В последние дни многие мировые СМИ пишут о «дефолте» США. Разумеется, под этим громким словом подразумевается совсем не то, что с ним ассоциируется у обычного человека; собственно, на это и расчет. А на практике дело в том, что глава ФРС США Бен Бернанке призвал Конгресс (парламент США) вновь поднять «потолок» американского государственного долга, который по итогам 2010 года составляет 96% ВВП страны. В противном случае, предупреждает руководитель Федеральной резервной системы (ФРС), в США может наступить технический дефолт. Соответствующее предупреждение Бернанке озвучил в ходе своего выступления в Национальном клубе печати США.
«При определенных условиях... США придется объявить о дефолте. И последствия этого шага для финансовой системы страны, нашей монетарной политики и экономики были бы катастрофическими», – заявил он, впрочем, сделав оговорку, что подобный сценарий «крайне маловероятен».
По мнению Бернанке, следует пересмотреть либо доходы, либо расходы госбюджета, либо то и другое одновременно. Так или иначе, выход из ситуации лежит в сфере финансово-бюджетной и налоговой политики, считает глава ФРС. Текущий лимит американского долга – $14,294 трлн – уже близок (в апреле-мае 2011 года), поэтому финансист призвал демократов и республиканцев оставить межпартийные противоречия и срочно заняться бюджетными вопросами.
Как видим, ничего серьезного, в общем, нет. В любом законе о бюджете содержится ограничение по общему объему государственного долга. Это – одна из тех «фишек», которые позволяют законодательному органу страны контролировать деятельность исполнительной власти. За последние 10 лет таких решений в США было принято несколько, и хотя в газетах регулярно пытались «поднять волну», особого смысла в этом, естественно, не было.
Теоретически такая же ситуация должна была бы быть и в этот раз. Однако все оказалось не так просто, иначе Бернанке не стал бы специально об этом говорить. Да и потом – какое дело Бернанке с его ФРС до дефицита бюджета, который теоретически находится в компетенции Белого дома (объединяющего в США главу государства и правительство) и Конгресса? Дело в том, что отношения ФРС и Белого дома в последние годы были относительно безоблачны. ФРС печатала столько денег, сколько было нужно с точки зрения исполнительной власти, отказалась она и от обязательного до того запрета на прямой выкуп у правительства казначейских облигаций. Впрочем, тут был придуман формально безупречный вариант: ФРС выкупает облигации у банков, которые перед этим покупают их у казначейства на деньги, полученные от ФРС.
При этом собственно к ФРС у общественности есть масса вопросов. И о том, сколько же на самом деле денег дала ФРС банкам (есть некоторые основания считать, что на самом деле их было несколько больше, чем официально объявлено), и о том, чем руководствуется руководство ФРС, продолжая эмиссию; наконец, о том, сколько же золота осталось в его подвалах. У профессионалов вопросов еще больше.
До недавнего времени все это были достаточно абстрактные вопросы: поскольку обе палаты Конгресса контролировала Демократическая партия, представитель которой Барак Обама сидит в Белом доме и возглавляет исполнительную власть; она следила за тем, чтобы депутаты не задавали слишком громко не совсем удобные вопросы. Но в ноябре на выборах относительную победу одержали республиканцы, которые в январе получили большинство в нижней палате парламента. А в рядах этой партии состоит в т. ч. знаменитый Рон Пол, который собаку съел на задавании ФРС разных неудобных вопросов. И делает он это настолько убедительно, что многие готовы с ним согласиться…
В итоге может получиться так, что республиканцам удастся пробить в отношении ФРС свою самую важную идею – провести в ней независимый аудит. ФРС отчаянно сопротивляется (что наводит на некоторые подозрения), пока – достаточно успешно. Но после смены руководства Палаты представителей ситуация может измениться. И в этой ситуации Бернанке решил вмешаться – поскольку республиканцы могут воспользоваться трудностями Белого дома и поставить жесткий ультиматум, выдвинув категорическое условие: увеличение лимита заимствований в обмен на изменение позиции по отношению к ФРС.
Что там у них получится – не очень-то и принципиально. В конце концов, кризис развивается независимо от желаний конкретных лиц, они мало что могут изменить в ситуации, хотя его политическое обрамление, конечно, может измениться принципиально. И выступление Бернанке, и несколько более шумное, чем обычно, обсуждение банального вопроса об увеличении бюджетного лимита заимствований – это все лишь симптомы процесса развития кризиса. Их становится все больше и больше, они проявляются в самых разных местах и самых разных обстоятельствах, они оказывают все более сильное влияние на текущую ситуацию. Так что не стоит переоценивать слова о возможном «дефолте» США... но не следует их и недооценивать.
