Диакон Георгий Малков
Мы предлагаем нашим читателям новую статью диакона Георгия Малкова. Трудно не согласиться с доводами автора, жёстко осуждающим действия Сербского Патриарха Иринея. Действительно, возжигание ханукальных свечей никак не согласуется с нашими представлениями о высоком служении Предстоятеля Церкви и больно ранит многих православных. Но, на наш взгляд, суждение отца диакона о мотивах этого поступка Патриарха не достаточно аргументировано. Сомнительно, что православному иерарху вдруг ни с того ни с сего захотелось свечи зажигать в синагоге. Очевидно, что его к этому вынудили какие-то обстоятельства, но вот какие? Это может быть принуждением и внутренним, церковным, зависящим от состояния клира и паствы, и внешним – Сербия, и Сербская Церковь вместе с ней, были настолько замордованы за последние десятилетия, что трудно ожидать от наших православных собратьев на Балканах особенной стойкости. Случается и врагу удаётся поймать на чём-то личном того или иного клирика и принудить к сомнительным действиям. В любом случае, нам кажется преждевременным обвинять Предстоятеля братской церкви чуть ли не в иудином грехе и лишать его патриаршего достоинства без законного суда и следствия. А нужно ли это – решит сама Сербская церковь.
Редакция РЛ
Грех в Церкви есть всегда не грех Церкви, а против Церкви.
Еще святитель Игнатий (Брянчанинов) чуть позже середины XIX века со скорбью указывал на окружавшее его уже тогда – и в обществе и в самой Церкви – «гонение на жизнь ее, на Святого Духа – заменение Бога и Его уставов лжеименным разумом…» (Святитель Игнатий Брянчанинов. Письма о подвижнической жизни. Париж – Москва, 1996. С. 204).
Но многое ли изменилось к лучшему и в последующее время?
Ведь нередко видишь и в нашей, так сказать, повседневной церковной жизни всевозможные отступления от верности евангельским заветам – и лишь в молчании со скорбью порой думаешь по этому поводу: что ж, все мы суть род лукавый и грешный.
Однако когда всё чаще начинают проявляться во Вселенской Православной Церкви отступления уже и от самог? евангельского духа её – как Тела Христова, молчание становится вряд ли для нас извинительным…
Разве не стали мы свидетелями ряда вопиющих апостасийных нарушений церковных канонов нынешними высшими представителями Церкви в целом ряде стран – архипастырями, считающими себя, казалось бы, православными?
Но каковы времена – таковы уж и нравы… Предпоследние (и это в лучшем случае) времена – «предпоследние» явно и нравы…
Каких только расколов – как явно апостасийных явлений – не произошло за последние десятилетия во Вселенском Православии!
Тут и деление на «новостильников» и «старостильников» – в Греции, тут и расколы то в Болгарии, то в Македонии, то на Украине…
А теперь вот уже и в Сербии, где даже сам Патриарх подлежит, если точно следовать церковным канонам, немедленному извержению из сана!
Почему?