того испорчено, что мы и в приключениях Винни-Пуха усмотрим что-нибудь плоско-телесное. Чего стоит одна только история с хвостом ослика Иа! Наверняка психоаналитики расценивают потерю хвоста как самокастрацию.
По сути панфрейдизм привел к вульгаризации искусства, к его упрощению и кризису идей. "Безоговорочно отметаю фрейдовщину и всю ее темную средневековую подоплеку, с ее маниакальной погоней за половой символикой", - писал Владимир Набоков.
Не будем устраивать экзорцизм, но задумаемся: для чего вообще нужен психоанализ? Очевидно, чтобы раскрыть человеку глаза на его душу, а не для того, чтобы подогнать эту душу под чужие мифы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Powered By Blogger