Поиск

вторник, 8 февраля 2011 г.

Иван Александрович Ильин - Об искренности

Пока человек живет на земле, он остается одиноким; и ему не предоставлена свобода вырваться из этого одино­чества или устранить его совсем. Основной способ бытия. присущий человеку, остается вечно тем же и не меняется на протяжении тысячелетий; и если бы он по существу своему изменился, то человек перестал бы быть собою, а стал бы каким-то «сверх-человеком» или «не-до-человеком», о ко­тором мы ныне не имеем ни малейшего представления.

Каждый из нас есть единичная, замкнутая в себе душа, скрытая за единичным и единственным в своем роде инди­видуальным телом, с которым она таинственным образом связана, которое ее обслуживает и выражает ее состояния. Именно этот способ бытия обеспечивает каждому из нас все бремя и все благодатные преимущества одинокой жизни.

Одинокость* есть бремя, потому что было бы гораздо легче затеряться в слитном и несамостоятельном бытии людей, утонуть во всесмешении, нежели утверждать свою самобытность и самостоятельность, и притомна надле­жащей высоте, т. е. самому идти через жизнь, проходя ответственный, сердечно-искренний и творческий путь. Но одинокость имеет также свои великие и благодатные преимущества, потому что она есть живая основа и необ­ходимая предпосылка свободы духовности, личного очи­щения и просветления.

Как ужасна была бы жизнь, если бы у человека не было внутренней отрешенности, если бы у него не было возмож­ности уйти в свое огражденное и целомудренное одино­чество, чтобы сосредоточиваться в себе, находить себя, работать над своим очищением и самосовершенствова­нием... Тогда человек был бы подобен дому с прозрачными стенами, в котором снаружи все всегда всем видно; или проходному жилищу, доступ в которое всегда и отовсюду открыт всякому гаду, зверю и злодею: в жизни его не было бы ничего прикровенного, огражденного, неприкосно­венного и священного... Вечный сквозняк. Вечный проход и пролом. Уличный тротуар, открытый для всяческого зло­употребления. Безличное и бесформенное смешение. Вечно попранная святыня...
Как это чудесно, как это премудро устроено, что мы, благодаря нашему человечески-земному способу бытия, защищены от взаимного вторжения, опошления и надру­гательства. Какое благотворное, прямо благодатное зна­чение имеет в этом наша земная «оболочка», наше тело: оно ограждает непроницаемость нашей души, оно оборо­няет самоопределение нашего духа, оно блюдет тайну лич­ного обращения к Богу и приближения к Нему. Человек устроен «от природы» так, что он может оставаться с Богом наедине; и он был создан таким именно для того, чтобы Господь мог быть наедине с ним. Человек есть личный твор­ческий центр: в нем самом заложена та прочная граница, тот предел, о который сокрушится всякая произвольная коллективизация, противоестественная и противорелигиозная...

Но человеку даны одинокость и самостоятельность совсем не для того, чтобы изолировать его от его ближних или чтобы сделать из него хитроумного интригана, всесвет­ного обманщика... Самостояние и самобытность челове­ка   его, скажем, «само-основность», совсем не озна­чает отказ от общения, от совместности и любви. Духов­ная «аутаркия» (самосильность) совсем не должна вести к заносчивости или гордыне. Отрешенность дана челове­ку для того, чтобы он мог свободно обратиться к Богу, очиститься и укрепиться в Его Духе и вступить в общение с людьми в качестве свободного, но уже укорененного в Бо­ге сына Любви. Ин-дивидуальность дается человеку как способность свободного Богосозерцания, как возможность стать духом, вести духовную жизнь и творить духовную культуру. В этом цель его жизни; это есть то, что он призван создать и развить в себе.

Человек есть мир в малом масштабе («микрокосм»), который должен осуществить в себе и про себя одухотворе­ние, очищение и устроение (т. е. воспитать в себе духовный характер), с тем, чтобы вслед за тем включиться и твор­чески вложиться в мир великого масштаба (в «макро­косм»). Самостоятельность человека не есть право на про­извол и на безобразие. Свободу нельзя понимать, как сво­боду от духа, от совести и от всякой веры. Напротив: ве­ликая симфония мира требует от каждого из нас, чтобы он укрепил и развил в себе свой самостоятельный голос и присоединил его свободное, личное пение, в верной гармо­нии, к общему хоровому пению, осуществляя предустанов­ленный Богом мировой ритм.

И вот, одиночество человека есть высокое и нелегкое искусство, а искренность есть его лучшее проявление.

Чтобы быть искренним, человек должен внутренне найти себя и иметь достаточно мужества оставаться самим собою. Найти себя значит увидеть сердцем свою святыню, прилепиться к ней и подчинить ей свою жизнь. Пока чело­век не совершил этого, он колеблется между различными возможностями, зовущими его, претендующими на него или соблазняющими его; ни одна из них не имеет безуслов­ного преимущества перед другими, ни одна из них не окончательна и он может предаваться им и разыгрывать их по очереди. Его сердце не принадлежит «ничему»; поэто­му оно может в любую минуту измениться и изменить, на­чать «чувствовать» по-иному и предать всякое дело. Его дух есть как бы «ничья вещь» («res nullius»), и потому он будет принадлежать «первому захватчику» («primo occupanti»), как говорят римские юристы. Такой человек ни к чему не относится серьезно и благоговейно. Ни одна жиз­ненная возможность не есть для него «единственная», т. е. главная и необходимая. Он даже не может понять, что в жизни бывает необходимо быть «таким» и только «та­ким», и действовать «так» и только «так»...

