Обличеніе на Іудеевъ.
И такъ пусть выступитъ на средину глаголющій Духомъ Святымъ, нелживый Давидъ, сынъ Іессеевъ. Онъ, поя нѣчто пророчески объ истинномъ Христѣ, воспѣлъ Духомъ Святымъ Бога нашего, ясно предвозвѣстилъ все, что сдѣлано было Ему отъ Іудеевъ во время (Его) страданія. Такъ въ Псалмѣ 68-мъ уничижившійся и облекшійся въ образъ раба, Адама, Христосъ какъ бы отъ лица насъ взываетъ къ Богу Отцу небесному такимъ образомъ: спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея. Углѣбохъ въ тимѣніи глубины (Псал. 68, 2-3), то есть, въ тлѣніи ада за преслушаніе въ раю, и нѣсть постоянія (Псал. 68, 3), то есть, помощи: изчезостѣ очи мои, отъ еже уповати ми на Бога моего (Псал. 68, 4), когда Онъ пріидетъ и спасетъ меня.
Потомъ Христосъ далѣе какъ бы уже отъ своего лица говоритъ: яже не восхищахъ, тогда воздаяхъ (Псал. 68, 5), то естъ, въ чемъ не согрѣшилъ, за то подвергся смерти ради грѣха Адамова: ибо, Боже, Ты увѣдѣлъ еси безуміе мое, и прегрѣшенія моя отъ Тебе не утаишася (Псал. 68, 6), какъ бы такъ Онъ говоритъ: ибо я не согрѣшилъ. Посему да не постыдятся о мнѣ терпящіи, то есть, ожидающіе видѣть тридневное Мое воскресеніе, Апостолы. Яко Тебе ради, ради послушанія Тебѣ, претерпѣхъ поношеніе, то есть, крестъ, когда Іудеи срамотою покрыли лице мое (Псал. 68, 8); когда я чуждъ былъ братіи моей по плоти, и страненъ сыновомъ матере моея (Псал. 68, 9), то есть, синагоги. Яко ревность дому Твоего, Отче, снѣде мя, и поношенія поносящихъ Ти нападоша на мя (Псал. 68, 10). Посему о мнѣ глумляхуся сѣдящіи во вратѣхъ, ибо распяли меня внѣ вратъ, и о мнѣ пояху піющіи вино (Псал. 68, 13), то есть, въ праздникъ Пасхи. Азъ же молитвою моею къ Тебѣ, Господи, глаголалъ: Отче, отпусти имъ (Лук. 23, 34), — язычникамъ, потому что — время благоволенія къ язычникамъ (Лук. 23, 14). И такъ да не потопитъ мене буря искушеній, ниже да пожретъ мене глубина (Псал. 68, 16), то естъ, адъ: яко не оставиши душу мою во адѣ (Псал. 15., 10), ниже сведетъ о мнѣ ровенникъ устъ своихъ, то есть, гробъ (Псал. 68, 16). Врагъ моихъ ради избави мя (Псал. 68, 19), чтобы не хвалились Іудеи, говоря: пожрохомъ его (Псал. 34, 25).
Обо всемъ этомъ молился Христосъ по домостроительству, какъ человѣкь, будучи истинный Богъ. Но говорилъ это и страдалъ, какъ я прежде скалалъ, яко пріявшій зракъ раба (Флп. 2, 7). Посему присовокупилъ, говоря: поношеніе чаяше душа моя и страсть, то естъ, я пострадалъ добровольно, а не по какому-либо насилію; ждахъ соскорбящаго, и не бѣ, ибо всѣ ученики мои оставили меня и убѣжали, и утѣшающаго, и не обрѣтохъ (Псал. 68, 21).
Послушай, Іудей, со вниманіемъ, что еще (далѣе) говоритъ Христосъ: даша въ снѣдь мою желчь, и въ жажду мою напоиша мя óцта (Псал. 68, 22), Вотъ, что претерпѣлъ Онъ отъ васъ!
Послушай, что говоритъ Духъ Святый и о томъ, чтó Онъ воздалъ вамъ за оную малость óцта. Ибо пророкъ какъ бы отъ лица Божія говоритъ: да будетъ трапеза ихъ въ сѣть и въ воздаяніе (Псал. 68, 23). О какомъ онъ говоритъ воздаяніи? Очевидно, о томъ злополучіи, которое обдержитъ тебя нынѣ. Далѣе выслушай и слѣдующее: да помрачатся очи ихъ, еже не видѣти (Псал. 68, 24): и — у васъ помрачены очи души темнымъ и всегдашнимъ мракомъ, ибо и по возсіяніи истиннаго свѣта вы блуждаете, какъ въ ночи, сбиваясь съ пути, и падая, какъ оставившіе Путь, который говоритъ: Азъ есмъ Путь (Іоан. 14, 6). Потомъ выслушай наиважнѣйшее: и хребетъ ихъ выну сляцы (Псал. 68, 24), то есть, чтобы они были въ рабствѣ у язычниковъ не четыреста тридцать лѣтъ, какъ въ Египтѣ, и не семдесятъ, какъ въ Вавилонѣ, но выну, говоритъ, сляцы на рабство. Почто же ты питаешь тщетныя надежды на освобожденіе отъ обдержащаго тебя бѣдствія? Ибо оно несбыточно. И не несправедливо Онъ молился объ ослѣпленіи очей твоихъ, но за то, что ты закрывалъ Христу очи, когда бичевалъ Его, и потому хребетъ твой выну сляцы на рабство. И поелику ты съ неистовствомъ пролилъ кровь Его, то послушай и о возмездіи: пролей на ня гнѣвъ Твой, и ярость гнѣва Твоего да постигнетъ ихъ (Псал. 68, 25). И да будетъ дворъ ихъ пустъ (Псал. 68, 26), то есть, оный пресловутый храмъ.