«При определенных условиях... США придется объявить о дефолте. И последствия этого шага для финансовой системы страны, нашей монетарной политики и экономики были бы катастрофическими», – заявил он, впрочем, сделав оговорку, что подобный сценарий «крайне маловероятен».
По мнению Бернанке, следует пересмотреть либо доходы, либо расходы госбюджета, либо то и другое одновременно. Так или иначе, выход из ситуации лежит в сфере финансово-бюджетной и налоговой политики, считает глава ФРС. Текущий лимит американского долга – $14,294 трлн – уже близок (в апреле-мае 2011 года), поэтому финансист призвал демократов и республиканцев оставить межпартийные противоречия и срочно заняться бюджетными вопросами.
Как видим, ничего серьезного, в общем, нет. В любом законе о бюджете содержится ограничение по общему объему государственного долга. Это – одна из тех «фишек», которые позволяют законодательному органу страны контролировать деятельность исполнительной власти. За последние 10 лет таких решений в США было принято несколько, и хотя в газетах регулярно пытались «поднять волну», особого смысла в этом, естественно, не было.
Теоретически такая же ситуация должна была бы быть и в этот раз. Однако все оказалось не так просто, иначе Бернанке не стал бы специально об этом говорить. Да и потом – какое дело Бернанке с его ФРС до дефицита бюджета, который теоретически находится в компетенции Белого дома (объединяющего в США главу государства и правительство) и Конгресса? Дело в том, что отношения ФРС и Белого дома в последние годы были относительно безоблачны. ФРС печатала столько денег, сколько было нужно с точки зрения исполнительной власти, отказалась она и от обязательного до того запрета на прямой выкуп у правительства казначейских облигаций. Впрочем, тут был придуман формально безупречный вариант: ФРС выкупает облигации у банков, которые перед этим покупают их у казначейства на деньги, полученные от ФРС.
При этом собственно к ФРС у общественности есть масса вопросов. И о том, сколько же на самом деле денег дала ФРС банкам (есть некоторые основания считать, что на самом деле их было несколько больше, чем официально объявлено), и о том, чем руководствуется руководство ФРС, продолжая эмиссию; наконец, о том, сколько же золота осталось в его подвалах. У профессионалов вопросов еще больше.
До недавнего времени все это были достаточно абстрактные вопросы: поскольку обе палаты Конгресса контролировала Демократическая партия, представитель которой Барак Обама сидит в Белом доме и возглавляет исполнительную власть; она следила за тем, чтобы депутаты не задавали слишком громко не совсем удобные вопросы. Но в ноябре на выборах относительную победу одержали республиканцы, которые в январе получили большинство в нижней палате парламента. А в рядах этой партии состоит в т. ч. знаменитый Рон Пол, который собаку съел на задавании ФРС разных неудобных вопросов. И делает он это настолько убедительно, что многие готовы с ним согласиться…
В итоге может получиться так, что республиканцам удастся пробить в отношении ФРС свою самую важную идею – провести в ней независимый аудит. ФРС отчаянно сопротивляется (что наводит на некоторые подозрения), пока – достаточно успешно. Но после смены руководства Палаты представителей ситуация может измениться. И в этой ситуации Бернанке решил вмешаться – поскольку республиканцы могут воспользоваться трудностями Белого дома и поставить жесткий ультиматум, выдвинув категорическое условие: увеличение лимита заимствований в обмен на изменение позиции по отношению к ФРС.
Что там у них получится – не очень-то и принципиально. В конце концов, кризис развивается независимо от желаний конкретных лиц, они мало что могут изменить в ситуации, хотя его политическое обрамление, конечно, может измениться принципиально. И выступление Бернанке, и несколько более шумное, чем обычно, обсуждение банального вопроса об увеличении бюджетного лимита заимствований – это все лишь симптомы процесса развития кризиса. Их становится все больше и больше, они проявляются в самых разных местах и самых разных обстоятельствах, они оказывают все более сильное влияние на текущую ситуацию. Так что не стоит переоценивать слова о возможном «дефолте» США... но не следует их и недооценивать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий