Поиск

понедельник, 31 января 2011 г.

ШОС – НАТО: Перенос Ответственности?

В недавно вышедшем докладе «2025: мир после кризиса», который подготовил Национальный разведывательный совет США, дается прогноз, что в ближайшем будущем Америка частично передаст «функции по поддержанию безопасности в мире» на другие региональные блоки, в частности на Шанхайскую организацию сотрудничества. Это означает, что США, наконец, надоело нести бремя военных, экономических и геополитических «расходов» преимущественно на своих плечах.

В недавно вышедшем докладе «2025: мир после кризиса», который подготовил Национальный разведывательный совет США, дается прогноз, что в ближайшем будущем Америка частично передаст «функции по поддержанию безопасности в мире» на другие региональные блоки, в частности на Шанхайскую организацию сотрудничества. Это означает, что США, наконец, надоело нести бремя военных, экономических и геополитических «расходов» преимущественно на своих плечах. Они хотят, чтобы Россия вместе с Китаем тоже активно включились в глобальные военные сценарии на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Однако на практике это будет означать втягивание в войны за американские интересы, потому что сдавать стратегически важные нефтегазоносные районы Азии Америка не согласна. Во всяком случае, это постоянно подчеркивают американские эксперты и политики разного уровня.
Очевидно, что тратить миллиарды долларов на оборону и содержание воинского контингента в Ираке, Афганистане, держать мощный флот в Персидском заливе и на Дальнем Востоке Америке с каждым годом все тяжелее. Страна стремительно упала в долговую яму, из которой выбирается очень и очень нехотя. Однако это не означает, что Америка возьмет да и поставит крест на стараниях предыдущей администрации расширить свое влияние в регионе «Большого Ближнего Востока». Полное перекраивание планов – не в обычаях американцев. Однако речь может идти о серьезной коррекции сценариев, свидетельством чему и является намек на новую роль ШОС. Наверняка, многим американским стратегам не нравится, что Китай – обладая гигантским экономическим и людским потенциалом – не конвертирует его в военное присутствие в «горячих точках». России в новой глобальной игре отведена также более активная роль как государству, находящему на цивилизационном разломе между Востоком и Западом.

Как может происходить это втягивание? Как мы видим, уже сейчас США стремится к более широкому обсуждению мировых проблем, участвуя в формировании «Большой двадцатки» – при этом оставляя за собой ведущую роль). «Колосс» уже не может нести всей мощи системы, которую сам породил. Не исключено, что в ближайшее время будут предприняты попытки расширить формат «миссий» в Ираке и Афганистане.

Что получат Россия и Китай от такого втягивания? Вторые роли, где ведущая партия отведена США. Между тем, под боком России множество «своих» «горячих точек», которые продолжают дымить – Карабах, Приднестровье, в зоне риска – Центральная Азия. Мы знаем, что прежние форматы урегулирования этих конфликтов изжили себя и не отвечают нынешним требованиям. Переговоры по большинству из них зашли в тупик. Требуется привлечение новых субъектов, в том числе из СНГ, которые хотят быть региональными центрами силы. Общие миротворческие миссии – формат известный, но требующий доработки в сторону большей практичности.

Чтоб не быть объектами одностороннего втягивания в военные конфликты, полезно задуматься об использовании общих военных ресурсов, которые остались с развала СССР. Это и система обучения, и военные рынки, и относительная легкость коммуникации, и схожесть оборудования.

Некоторые постсоветские страны уже успели отстроить свою оборонную промышленность и даже начали выпускать собственные образцы вооружения (Россия, Украина, Азербайджан, к примеру). Проблема в том, что при вступлении в НАТО все эти усилия будут сведены на нет, потому что в Альянсе – свои стандарты вооружений. И производят их в основном на Западе. Национальные ВПК будут уничтожены.

Страны постсоветского пространства, очевидно, еще не осознали перспектив общего рынка вооружений, так как часто выступают конкурентами друг другу. На первый взгляд, это нормально – капитализм все-таки. Однако будет логично, если тема координации продаж вооружений, общего их рынка и воссоздания частей общего ВПК, по мере возрастании конфликтности в современном мире, будет все чаще подниматься на самом высоком уровне в СНГ.

Зачастую сейчас мы не чувствуем интересов друг друга и мешаем нашим ближним соседям на военных рынках других стран. И это плохо – подрывается доверие, притом, что мы остаемся зависимыми друг от друга по части поставки стратегических видов вооружений. Настало время действительно задуматься над военно-политической составляющей ШОС. Если это все еще продолжит быть неинтересным Китаю, можно и нужно найти других партнеров, в том числе и тех, кто пока ориентируется в большей степени на НАТО. Североатлантический альянс ведь не вечен.

НАТО частично уже трещит по швам: в новой системе общеевропейской безопасности, предложенной Россией, оказались заинтересованы испанцы, итальянцы, отчасти немцы. Региональные интересы, к примеру, Турции расходятся с интересами НАТО. России необходимо не упустить момент и предложить свою схему неагрессивного военного сотрудничества, кооперации с самыми разнообразными странами – от европейских до ценральноазиатских. К примеру, выработать аналог натовской программы «Партнерство во имя мира», сближающей военных разных стран. Самое время задуматься – кто будет нести ответственность за конфликты будущего, если НАТО вдруг не станет.

Олег Горбунов

Об авторе: Олег Горбунов – журналист, глава молодежного политического клуба «Вектор»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Powered By Blogger