За что, пророче, за что опустошенъ храмъ? Не за сліяніе ли древле тельца? не за идолослуженіе ли народа? не за кровь ли пророковъ? не за прелюбодѣяніе ли и любодѣяніе Израиля? Нѣтъ, говоритъ, не за это, — во всемъ этомъ они всегда удостоивались человѣколюбиваго прощенія, — но за то, что умертвили Сына Благодѣтеля, со-присносущнаго Отцу. Посему товоритъ: да будетъ, Отче, храмъ ихъ пустъ. Зане егоже для спасенія міра Ты по доброй его волѣ поразилъ еси, тіи погнаша, то есть, преслѣдовали Меня насильственною и несправедливою смертію, и къ болѣзни язвъ моихъ приложиша (Псал. 68, 27). Прежде я болѣзновалъ, какъ человѣколюбивый, о заблужденіи язычниковъ; но къ этой болѣзни они приложили мнѣ другую, — ту, что заблудились и сами. Посему приложи беззаконіе къ беззаконію ихъ и скорбь къ скорби, и да не внидутъ въ правду Твою (Псал. 68, 28), то есть, въ царство Твое, но да потребятся отъ книги живыхъ, и съ праведными да не напишутся (Псал. 68, 29), то есть, со святыми отцами и патріархами своими.
Что ты, Іудей, на это скажешь? Это говоритъ не Матѳей, не Павелъ, но Давидъ, христосъ твой, изрекающій въ отмщеніе за Христа страшные приговоры, и, подобно Іову, вамъ, говорящимъ противъ Праведнаго и Неложнаго, говоритъ какъ бы такъ: ты купилъ Христа, какъ раба; пришелъ на Него въ садъ, какъ на разбойника.
Наконецъ представляю пророчество о Христѣ и Соломоново, которое ясно и открыто возвѣщаетъ о томъ, чтó постигнетъ Іудеевъ за учиненную ими наглость и дерзость противъ Начальника жизни, не только въ настоящее время, но и въ будущемъ вѣкѣ. Пророкъ такъ говоритъ: рекоша нечестивые, помышляющіи о Христѣ неправо (Прем. 2, 1): уловимъ праведнаго, яко непотребенъ намъ есть, и противится дѣломъ и словамъ нашимъ, и поноситъ намъ грѣхи закона, и возвѣщаетъ разумъ имѣти Божій, и отрока Божія себе именуетъ (Прем. 2, 12-13); потомъ прибавляютъ: тяжекъ есть намъ и къ видѣнію, яко неподобно есть инымъ житіе его, и отмѣнны стези его. Въ поруганіе вмѣнихомся ему, и удаляется отъ путей нашихъ, яко отъ нечистотъ, и блажитъ послѣдняя праведныхъ (Прем. 2, 15-16). И еще послушай, Іудей. Никто изъ праведниковъ, ни изъ пророковъ, не называлъ себя сыномъ Божіимъ: а между тѣмъ Соломонъ далѣе какъ бы отъ лица Іудеевъ такъ говоритъ о семъ Праведномъ, который есть Христосъ: бысть намъ на обличеніе помышленій нашихъ (Прем. 2, 14), и славится отца имѣти Бога (Прем. 2, 16). Увидимъ, аще словеса его истинна, и искусимъ, яже сбудутся ему. Аще бо есть истинный Сынъ Божій, защититъ его, и избавитъ его отъ руки противящихся (Прем. 2, 17-18). Смертію поносною осудимъ его, будетъ бо ему разсмотреніе отъ словесъ его (Прем. 2, 20).
Кромѣ сего о будущемъ вѣкѣ говоритъ въ Псалмахъ Давидъ: тогда возглаголетъ къ нимъ Христосъ гнѣвомъ своимъ, и яростію своею смятетъ я (Псал. 2, 5). А въ нѣкоторомъ мѣстѣ и Соломонъ говоритъ о Христѣ и Іудеяхъ, что когда Праведникъ станетъ съ многимъ дерзновеніемъ предъ лицемъ оскорбившихъ его и отметающихъ слова его, то видящіи смятутся страхомъ тяжкимъ, и ужаснутся о преславномъ спасеніи его, и рекутъ въ себѣ кающеся, и въ тѣснотѣ духа воздыхающе: сей бѣ, егоже имѣхомъ нѣкогда въ посмѣхъ и въ притчу поношенія. Безумніи житіе его вмѣнихомъ неистово, и кончину его безчестну. Како вмѣнися въ сынѣхъ Божіихъ, и въ святыхъ жребій его есть? Убо заблудихомъ отъ пути истиннаго, и правды свѣтъ не облиста намъ, и солнце не возсія намъ. Беззаконныхъ исполнихомся стезь и погибели, и ходихомъ въ пустыни непроходимыя, пути же Господня не увѣдѣхомъ. Что пользова намъ гордыня наша? Преидоша вся óна, яко сѣнь (Прем. 5, 2-9). (Biblioth. Veterr. Patrr. etc. Tom. II. pag. 448-450, ed. Galland. Venet. 1766.)
Печатается по изданiю:
Святаго Ипполита епископа и мученика Обличеніе на Іудеевъ. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1841 г. – Часть II. – с. 313-321.
Комментариев нет:
Отправить комментарий