Человек становится искренним тогда, когда он имеет в своей душе некое священное средоточие, к которому он от­носится с серьезным и целостным благоговением; когда он в своем жизненном выборе и делании «иначе» не может и не хочет. Тогда он стоит твердо. Тогда он имеет как бы крепкий якорь или живой и могучий корень. Тогда он и не может иначе хотеть и не хотел бы мочь иначе. И тогда ему нужно еще только мужество, чтобы блюсти верность своей святыне и делать из этого все жизненные выводы.

Чтобы быть искренним, человек должен стать внутрен-но единым. Пока его дух живет в разделении или разорван­ности, он не искренно любит, думает, говорит и поступает. Ибо в нем идет «гражданская война» с самим собою; он преследует одновременно различные цели и служит одно­временно различным ценностям («богам»); в нем имеется несколько соперничающих между собою жизненных «цент­ров» и он предает их один за другим. Все в нем дву­смысленно и неверно; его любовь не сильна и стоит малого; его мышление условно и относительно, он блуждает, сомне­вается и ничего не создает; его слова лукавы; в решениях он остается всегда «себе на уме»; в делах он ненадежен, и верности он не знает. Поэтому он обладает слабым харак­тером и полагаться на него нельзя. Первый и основной закон «ин-дивидуальности» есть закон внутренней неде­лимости; этого закона он не соблюдает; им он не живет. Поэтому он всегда неискренен, даже наедине с самим со­бою, когда он про себя размышляет и принимает «одинокие» решения. Ибо у него нет внутреннего единства; а без него не бывает и искренности.

Человек искренен тогда, когда он носит в себе цент­ральный огонь, от которого разливается свет и из которого летят во все стороны искры.

У древних греков и римлян был в каждом доме священ­ный алтарь, на котором всегда лежали наготове тлеющие угли. Этот алтарь назывался по-гречески «'Εστία» (Гестия), а по-латыни Vestа (Веста) и почитался священным центром жилища...

Древние пифагорейцы утверждали, что в мире есть великий огненный центр «Κέντου», «Μέσου»), перво­зданное священное огнилище, которое является творчес­ким источником света, тепла и порядка. Филолай44 обозна­чал этот центр словом «'Εστία»: это было сразу «Дом Божий» и в то же время «связующая сила вещей» и твор­ческий источник природного порядка. Из этого источника проистекал жизненный ритм мира...

И вот, каждый из нас призван утвердить в себе такую светящую и правящую огненную Купину и жить в ее свете и законе. Тот, кто живет из нее, становится искренним. Его Гестия светит ему во всех делах, а он сам излучает в жизнь ее лучи. Она дарит ему тепло и энергию; и его сердце стано­вится Купиною и светит другим людям. Вся его жизнь получает направление и управление из этой Купины; от этого ритм жизни становится единым и центральным, а его собственная воля становится верной и сильной. Тогда все искры его любви, его мысли, его поступков вылетают из этого огнилища; купина его сердца посылает ему свои слова, и они становятся его словами; искренними стано­вятся его решения, его воззрения, его письма и написанные им книги; и самая душа его оказывается ясною, светлою, определенною и искреннею.

Искренность есть мужество; и человек становится мужественным. Искренность есть вернопреданность, и человек становится верным поборником Божьего дела. Искренность есть прозрачность горящей души; и человек становится огненным и прозрачным. А это значит, что он счастливо разрешил задачу отрешенности и преуспел в искусстве одиночества...

Такие люди призваны совершать важнейшее в жизни, в культуре и в истории: их дело молитва и освящение, созерцание и познание, воспитание и духовное окормление, академия и художество, правление и суд. Им дается в жизни истинная дружба, которая возникает из творческого обмена искрами. Такие люди суть столпы церкви, семьи и государства: ибо все человеческие союзы вырождаются при отсутствии духовной искренности, от лжи и обмана, от лукавства и предательства, и только искренность делает их жизнеспособными и сильными.

Церковь, построенная на неискренности и неискренно ведомая искажает и извращает дело религии; она поте­ряла дверь в Царство Божие, она водворила фальшь на святом месте, она есть мнимая церковь. Семья, построен­ная на притворстве и обмане, есть пустая иллюзия: она соз­дает пролганное общение и мнимое единение; у нее нет духовной державы, и она обречена на распадение. Про­лганное государство, построенное на насилии, страхе и притворстве есть организованная порочность: оно под­рывает и угашает всякое взаимное доверие; оно извращает и обессиливает личную совесть и честь; оно лишает челове­ческую жизнь ее божественного смысла и ее творческой свободы. 

Но в человеческой жизни есть благостная и благодатная сила, которая невозможна вне искренности и всегда ее добивается. Это есть сила живого сердца. Сердце мо­жет любить только искренно; неискренняя любовь совсем не любовь. Сердце может петь только искренно; фальши­вое пение фальшивого сердца не звучит перед Богом. Сердце может молиться только искренно; молитва, не вос­ходящая из сердечной купины, есть предчувствие несос­тоявшейся молитвы или же простое притворство. Не­искренняя вера есть самообман и симуляция. Неискреннее искусство фальшиво и нехудожественно. Неискренняя доброта есть противное лицемерие.

Великая беда современного человека состоит в том, что он утратил искренность сердца. Спасение его в том, чтобы восстановить ее и из нее начать новую культуру. Все, что задерживает этот процесс исцеления и возрождениявредоносно. И вреднее всего, пагубнее всего то, что подав­ляет и ослабляет, расшатывает и подрывает искренность человеческого сердца.

Что может начать и создать человек с заглохшим сердцем, если все великое и глубокое, все Божественное в жизни требует искренности и любви?.. Из лицемерия и лжи никогда еще не возникало ничего великого и прочного. Вот почему искренность есть дар Бога и сокровище человека. И если современное человечество хочет выздороветь и воз­родиться, то оно должно вернуть себе силу и радость искреннего сердца.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Powered By Blogger